Мы – один корабль
Рукописи, как известно, не горят. Если говорить о письмах наших дорогих читателей, то они точно «не горят». Больше того, ценность их со временем только возрастает. Эти послания словно адресованы нам, сегодняшним. Знали ли мы тогда, четверть века назад, что после довольно-таки аскетичного бытия нам предстоят искушения сытостью, всезнайством («Яндекс найдёт всё»), свободой слова, ощущением вседозволенности… Хорошие русские люди, которые десятилетиями ходят в храм, теперь ёрничают в Фейсбуке в адрес Патриарха. А ведь эти досужие разговоры незаметно, по камешку разрушают здание Церкви. Во времена гонений у Церкви отнимали только голос, сбрасывая колокола и сажая в тюрьмы священников. Теперь же, с благими намерениями, отнимают у Матери-Церкви достоинство.
Передо мной письмо из 1995 года. Сегодня оно имеет для нас особенное звучание. Автор вспоминает о том, как в августе 92-го оказался в Архангельске посреди торжественного события – на перенесении мощей свв. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. «Пристань вся была заполнена народом. В окружении почётного караула из военных моряков Святейший Патриарх принимал поздравления духовенства, официальных лиц. Затем выступил сам с ответным словом. “Ишь, стал спиной к народу!” – зло, желчно и достаточно громко прозвучало сзади. И этот возглас вошёл через уши в разум (отравленный гордыней) и стал растекаться по всему сознанию: действительно, почему к нам спиной? И только погрузка на корабль трёх рак со святыми мощами отвлекла внимание от этих мыслей… Спустя какое-то время после окончания молебна внезапно наступила тишина. Взоры всех были устремлены на верхнюю палубу корабля. Там – один, без свиты – стоял Святейший. Некоторое время он молча смотрел на нас с искренней, какой-то безмерной любовью. В этом взгляде было всё: и участие, и забота, и понимание наших нужд. Он родил в душе неизведанное мною ранее чувство, которое я испытываю, в различной степени, у православных святынь, при общении с духовно просветлёнными братьями и сёстрами, – чувство благодати… Сразу же стало стыдно за недавние мысли, стало понятно, что мы – одно целое, что мы во Христе. Корабли отдали швартовы, развернулись, а Святейший Патриарх всё стоял на палубе… Мы – один корабль. Патриарх – нос его, рассекающий волны больших злых сил, а мы – кто где, у каждого свой крест. Может, я частица корабельного винта, но, слава Богу, следую в житейском море за благодатным Патриархом». Автор письма подписался так: «А. Бакаев». Ныне это любимый в народе батюшка, настоятель крепкого прихода. И надо сказать, каждую свою проповедь по праздникам он начинает со слов: «Посмотрим, что пишет нам на этот день Патриарх…» Как и четверть века назад, первоиерарх Церкви для него – непререкаемый авторитет.
Опасность нашего времени в том, что недобрые мысли теперь моментально «озвучиваются» через Интернет: бесконечные форум-сражения, где нет победителей и побеждённых, изматывают даже православных. Тогда же, десятилетия назад, мы были как-то осторожнее на язык, отчасти приученные государством, но больше из воспитания. Говорить громко и грубо считалось неприличным, и у порядочных людей было принято стыдиться своих дурных мыслей. А теперь «форумчане» мечут друг в друга тучи стрел своего язвительного остроумия. И духи злобы поднебесной потирают руки…
Вот и в другом письме, за 1996 год, продолжается эта тема – защиты Церкви и веры от вредоносных и недобрых слов. Сыктывкарка Нина пишет: «Дорогая редакция! Вы должны посодействовать! Мы, православные христиане, только что отпраздновали 600-летие преставления святителя Стефана, епископа Пермского, который силою Бога Всевышнего победил язычников, коми-зырян духовно породнил с верою православной. Но увы! После передачи о проводах Патриарха Алексия Второго с Коми земли на экране телевизора появилась надпись: “Вужьяс и Вожьяс”. И стал выступать язычник, богоборец. Он говорил, что, мол, есть бог леса, бог воды, бог трав и т. д. Такую передачу нельзя допускать на экран. Людей одурманивают!»
Подобные выступления тогда были у всех на виду, они были единичны, и можно было, действительно, «посодействовать». А что делать сейчас, когда в нашей православной стране пышным ковром цветут разные верования? Два процента населения, согласно статистике, живут жизнью Церкви. Но это значит, что остальные лишены и благодатных Таинств, и человеческого общения со священниками. Сколько душ могло бы согреться возле них! Уходят в мир иной наши престарелые батюшки, унося с собой свой бесценный жизненный опыт.
Мы в этом плане счастливые люди: благодаря работе в газете познакомились со многими замечательными пастырями Русского Севера и рассказали о них вам, дорогие читатели. А кто-то из батюшек был нашим постоянным корреспондентом, как, например, старейший клирик Вологодской епархии митрофорный протоиерей Василий Чугунов. 10 лет, как его нет с нами. «Христос посреде нас! И есть, и будет», – с такого, почти пасхального, приветствия начиналось каждое письмо. Отец Василий любил нашу газету, добровольно помогал делу её распространения, с трогательной скрупулёзностью сообщал, что сделано в этом направлении. Вот например: «Вчера меня посетила моя духовная дочь баронесса Ирина Юрьевна Пиляр, дочь известного писателя военных лет Юрия Пиляра и дальняя родственница фельдмаршала Кутузова. Далёким родственником Кутузова является и митрополит Зарубежной Церкви Виталий, и вот теперь она приглашена в Америку. Конечно же, мною сообщены самые благоприятные сведения о православной газете “Вера”, выданы подписные бланки…» Отец Василий последние годы жизни провёл в полной слепоте, письма от него приходили, уже написанные духовными чадами под диктовку. Человек щепетильной порядочности, о. Василий много бед претерпел на протяжении жизни. И даже после своей кончины он был кому-то неугоден, наша газета не могла не встать на защиту его честного имени («Паутина», «Вера», август 2007 г.).
…На днях из родного Североморска позвонил отец и с великой радостью рассказал, что на торжества по случаю освящения кафедрального собора прибыл сам Патриарх – «и всех благословил!». И снова вспомнились слова из давнего письма в редакцию: «Мы – один корабль». Утверди нас, Боже, в этой мысли!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
поучительная статья.