История одного колокола
Сказка
На одной высокой колокольне на живописном берегу реки Волги жила-была семья колоколов. Колокол-папу – солидный колокол в сорок пудов – звали Бом-бом. Он начинал всегда первым, и долго его могучий бас разносился над волжскими просторами: «Бо-омм! Бо-омм!» Затем, как бы робко, ему начинала вторить колокол-мама: «Баммм! Баммм!» Подхватывали звон старшие братья и сёстры, и сразу же начинали весёлый перезвон малыши, которые просто заливались неудержимым звонким и весёлым смехом: «Динь-дилинь! Динь-дилинь!»
Бим-бим, колокол весом в пуд, был очень мечтательным ребёнком. По целым дням с высокой колокольни он наблюдал, как по Волге шли пассажирские пароходы и буксиры, которые тянули за собой огромные баржи. На носу пароходов и буксиров висели медные колокола. «Это корабельные рынды, сынок, – объяснил отец, – почти что наши родственники». «Как бы я хотел быть рындой! – вздыхал грустно Бим-бим. – Я бы плавал и много бы всего навидался». «Быть церковным колоколом очень почётно, – говорила мама-колокол. – Ведь мы зовём людей на молитву – значит, служим Богу. А выше этого служения ничего нет на земле». «Мне уже наскучило это служение, – бурчал Бим-бим. – Каждый раз одно и то же. А на кораблях люди танцуют, поют и веселятся. Там жизнь интересней, чем здесь, на колокольне». «Как это “одно и то же”?! – возмущался отец. – Звон у нас всё время разный, для каждого случая особый. Звон – это наша молитва Богу. Если её исполнять с душой и сердцем, то она никогда не наскучит». Но Бим-бим слушал отца вполуха и продолжал мечтать о том, чтобы стать корабельной рындою.
Недалеко от храма был причал, и Бим-бим сумел познакомиться с одним корабельным колоколом.
Как-то раз, проплывая мимо храма, рында прокричал Бим-биму: «Послушай, Бим! В стране произошла революция! Храмы закрываются! Религия отменяется!» Бим-бим очень обрадовался этому известию и даже закричал: «Ура-а! А теперь я… смогу стать рындой?» «Конечно! Свобода! Ты теперь можешь стать кем угодно!» – заверил его приятель.
Вскоре на церковь повесили замок, и в колокола звонить перестали. «Вот тебе, сынок, и свобода, – ворчал отец. – Виси себе на свободе, никому не нужный…» Прошло несколько лет, и вдруг колокола услышали скрип ступенек. Они очень обрадовались, думая, что идут звонить. На колокольню поднялось сразу несколько человек. Один сказал: «Эти, самые большие, будем сбрасывать прямо с колокольни». «Они же так разобьются», – заметил второй. «Ну и пусть себе бьются, всё равно их отправят на переплавку». Тут-то колокола и поняли, какая ужасная участь их ждёт. Люди соорудили деревянный настил, спустили на него колокол-папу. Папа-колокол молча упирался, но его всё равно постепенно продвигали к краю колокольни. Когда колокол-отец почувствовал, что ему больше не удержаться, он успел крикнуть: «Прощайте, мои родные! Сейчас вы в последний раз услышите мой зво…» Договорить он не успел. «Бо-оммм!» – раздалось от удара огромного колокола в землю. И земля, и колокольня содрогнулись от этого могучего удара. «Прощайте, дети, – сказала, заливаясь слезами, колокол-мать. – Вы знаете, как я вас всех любила…» Через несколько мгновений внизу раздалось глухое: «Баммм!» – и всё смолкло. Дети беззвучно оплакивали своих родителей, готовясь разделить их участь.
На колокольне был матрос. Он подошёл к Бим-биму и слегка дёрнул за верёвку его язык. Раздалось печальное и негромкое: «Бимм!» «Звук этого колокола очень похож на рынду, – сказал матрос. – Пожалуй, возьму я этот колокол на корабль. Наша старая рында недавно треснула».
С тех пор Бим-бим плавал на корабле по Волге. Он повидал много красивых городов и сёл. Вскоре это стало привычным, и ничто не волновало его сердца. Кроме одного: каждый раз, когда он проплывал мимо своей родной колокольни, всё в нём сжималось от тоски и печали. Порой Бим-биму казалось: вот сейчас раздастся отцовский голос: «Бо-омм! Бо-омм!» – и понесётся сладостным родным звуком над Волгой… Но колокольня молчала…
Вскоре началась тяжёлая война, и Бим-бим вместе со своим матросом воевал на боевом корабле под Сталинградом. В самый разгар боя, когда кругом рвались снаряды и свистели пули, он услышал, что матрос молится Богу. Это очень обрадовало колокол. Корабль сильно качало, и Бим-бим качался вместе с ним. Пуля летела прямо в матроса. Бим-бим решительно качнулся в её сторону, при этом жалобно звякнув от удара. Матрос понял, что колокол спас его от смерти и, перекрестившись, поцеловал своего спасителя.
Прошли годы. Война уже давно закончилась, а колокол и матрос всё плавали вместе по Волге. Правда, матрос был уже капитаном большого пассажирского теплохода. Бим-бим, проплывая мимо своей колокольни, с огорчением видел, что храм потихоньку разрушается. Прогнили купола, покосились кресты, провалилась кровля…
Пронеслось ещё много лет. Старый капитан давно ушёл на пенсию, и колокол плавал с его сыном. Но и молодой капитан со временем состарился. И как-то раз, подойдя к колоколу, сказал: «Вот и всё, старина. Отплавали мы. Теплоход наш списывают на металлолом». Бим-бим страшно расстроился: ведь он больше никогда не увидит свою колокольню! В последнем рейсе он с особым волнением ждал встречи с ней, чтобы попрощаться навсегда. Но… то, что он увидел, подплывая к родному месту, его взволновало ещё сильней. Бим-бим увидел, что храм начали ремонтировать! «Раз храм восстанавливают, значит, там будут служить! Интересно, кто же там будет звонить?» Подумав это, Бим-бим взмолился: «О, если бы только один раз мне дали позвонить к Божественной службе!»
Капитан тоже заметил восстановление храма и решил сделать ему подарок. По прибытии в порт он взял колокол, погрузил его в багажник своего автомобиля и поехал к храму. Бим-бима несли по свежевыструганным ступенькам на колокольню, и он плакал от счастья! Когда его стали укреплять на звоннице, он заметил, что тут уже висят колокола. Бим-бим пригляделся и ахнул: рядом с ним – его братья и сёстры! Они радостно приветствовали Бим-бима: «Ну что, бродяга-романтик? Наскитался на воле?» «Братья, сёстры, да как же вы тут? Я уже и не надеялся вас увидеть!» Оказалось, что старший брат служил у пожарных и все эти годы возвещал набатом о пожарах. Старшая сестра пролежала в тишине музейных залов, младшая сестрёнка в сельской школе звала ребят на уроки и переменки. А младшего братика сберегла на чердаке одна верующая старушка, и недавно её внучка отыскала его и принесла сюда. «А моих рассказов хватит на долгие годы, – сказал Бим-бим. – Но в своих скитаниях я понял одно: нет ничего лучше и краше на свете, чем служение Богу!»
И вот впервые за многие годы на колокольне начался звон.
Колокола были счастливы. Ведь они себя снова ощущали дружной колокольной семьёй!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий