Как поститься будем?

Великий пост установлен Церковью в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне, после которого Он начал проповедовать людям Царствие Божие. За Великим постом следует Страстная седмица – неделя сугубых воспоминаний о последних днях земной жизни Спасителя. Завершает пост Пасха – Праздник праздников.

И.Н. Крамской. «Христос в пустыне» (skarvit.ru)

Великий пост для православного человека – это совсем не то же самое, что диета. Соблюдение некоторых пищевых ограничений ни в коем случае не является целью поста. Телесный пост – только средство, чтобы стяжать мир и любовь Господа, чтобы сделать шаг навстречу Ему. А это невозможно без покаяния в собственных грехах.

Когда вполне достойный по мирским меркам человек думает: «У меня грехов нет», он ошибается. Это говорит только о его невнимательности. Со времён Адама грех вошёл в самую природу человека. Просто обычно телесные нужды для нас на первом месте, а о душе часто забываем. Не видим того, что происходит внутри нас самих, не видим своих грехов. А они копятся в нас, портят нам жизнь, вызывают тоску и депрессию, приводят к телесным болезням, а главное – и после смерти не позволят нам приблизиться к Богу, войти в жизнь вечную.

Пост заглушает голос плоти, и тогда становится слышен зов души, смягчается сердце, очищается ум. Человек начинает воспринимать духовную реальность. И с удивлением слышит шёпот совести: ты вовсе не такой «белый и пушистый», каким привык себя видеть, и грешишь чуть не каждую минуту… Так начинается главное дело Великого поста – покаяние.

Весь строй Великого поста направлен на то, чтобы подвигнуть человека к покаянному труду – к тому, чтобы душа наша пребывала не с телом, а с духом. В первые четыре дни поста на Великом повечерии вот уже почти 1200 лет читается Покаянный канон Андрея Критского. Он задаёт особое состояние духа, ума и души, которое в течение семи недель наполняет всю нашу жизнь, помогает обрести глубину покаянного чувства.

В будние дни в пост не служится полная литургия, тем самым Церковь подчёркивает, что кающимся грешникам радоваться ещё рано, нужно сначала принести Господу достойные плоды покаяния. Служится поэтому литургия Преждеосвященных Даров – служба, в духовной атмосфере которой сочетаются покаянный плач и светлое упование на милосердие Божие. Многократно читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина – главная молитва Великого поста. Её православные читают и дома.

Вторая, третья и четвёртая субботы святой Четыредесятницы (Великий пост ещё так называют) – родительские. Мы возносим Господу молитвы об усопших родных и близких, знакомых и незнакомых, о тех, за кого некому помолиться.

В храмах в эти дни совершается Таинство соборования (елеосвящения), в котором человек получает духовное и телесное исцеление, а также очищается от тех грехов, которые не может исповедовать. Не потому, что не хочется, а по «уважительной причине» – например, забыл или просто не осознал, что данный поступок греховен. Иногда думают, что собороваться нужно только тяжелобольным, тем, кто находится на пороге смерти. Но при этом забывают, что все мы тяжко больны, мы страждем грехами. Поэтому по сложившейся традиции соборуются все православные старше семи лет.

Если человек называет себя православным, но не приступает к Таинствам исповеди и причастия, то он обманывает себя. Раскроется самообман после смерти, когда окажется, что он не готов к вечной жизни. В дореволюционной России это знали даже самые малоцерковные люди и хотя бы раз в год, но причащались. И происходило это именно в Великий пост, когда вся атмосфера этому способствовала.

В дни поста православный человек больше времени уделяет молитве, читает, например, кроме утреннего и вечернего правила, Псалтырь или покаянный канон. Также читает Евангелие и писания святых отцов, которые научают нас основам христианской жизни.

А вот от развлечений стоит отказаться и телевизор включать пореже. Избыточная внешняя информация духовной жизни только мешает. Как и чрезмерное общение, которое часто сводится к празднословию. По возможности нужно пребывать в тишине и покое.

Не употребляется скоромная пища: мясные и молочные продукты, яйца, рыба. Во многих средствах массовой информации, не только светских, но и церковных (например, церковных календарях) предлагается во время Великого поста отказаться от растительного масла или ограничиваться неварёными овощами (сыроядение). Нужно знать, что такая строгость поста предписана монахам, она соответствует духовному уровню людей, оставивших мирской образ жизни. Мирянам слишком строгий пост может и навредить. Свою меру поста нужно обязательно согласовать со священником, получить его благословение. Своеволие тут – это искажение принципов духовной жизни. Ведь мера телесного поста определяется духовным возрастом, который самому человеку обычно неведом.

Пост – время усиленной духовной работы. Человек часто становится раздражительным, обидчивым, гневливым, легко склоняется на злословие. Нужно внимательно следить за собой, сдерживаться, стараться сохранять благодушие. Это куда более серьёзный подвиг, чем пищевые ограничения. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте».

Великий пост в 2017 году начнётся 27 февраля и завершится 16 апреля – Пасхой Господней! С постом приятным!

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий