Светлым жемчугом украшу…
Много веков назад родилось в нашем народе это удивительное ремесло – саженье жемчугом. Жемчуг всё-таки очень наш, русский самоцвет! Поднесёшь к глазам жемчужинку – и увидишь сиянье снега на Рождество, облака над полем, и нежную зарю увидишь, и крылья лебедя, и белокаменный храм над Нерлью-рекой… Как такими камушками не украшать было Божьи церкви! Тут и одежды священнослужителей, и священные плащаницы, и драгоценные оклады для образов.
Так много было на Руси, особенно на Севере, жемчуга, что и на наряды для простых людей хватало. Однажды – было это двести лет назад – заехал царь-государь Александр Первый в город Каргополь. Городок небольшой, царю какая нужда сюда ехать? – да стоит Каргополь аккурат на дороге, которая до Архангельска ведёт. А царь-батюшка в Архангельск направлялся. Но уж коли оказия вышла, заехал поглядеть, чем тут люди русские живут. Съездил на богомолье в Спасо-Каргопольский монастырь, ночку поночевал у одного из тамошних купцов, чаю с утра напился – и собрался ехать дальше. Глядь – у ворот одного дома стоит каргополка, а на голове у неё диво дивное, жемчугами унизанное! Да и весь-то наряд её с головы до пят вышит шелками да златыми нитями, у самой царицы такой красоты не сыщется! Подошёл царь-батюшка к каргополке, надивиться не может. Взял бережно её голову, повернул в одну, в другую сторону и спросил: «Это жемчуг у тебя?» «Жемчуг, ваше царское величество, – улыбнулась женщина. – Кокошник весь жемчужный!»
Да, сам царь удивлялся богатству и красоте головных уборов жительниц Русского Севера. Во многих северных губерниях кокошники были тоже очень нарядными и богато украшенными. Вышивали их специальными позолоченными и посеребрёнными нитями, а украшали речным жемчугом. В прежние века его у нас в России было столько, что добывать его дозволялось «всем невозбранно», во всех речках-озёрах. Особенно много перлов добывали в чистых северных речках. Продавался он на больших здешних ярмарках целыми телегами! Так что, уж конечно, и купить его себе на кокошник могла даже небогатая крестьянская девушка. Правда, самые красивые кокошники стоили больших денег. Они ценились очень высоко и были семейной реликвией, передаваясь от матери к дочери.
«А как же добывали жемчуг на Руси?» – спросите вы. Надо сказать, что жемчужины не лежат россыпью на дне речек. Они образуются внутри раковин пресноводной жемчужницы. По преданию, прежде чем отправиться искать жемчуг, шли в храм: каялись, просили благословения у батюшки. Потом парились в бане и уж после того – чистые телом и душой – отправлялись на промысел. Собирать жемчуг следовало с хорошим и радостным настроением, не допускать ссор и брани. «Жемчуг идёт в руки только людям с чистой совестью», – гласила поморская пословица.
Обычно жемчужниц собирали с июля по август, когда речки и озёра мелели и вода в них хорошо прогревалась. Из брёвен мастерили плот с небольшим отверстием посередине. Человек ложился над этой дырой и просматривал дно. Заметив раковину, её доставали со дна реки и двигались дальше.
На мелких речках обходились без плотов и просто бродили по грудь в воде, ощупывая дно босыми ногами.
Со временем жемчужница будто обиделась на жадность людей и исчезла. Со второй половины XIX века жемчуга в России стало добываться всё меньше и меньше. И лишь в 1912 году – словно на прощанье – был необъяснимый всплеск урожая карельского жемчуга, знаменитого своим голубоватым оттенком.
Но сегодня в Карелии снова добывают жемчуг. И ежегодно в государственную казну отправляется несколько сотен прекрасных жемчужин. Как знать, может быть, когда-нибудь некоторые из них украсят нимб над ликом Богоматери.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий