Живой кладезь

– Как вести себя христианину в обществе?

– Преподобного Амвросия Оптинского часто спрашивали его современники: как жить? На что он однажды ответил: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – моё почтение!» Попытаюсь пояснить сказанное им. «Жить – не тужить» – значит не впадать в уныние и отчаяние от трудностей. Это может происходить тогда, когда человек находится в мире с Богом и собственной совестью. «Никого не осуждать»: осуждение – самый распространенный и, на первый взгляд, малозначащий грех. Но он очень сильно расстраивает мирное состояние души, ибо основан на гордости. «Никому не досаждать»: досаждение окружающим, выражающееся в разных формах, например в неуступчивости, разрушает с ними отношения и делает человека одиноким. И, наконец, «всем – моё почтение!»: в этих, на первый взгляд, бесхитростных словах раскрывается фундаментальный закон духовной жизни, выраженный в Евангелии: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Эти советы преподобного Амвросия христианину вполне можно взять для руководства в том, как вести себя в обществе.

 

– С родителями я в ссоре, может ли это влиять на мои сегодняшние неприятности? Накануне ссоры просила у Бога, чтобы Он сделал как лучше, и получилось, что я наконец-то увидела в Господе Отца. Со своими родителями уже год не общаюсь – они не хотят, да и я тоже.

– Любой грех, тем более ссора с родителями (вспомним ветхозаветную заповедь: чти отца твоего и мать), может влиять на количество скорбей в нашей жизни, ибо скорби – прямое последствие греха. Хорошо, что Господь открылся вам как Отец, но, зная Отца Небесного, нельзя забывать и отца земного. Так что обязательно примиритесь с родителями. Начните с молитвы к Богу о прекращении вражды, умиротворении душ и изгнания из них греха непрощения. Прекрасный повод поправить отношения – позвонить и поздравить отца и мать с каким-нибудь праздником. Спросить: «Как дела? Не нужна ли помощь?» Если нужна – помогите, и, таким образом, постепенно примиритесь.

 

– Случается, что человек влюбляется, но безответно. Что православный христианин должен делать в такой ситуации? Из-за этого возникают отвратительные и кошмарные чувства обиды, ревности и прочее. И, что хуже всего, чувствуешь, что вера ослабевает. И отпустить человека не получается, душа просто отказывается… И Христос говорит о любви, и апостол Павел в 1-ом Послании к Коринфянам (гл. 13), и в то же время возникла в жизни вот такая тёмная сторона этого светлого чувства…

– К сожалению, в русском языке такое понятие, как любовь, обозначается лишь одним термином. В греческом языке этих терминов несколько, и каждый раскрывает различные аспекты любви. Любовь к Богу, высшая форма любви, обозначается словом «агапэ», любовь, как мужская дружба, – «филадельфия», плотская любовь между мужчиной и женщиной – «эрос». Так что и Спаситель, и апостолы в отрывках из Нового Завета, о которых вы упоминаете, призывали приобретать не ту любовь, что регулирует брачные взаимоотношения мужчины и женщины, а любовь, выражающуюся в Евангельском принципе: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так поступай и ты с ними (Мф. 7, 12). Что касается безответной любви мужчины к женщине. Одним из последствий грехопадения Адама стало расстройство воли, противодействие воли человеческой воле Божией. Такое состояние на языке аскетики именуется своеволием. Своеволие и становится причиной многих наших бед, нестроений в отношениях с Богом и ближними. Повреждённый первородным грехом человек желает, чтобы всё было так, как он захочет. Но расстроенная грехом воля часто желает противного воле Божией. Это и становится причиной наших страданий. Потому в древности в монашеской школе старец, взяв в послушание ученика, прежде всего стремился отсечь в нём страсть своеволия и научить отдаваться воле Божией. В наше же время мы даже не знаем, что своеволие – грех. В чём же обнаруживается своеволие? В отношении человека к Промыслу Божию о нём. Христианство говорит о том, что с нами в жизни не происходит ни одного случайного события. Каждое событие совершается либо по воле, либо – по попущению Божию (если причина события кроется в злой воле человека). Человек же никак не хочет соглашаться с волей Божьей о себе и потому скорбит, унывает, гневается, ропщет на Бога и людей, которые являются по отношению к нему лишь орудиями Промысла. В результате, как вы пишете, появляются чувства обиды, ревности и ослабление веры.

Но неужели за свою любовь нельзя бороться? Можно и нужно. Во-первых, надо помолиться Богу, попросить Его помощи и благословения. Во-вторых, явить девушке поступками и словами серьёзность своих намерений к ней. Но здесь необходима и золотая середина: если все разумные попытки не привели к ответу с её стороны, в этом тоже нужно увидеть Промысел Божий о себе (значит, она не та, которую благоволит дать мне Бог) и успокоиться, согласиться с Божественной волей. Этим путём необходимо разрешать и прочие аналогичные случаи. Схиигумен Савва в своей книге «Прими от меня искренний совет» описывает рассказ из патерика о подвижнике, научившемся в каждом событии, происходившем с ним, видеть действие Творца и соглашаться с Ним. Он стал не только внутренне счастливым человеком, но был награждён и даром чудотворений.

Можно порассуждать и с другой стороны. Предположим, что нет никакого Бога и Его Промысла о человеке. Все события жизни – случайность. И вот мы попали в ситуацию, противоположную нашим желаниям, и при этом ни в малейшей степени не можем на неё повлиять. Как нам здесь правильно себя вести? Злиться, ненавидеть всё и вся? Но от этого ничего не изменится, а мы – расстраиваемся и разрушаемся. Или согласиться с произошедшим и успокоиться? Один мудрец сказал: «Если не можешь изменить обстоятельства, изменись сам». Эти слова очень созвучны с христианством. Поэтому когда что-то в жизни происходит вразрез с нашими желаниями и все попытки изменить положение вещей не приводят к положительным результатам, нужно в молитве поблагодарить за это Бога, сказав: «Слава Тебе, Господи, за всё! Да будет воля Твоя!» Подобно благоразумному разбойнику, признать свою греховность и недостоинство: «Достойное по делам моим получаю» (а ведь в действительности так часто и есть). И тогда, даже если внешние события не изменились, нас посетит мир Божий и душа не будет омрачаться никакими греховными движениями.

 

– Могут ли в церкви работать геи (гомосексуалисты)?

– Могут ли в больнице быть больные? – ответ, мне кажется, очевиден: могут. Церковь тоже больница души и тела человеческого. Вопрос в другом. Как человек относится к своей болезни? Борется ли он за выздоровление или не собирается этого делать? Более того, рекламирует болезнь и заражает ею других? Каждый из нас болен большим количеством грехов, в том числе и смертных. Православная Церковь среди них выделяет так называемые смертные грехи, среди которых – грех содомии или мужеложства. Грех этот однозначно осуждается Богом в Священном Писании. Не зря название его происходит от библейских городов Содома и Гоморры, сожжённых огнём из дождя и серы за повальное занятие жителей этим грехом. Но одно дело, когда человек, поражённый грехом содомским, понимает его, оплакивает перед Богом, борется с пагубной страстью и не выносит на люди своё внутреннее состояние (об этом не знает никто, кроме духовника, у которого он исповедуется). Совсем другое дело, когда он не видит в этом ничего противоестественного, даже не пытается с собой бороться и рекламирует свой образ поведения, заражая других и смущая их. Если в первом случае такой человек всё же остается членом Церкви и может быть сотрудником храма, то во втором – это совершенно не допустимо.

 

– Мой сын пьёт, потерял силу воли, но он хочет бросить пить, а сил нет бороться с этим злом.

– Если ваш сын понимает, что болен и хочет освободиться от своей зависимости, это уже залог его выздоровления. Однако и вам, и ему необходимо набраться терпения и приготовить себя к духовному труду, поскольку в Церкви нет и в принципе не может быть некой чудесной «таблетки», употребив которую, можно сразу, без усилий, исцелиться.

Начинать нужно вот с чего. Поскольку алкоголизм не столько физический, сколько душевный недуг и возникает он от отсутствия или потери смысла жизни, вашему сыну необходимо заполнить образовавшуюся в душе пустоту правильным содержанием. Известный математик и физик Блез Паскаль сказал, что в душе у каждого человека есть бесконечная пустота в форме Бога и ничем конечным она не может быть заполнена. Нужно постепенно менять мировоззрение: посвятить себя православной вере в Бога и живому общению с Ним. Всё это невозможно без посещения храма, участия в богослужениях и Таинствах. Постарайтесь убедить сына в необходимости исповеди и причастия, и с минимальной подготовкой (быть утром натощак, естественно, не пьяным) принять участие в них. Пусть он регулярно, хотя бы своими словами, обращается в молитве к Богу, попросит прощения в наличии этой пагубной страсти и помощи в избавлении от неё. Можно каждое утро давать ему пить освящённую воду, в храме прикладываться к святым мощам и чудотворным иконам с молитвой к Богу и святым об исцелении. Было бы хорошо заполнить его досуг полезной деятельностью и изолировать его от друзей по несчастью.

Вам, как матери, нужно взять на себя посильное молитвенное правило за сына: в молитвословах есть молитвы о страждущих недугом пьянства. Читайте их ежедневно. Можно прилагать прошения к Богу и своими словами. Было бы хорошо вам проанализировать свою жизнь: не происходили ли какие упущения в его воспитании, в результате которых он стал таким? Обнаружив эти грехи, попросите у Бога в них прощения и тоже исповедуйтесь и причаститесь. Ваша молитва и покаяние могут благотворно влиять на душевное состояние сына.

Отвечал протоиерей Димитрий Шушпанов

– Я дружу с парнем четыре года, хотели бы пожениться, но мои родители против моего избранника. Можно ли выйти замуж, если родители не дают своего согласия?

– Заочно очень трудно ответить на ваш вопрос. Надо знать, почему родители против вашего избранника. Безусловно, нужно, как минимум, прислушаться к их мнению и хотя бы не торопиться. Есть такая русская пословица: «Замуж выйти не напасть, да кабы замужем не пропасть». Родители имеют больший жизненный опыт и могут видеть то, что скрыто от ваших глаз пеленою влюблённости. Они могут иметь опыт общения с родителями вашего избранника, видеть проблемы его семьи и справедливо рассудить, что яблоко от яблони недалеко падает. Это не стопроцентный закон, но нередко у пьющих родителей, особенно отца, сыновья впоследствии тоже могут начать пить. То же относится и к другим страстям. Если отец ведёт прелюбодейный образ жизни, ваши родители могут справедливо опасаться за вашу будущую семейную жизнь. Никакие родители не хотят, чтобы подушка их дочери была мокрой от слёз. Совсем другое дело, если ваш суженый – человек верующий, а ваши родители, напротив, неверующие. И они питают неприязнь к нему на почве веры, что нередко бывает. Тогда, конечно, такой неприязнью руководствоваться совсем не следует. Лучше всего, если есть возможность, обсудить все эти вопросы лично. Общее правило для человека верующего – молиться в каждой затруднительной ситуации, чтобы Господь Сам устроил для вас полезное и спасительное.

Отвечал протоиерей Игорь Дронов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий