Врачебные грехи

Николай Ярошенко. «На приёме у врача». 1890-е гг.

Николай Ярошенко. «На приёме у врача». 1890-е гг.

Врачебные грехи можно распределить по нескольким группам.

1. Грехи невежества – когда из-за недостаточной компетентности или необученности мы приносим больным страдания, которых не было бы, если бы уровень профессионального мастерства был более высок.

Преодоление грехов этой группы – в постоянной работе над собой, над своим профессиональным уровнем, своей ленью и нерадением к специальности. Врач обязан учиться всю свою жизнь. Всё меняется: препараты, оборудование, ситуации. Врач – это не станок, не механизм. Это человек, практически проживающий свою жизнь вместе с больными, учитывающий, анализирующий все факторы, происходящие вокруг него и адаптирующий их к ситуации.

2. Грехи немощи – когда по усталости, или плохому настроению, или рассеянности, или невнимательности, или болезненности телесного естества нашего мы пропускаем или не замечаем симптомов болезни и ставим диагноз неправильно или поздно. Грех немощи часто связан с гордостью. Мы не хотим себе сознаваться, что эта ошибка в диагностике или проводимом вмешательстве связана с тем, что мы сегодня не в форме. А надо сказать: «Да, я сегодня плохо оперировал, да я сделал пациенту больно и неудачно пропунктировал или пальпировал больного, прости меня, Господи». Мы часто забываем, что всё это является предметом покаяния.

Хирург В. А. Суходольский вспоминает: «Валентин Феликсович болел душой за каждую свою неудачу… Когда, войдя в палату, замечал, что нет больного, которого он оперировал два дня назад, он, ни о чём не спрашивая, поднимался на второй этаж и запирался в своей комнате», – для молитвы.

Преодолевается эта группа грехов смиренным обращением к Богу. Образец такого обращения в состоянии немощи и усталости оставил нам прав. Иоанн Кронштадтский: «Господи, имя Тебе – Сила! Укрепи меня, изнемогающего и падающего!» Сам помоги мне не ошибаться в диагностике и лечении.

3. Грехи сребролюбия – когда мы ощутили в себе движение сердца, в котором преобладало желание поиметь с больного человека личную финансовую или человеческую выгоду, а не послужить болящему Христу. Мы должны принимать каждого пациента как посланника Божия, как Божие благословение и спрашивать в сердце: «Господи, чем я могу помочь этому человеку, чего Ты ждёшь от меня по отношению к нему?» Всегда ли мы так делаем? Всегда ли молимся за наших пациентов? Ведь мы как врачи призваны к этому Богом. Всегда ли мы говорим: «Господи, помилуй моего больного, которого Ты вручил мне», «Помилуй всех, которых лечу и лечил»?

Владыка Лука лечил больных ради Бога, также во Славу Божию он часто помогал бедствующим и утешал несчастных. Его частные приёмы, консультации были бесплатными. Научную же свою деятельность, публикации книг и статей, получение Государственной премии владыка Лука рассматривал как средство поднять авторитет Церкви. Несомненно, что в те страшные времена открытая проповедь о Христе знаменитого учёного, прославленного хирурга не могла не заставить задуматься многих и многих людей.

Преодолевается грех сребролюбия врача всецелым преданием себя в руки Божии, упованием на благой Промысел: «Господь даёт столько, сколько нужно, когда нужно и через кого нужно. Он не оставит меня без хлеба. Я буду лечить во Имя Твоё, Ты же Сам позаботься обо мне». Сребролюбивый врач никогда не преуспевает духовно, потому что препятствует Божией милости. Материально он будет очень богат, а духовно – нищ. Как говорит старец Паисий Святогорец, «для того чтобы преуспеть, требуется многое доверие к Богу».

4. Грехи самоуверенности – когда наше рациональное знание и уверенность «я всё смогу сделать» заслоняют Христа. Врачебная неуверенность – дело плохое, но и самоуверенность – скверное. «Всё могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» – вот правильное внутреннее устроение православного доктора. А всегда ли мы благодарим Господа за то, что Он дал возможность послужить Ему, за то, что пощадил больных и помог нам в лечении?

Грех врачебной самоуверенности верующий врач может преодолеть благотворным самоуничижением: «Без Тебя, Господи, не могу творити ничесоже».

5. Нарушение общеизвестных правил этики и деонтологии. Это уже сама христианская жизнь и христианский подвиг – соблюдать заповеди Божии там, где их никто не хочет соблюдать. Поэтому соблюдение принципов медицинской этики синергично стремлению врача к христианской жизни в миру.

По тексту: прот. Сергий Филимонов «Духовный облик православного врача и лечение болезней в свете учения Святителя Луки Крымского о духе, душе и теле» (Приложение к журналу «Церковь и медицина». Санкт-Петербург, 2008 г.)

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий