Бабушкины молитвы

История про беды и радости

– С детства помню: утром встаю – бабушка молится, вечером ложусь – опять молится, – начинает рассказ о былом Нина Николаевна. – И так до конца своей жизни. Святой человек… Молитвы по старым книгам она, со своим 4-классным образованием, читала до 85 лет на церковнославянском языке и без очков. Без молитвы никакого дела не начинала.

Бабушка Екатерина Петровна Жданова (в девичестве Огнёва) – уроженка деревни Карыбйыв Яренского уезда. Отца насмерть зашиб конь, когда ей было 14 лет. Вскоре после этого ослепла мать. В 1912 году в 20-летнем возрасте Катерина вышла замуж за вдовца Степана Жданова. Он был гораздо старше её, жил после смерти жены с тремя детьми. Бабушка пожалела ребятишек. Дед был крепким крестьянином, держал большое хозяйство, мог обеспечить семью. Она родила ему ещё дочь Ольгу, мою маму. Дед хотел построить большой дом и уже начал было за рекой поднимать сруб, но его забрали на Первую мировую войну – маме тогда только два месяца исполнилось. Он был самым высоким и крепким мужиком в районе. Все говорили, что в уезде Степана никто не может побороть. Но от пули защититься не смог. После ранения началась гангрена ноги. Предчувствуя смерть, из госпиталя города Риги он прислал бабушке последнюю весточку, в которой написал, что, видимо, им в этой жизни больше не удастся повидаться. В то время, в 1914 году, младшему сыну Михаилу было только четыре годика, Ивану семь лет, а дочери Лидии – девять. На четверых детей царское правительство за деда назначило пенсию, на которую бабушка смогла перевезти сруб из-за реки и достроить дом, но не целиком, как хотел дед, а только наполовину. Жили, не бедствовали. Её брат Иван (он поздно женился) во всём помогал: и дом строить, и детей поднимать.

После революции пенсию отменили, бабушка осталась без средств к существованию. Все, даже родственники деда, советовали ей отдать детей в приют. «В нашем роду никто в приют детей не сдавал, – ответила она, – и никто в приюте не воспитывался. Если умрём, так все вместе, а выживем – тоже вместе».

Бабушка была маленькая ростом, но работала очень много, с утра и до позднего вечера. Я, бывало, над ней шутила: «Бабушка, как ты, такая маленькая, всё успеваешь?» А она отвечала по-коми: «Так потому и успеваю, что маленькая. Рост для работы не помеха. Вся работа, милая, на земле, на небе никакой работы нет».

В детстве я ей помогала копать огород, но так уставала, что больше работать не могла.

– Бабушка, давай отдохнём, – просила её.

А она отвечает:

– Нет, не останавливайся. Потихоньку-потихоньку дальше будем работать.

И действительно, как будто открывалось второе дыхание, работа спорилась.

Она умная была от природы. Всё по народным приметам примечала: какой будет зима, каким лето, когда что надо сажать, какой урожай вырастет. Поскольку держала всю жизнь скотину, могла определить с точностью до одного дня, когда корова отелится, когда овечки и козы принесут приплод.

 

История про нашу большую семью

– В 1922 году настоятелем Покровского храма в Арабаче назначили священника Константина Головкова. Никто его с матушкой Пелагеей в свой дом на постой не хотел брать, а бабушка взяла. Уже в бабушкином доме у батюшки родились пятеро детей: Вячеслав, Николай, Александра, Валентина и Надежда. Жили они одной большой семьёй очень дружно, помогали друг другу.

staroe-foto

Бабушка (справа) и мама (в центре) Нины Николаевны Ждановой и жена отца Константина Пелагея (слева)

Отец Константин был сыном священника Вознесенской ибской церкви Вячеслава Головкова. Когда в 1919 году Коми была захвачена белыми, отец Константин был мобилизован в Белую армию и служил писарем при штабе.

В 1930 году батюшку, как служителя культа, лишили избирательных прав. На следующий год его первый раз арестовали – на полтора года, за неуплату налогов. Он должен был сдать пуд масла, а скотины они не держали – где масло-то взять? Через 12 дней после приговора отпустили.

Церковь закрыли в 1935 году. В ночь перед её закрытием к храму слетелись из леса совы и подняли такой страшный крик, что вся деревня проснулась. В это время от храма к небу поднялся ослепительный столп света. Решили, что церковь горит, сбежались тушить, но это оказался огненный столп, который поднялся в небо. Вся деревня была в ужасе от этого видения. А наутро пришли активисты и храм закрыли, все иконы вынесли. Однако часть икон верующим удалось спасти. Они ещё до сих пор хранятся по домам, передаются из поколения в поколение. Ждут своего часа, когда храм будет полностью восстановлен, чтобы вернуться.

После закрытия Покровской церкви отец Константин стал совершать требы на дому. Второй раз он был арестован в 1936 году. Два месяца его продержали в сыктывкарской тюрьме и снова отпустили. Третий и последний арест последовал 19 апреля 37-го года. Его старшая дочь Александра вспоминала: «Хорошо помню, как ночью к нам пришли с обыском несколько человек из НКВД. Мама говорила, что ищут золото. А откуда у отца золото, ведь в доме пятеро детей! Отца увезли, посадили в сыктывкарскую тюрьму НКВД. Брат Вячеслав, который учился в это время в Сыктывкаре, несколько раз пытался увидеться с отцом, но его не пускали к нему. Через год сказали, что отец умер в тюремной больнице…»

Отцу Константину предъявили надуманное обвинение, что он «группировал вокруг себя антисоветский элемент церковников и через них проводил антисоветскую деятельность против лесозаготовок, лесосплава, коллективизации и других мероприятий, проводимых в деревне. Устраивал сборища у себя на квартире, на которых присутствующих агитировал на отказ от работы в лесу, с целью развала колхоза “Звезда”, предлагал колхозникам отравить семена для весеннего сева». Осудили на десять лет лишения свободы и пять лет поражения в правах. Все эти несчастья с отцом Константином матушка Пелагея переживала вместе с моей бабушкой, не зная, вернётся батюшка после очередного ареста домой или нет. На этот раз забрали так, что больше его никто не видел. И никаких весточек от него не поступало. Где могилка – неизвестно.

Матушка Пелагея была образованным человеком, после ареста батюшки работала заведующей детдомом в селе Гам, потом воспитателем в детском садике.

Старший их сын, Вячеслав, возвращался из армии, в дороге кого-то стал спасать и сам утонул. Александра и Валентина стали учительницами, младшая Надежда – медиком. С детьми отца Константина бабушка связи никогда не теряла. Они постоянно приезжали к нам в гости.

 

История про коня Серко

– Матушка, как жена священника, была лишена избирательных прав, – вспоминает Нина Николаевна. – Осталась со своими детьми без средств к существованию. Когда образовались колхозы, имущество бабушки и скотину забрали. Помню, бабушка рассказывала, как они с дядей Ваней, когда ему ещё не было и 10 лет, поплыли на самодельном плоту в Серёгово за солью. Бабушка сама сделала плот из брёвен. И когда они уже возвращались с солью, плот стал развязываться. Бабушка в это время схватила приёмного сына, который не умел плавать, и кинула с силой к берегу. А сама прыгнула в воду, у неё шушун (сарафан) раскрылся, как парашют. Она доплыла к берегу и спаслась. А соль утонула. Так ни с чем и вернулись домой.

«Ничего не было нам так жаль, как нашего коня Серко, которого насильно отобрали у нас в колхоз», – потом рассказывала нам мама. Кормилец семьи. Он, можно сказать, спал вместе с ними, и кормили его тем же, что сами ели.

Однажды, когда мама работала на лесозаготовках под Яренском, Серко спас ей жизнь. «Он был такой сильный, – рассказывала она, – что, когда заготовляли лес и возили его на подводах, Серко всегда бежал впереди обоза. Сколько бы на него ни нагрузили, никого вперёд не пропускал. И в тот раз, после того как все повозки были загружены дровами, Серко опять всех перегнал, мы приехали из леса первыми. Выгрузились и поехали обратно домой. А конь бежит и бежит, его приходится постоянно сдерживать. Я вожжи на руки намотала, сижу в повозке, дремлю, придерживаю его. Вдруг конь остановился, два раза фыркнул… и я чувствую, что на меня со спины кто-то навалился, да так, что под тяжестью я упала ничком на сани. Оглядываюсь: а это волк, пасть оскалил! В это время Серко встал на дыбы – сани поднялись. Волк свалился на землю, и я тоже стала падать вниз, но повисла на вожжах и осталась в санях. Серко пустился галопом. Я смотрю: справа и слева волки – целая стая! Серко бежит что есть сил. Так галопом и добежал до станции. Весь взмыленный, в пене…» Мама вытерла его насухо, потом поводила под уздцы по двору, чтобы успокоился. Когда он отдохнул, напоила и накормила его.

В колхозе коню за его силу дали прозвище Трактор, потому что он возил очень тяжёлые грузы. Когда мама с дядей Ваней жили уже в Сыктывкаре, дяде потребовалось съездить в Арабач за документами. Он потом рассказывал нам: «Иду по полю, подхожу к деревне, вижу: конь пасётся. Пригляделся: это же Серко! И Серко узнал меня, подбежал, морду на плечо положил. Худой-худой, одни рёбра торчат. И у меня слёзы из глаз ручьём, и у коня слёзы ручьём». В колхозе-то раньше коней не жалели, только гоняли везде да кнутом били.

Перед смертью мама постоянно видела Серко во сне. Всё говорила: «Наверное, скоро умру, опять сегодня коня видела». И действительно, вскоре умерла.

– И вот когда коня забрали в колхоз, бабушка, чтобы как-то прокормить детей, пошла в село Усть-Вымь, где храмы ещё действовали. Встала на паперть самого большого храма и стала просить милостыню. Тогда она была ещё очень молодой женщиной. Все проходят мимо, никто ничего не даёт. Кто плюнет, кто засмеётся… Не могу вспоминать про это! – говорит Нина Николаевна и сама плачет. – Тогда бабушка зашла в храм, встала на колени и стала умолять Господа, чтобы наш род никогда не знал нужды и чтобы мы никогда ничего ни у кого не просили, а сами давали нуждающимся. Она обливалась слезами, умоляя об этом Господа. И с тех пор так по жизни и идёт: дети хоть и не стали слишком обеспеченными, но нужды никто из них не знает.

 

История про «Школабаб»

– Когда отца Константина в 37-м году арестовали, хотели арестовать и бабушку, поскольку они жили в её доме. И кто-то в деревне из уважения к ней её об этом предупредил. Она, как только немножко стемнело, собрала котомку и ушла из дома навсегда. А раньше милиция людей не искала: нет человека по месту жительства – значит, нет. К тому времени дети у бабушки уже выросли. Моя мама и дядя переехали в город жить. Бабушка к ним и перебралась. Работала прислугой и нянечкой. Вначале воспитывала сына у преподавателя института Седьякова, который родом тоже из наших мест. Он очень уважал бабушку, поэтому дал ей приют и работу. А другой преподаватель, когда сын у Седьякова вырос, увёз бабушку в Вологду – она помогала им с женой воспитывать дочку Татьяну. Таня тоже очень полюбила бабушку, потом навещала её, приезжая из Вологды в Сыктывкар.

Когда Таня выросла, бабушка снова вернулась в Сыктывкар к своим детям, моей маме и дяде Ване, стала жить с ними и воспитывать внуков. Жить им было тогда негде, и знакомые помогли бабушке устроиться на работу в начальной школе в деревне Давпон. И поселились они в подвале школы. Окошечки в подвале над землёй были совсем маленькими. В комнате по краям шла бетонная опалубка – мы на ней сидели как на лавках. Тут же стояла печка, за ней вместе с нами жили козы. Им много корма не надо. В голодные военные и послевоенные годы так и выживали – на козьем молоке.

В этом подвале я и родилась. Папу оттуда забрали на войну. Попал в плен, но он был такой отчаянный и бедовый, что из плена сбежал. Немцы его поймали и отрубили пальцы на левой руке. Но папа сбежал и во второй раз. Добрался до своих. В Сыктывкаре его постоянно допрашивали, так как органы НКВД держали отца под надзором. Папа запил, и мама просто не смогла с ним жить. Я понимаю, что это не папина вина – время было такое. Сейчас я за него постоянно молюсь. У меня ещё сестра старшая была, она умерла во время войны от воспаления лёгких.

Бабушка работала уборщицей в школе, истопником и сторожем – всё в одном лице. За дровами надо было в лес ездить, заготовлять самим. А это очень тяжёлая работа: деревья нужно было повалить, сучки обрубить, привезти домой, высушить, распилить, поколоть. И хотя мы сами жили в школе на птичьих правах, но бабушка давала приют людям, оказавшимся вообще без жилья. Когда после смерти Сталина из тюрем стали выпускать осуждённых, кто в нашей деревне просился на ночлег, тех направляли в школу к моей бабушке. «Идите, – говорили, – в школу, там баба Катя всех принимает на ночлег». Её так и называли: «Школабаб».

Я тогда маленькая была. Помню, как постоянно в двери стучались. Одни приходили только переночевать, а другие по неделе-две жили, бабушка с мамой их кормили.

Потом уже мама купила часть дома, и мы вместе с бабушкой переехали в свой угол.

В последние годы жизни мама была прихожанкой Вознесенской церкви в Кируле. Я с ней тоже в этот храм ходила. В праздник Воздвижения Креста Господня в 1994 году я не смогла пойти на службу, потому что работала, я была медсестрой. Вернулась с работы, а мамы всё нет. Я начала волноваться. Тут мне из храма позвонили и сказали, что она в больнице: прямо во время праздничной службы ей стало плохо, она упала на пол. Мы с мужем сразу же поехали в больницу. Мама всё хотела мне что-то сказать, а я, чтобы она не волновалась, успокаивала её: «Мама, завтра поговорим, ты отдыхай». А к утру её не стало. Умерла на 81-м году жизни. Где она упала, там сейчас правый клирос, а на стене – большая икона равноапостольной Ольги, небесной маминой покровительницы. Всегда на службах я подхожу на это место и обязательно постою рядом с этой иконой, вспомню маму.

 

История про мечту

– У меня была в этом году мечта побывать на родине бабушки. Там планировался крестный ход в честь Николая Чудотворца от Покровского храма в Арабаче до храма Никольского в деревне Вёздино. А я родилась 22 мая – в день Николая Чудотворца. В этот день мне нынче исполнилось 70 лет. Мой небесный покровитель, святой Николай, постоянно помогает мне. И в этот раз всё сложилось так хорошо, что я смогла участвовать в крестном ходе, хотя сама с палочкой еле-еле от дома до остановки добираюсь.

Сейчас Покровский храм, в котором служил мученик Константин и венчались бабушка с дедушкой, восстанавливается. После закрытия храма вначале там был колхозный склад, потом его переделали под сельский клуб. В алтаре устроили сцену. Когда здание стало бесхозным, оно сильно обветшало: провалилась крыша, разрушился фундамент, он стоял без окон. Мало кто даже в родной деревне верил, что можно восстановить храм. Но вот раба Божия Ираида стала собирать деньги на восстановление храма и пригласила строителей для ремонта. Теперь в отремонтированном алтаре проходят богослужения. Приезжает батюшка из Жешарта. Когда полтора года назад первый раз он хотел отслужить молебен, пошёл ливень. Батюшка недоумевал, как будет служить: окон нет, сквозняк, холодно… Но только начал служить, как небеса раскрылись, выглянуло солнце. Все присутствующие почувствовали необыкновенную благодать. Едва молебен закончился, как снова пошёл дождь. Когда Ираида возвращалась из храма домой, встречные люди её спрашивали: «Что за прекрасный хор пел сегодня в храме?» На самом деле никакого хора не было. Ираида шутила: «Это ангелы пели».

Сейчас в храме Покрова Божьей Матери в Арабаче вновь проходят богослужения. Фото Дениса и Виктории Фёдоровых

Сейчас в храме Покрова Божьей Матери в Арабаче вновь проходят богослужения. Фото Дениса и Виктории Фёдоровых

На строительстве церкви работает бригада плотников из Вологодской области, деревенские мужчины им помогают. Они привели старый купол со шпилем в порядок, подновили и покрасили в золотой цвет, подняли старинные кресты, которые сохранили местные жители.

По мере сил все наши родственники и неравнодушные люди кто чем может помогают Ираиде. Из своих паломничеств привозят иконы и другие святыни. И я отовсюду привозила разные святыни. Когда в Волгограде приложилась к Поясу Пресвятой Богородицы, один освящённый поясок привезла в Арабач. Сшила для храма хоругви. С ними мы и отправились в крестный ход.

Детская хоругвь с иконой прп. Серафима Саровского, сшитая Ниной Николаевной

Детская хоругвь с иконой прп. Серафима Саровского, сшитая Ниной Николаевной

Он проходил по старой грунтовой дороге, по лугам, где от дороги уже ничего не осталось, только кочки да ямы, горки да спуски. Останавливались в родной деревне нашей бабушки Карыбйыв и в деревне Камсамас, где до конца прошлого столетия стояли старинные часовни – по преданию, на местах остановок святителя Стефана Пермского, которые он совершал, проповедуя Евангелие среди зырян. После восстановления Усть-Вымского монастыря одну из часовен – Николая Чудотворца – перевезли туда. Сейчас на месте часовни установлен Поклонный крест.

 

Нина Николаевна Жданова. Подъём на гору в Карыбйыве

Нина Николаевна Жданова. Подъём на гору в Карыбйыве

Я думала, что не смогу на эту гору подняться. Но батюшка постоянно останавливал крестный ход, чтобы дождаться отстающих. И вот мы поднялись ко кресту, я посмотрела вниз и не могла поверить, что на такую большую гору поднялась! Место очень живописное, внизу речка течёт. Там мы молились святителю Николаю.

Дальше я не могла идти, поехала в машине. А ход продолжил движение через лес. МЧС в тот день передавало о штормовом предупреждении. Когда крестоходцы шли по лесу, началась сильная гроза. С левой стороны, метрах в 30–50 от хода, ураганным ветром, как спички, ломало толстые деревья с большим треском и грохотом, а с правой стороны как из ведра сплошной стеной шёл ливень. А людей только чуть-чуть оросило.

Прихожане в Вёздино нас очень хорошо встретили. Расстелили дорожки перед храмом – как для дорогих гостей. Большой котёл ухи сварили, приготовили выпечку и морс. Батюшки отслужили водосвятный молебен, все желающие прибежали с деревни – кто с бидонами, кто с вёдрами, кто с банками. После трапезы, радостные, разъехались по домам.

Так исполнилась моя старинная мечта: я побывала на родине моей бабушки и мамы, которых очень сильно почитаю. Жалею только бабушкин дом: когда он остался без мужской руки, то обветшал, крыша провалилась, и его разобрали на дрова. Но у домов такая судьба. А вот что хотелось бы мне ещё, так это в память о родителях восстановить Покровский храм в Арабаче таким, каким он был ещё при их жизни.

 

Желающим помочь в восстановлении Покровского храма сообщаем адрес: 169031, Республика Коми, Усть-Вымский район, д. Арабач. Кравцовой Ираиде Григорьевне. Тел. 89634861685.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий