Чудесный улов
Впервые на Святой Земле: заметки о святом, и не только
Театр, как известно, начинается с вешалки, а паломничество на Святую Землю – с самолёта, ибо это уже территория государства Израиль. Несколько поразило то, что большая часть пассажиров русскоговорящие, но при этом персонал авиакомпании русским не владеет – объявления идут на английском и иврите. Бытовые вопросы мы решали при помощи соседа Олега Осипова, который живёт в Израиле, родился в Узбекистане, но считает себя русским. В Россию он ездил повидаться с маленькой дочкой, в которой, что называется, души не чает. Она живёт в Подольске, а он – в Кирьят-Малахи. Жаль парня, у которого так всё сложилось. Но человек он, судя по всему, крепкий. Хотя окружение у него в Израиле неправославное, молодец – креста не снимает. Будем за него молиться. Помоги, Господи!
Вид гор, покрытых снегом (а мы думали, что на Юг летим), с высоты 11 км великолепен. Море кажется просто голубой дымкой, но вот самолёт пошёл на посадку, и картина изменилась: волны, паруса яхт, береговая линия. Красиво.
Таможенник, получив ответ о цели прибытия, посмотрел на меня подозрительно и переспросил: «Какие такие святые места?» Нетрудно догадаться, что у него другие святыни и что наш Распятый для него не авторитет. Вольному воля. В противовес чиновнику наш гид Мария, родом из Челябинска, по определению православная. Слушая родной русский говор, забываешь, что ты далеко от родины. Вообще на Святой Земле русская речь не редкость (имею в виду местных жителей), много эмигрантов из России. Но с каждым годом их становится всё меньше. Дети эмигрантов говорят в основном на иврите. В Москве нас провожал молодой человек Александр. В возрасте трёх лет его увезли из Питера. Хотя дома у Александра говорят по-русски, изъясняется он с сильным акцентом.
Автобус, гостиница, ужин, душ, сон. Но кое-что добавлю. Первое впечатление, когда выходишь из автобуса: ты попал в райский сад. Вечер, тишина, прохлада. Всё ново, дивно, поют птицы, в воздухе разливается благоухание. Картину дополняют павлины, сидящие на деревьях. Правда, «поют» они совсем не дивно, это что-то из репертуара котов весной.
* * *
Утро. Понимаем, что не на курорте. Всё в темпе, график плотный. Однако мы с отцом Борисом Бабушкиным (руководителем группы) по священнической привычке проснулись раньше других и особо не суетились. Сразу едем в Иерусалим. Наш гид Мария предлагала пройти Крестный путь сверху вниз, то есть от Гроба Господня и до Львиных ворот, и у неё были на то свои резоны. Мы же полны решимости идти в привычном для нашего понимания направлении: от входа Христа в Львиные ворота и до Голгофы. Гид не в восторге, но особо не возражает. Забегая вперёд, скажу, что всё сложилось благополучно, мы везде успели. Приходится друг к другу приноравливаться. О Крестном пути. Разумеется, со времён земной жизни Спасителя здесь почти всё изменилось, ведь Иерусалим за последние две тысячи лет несколько раз был разрушен. И те же Львиные ворота построены хоть и на прежнем месте, но уже крестоносцами. Но кое-что от глубокой древности сохранилось. Например, каменные плиты двора, где, по преданию, судили Спасителя. На одной из них выбита или выцарапана игра, похожая на «крестики-нолики». Так развлекались когда-то римские солдаты.
Сейчас Голгофа едва ли не в центре города, а прежде находилась за городской стеной, и осуждённые шли к месту казни через Судные врата. Если человек прошёл эти врата и никто не потребовал пересмотра приговора, то приговор становился окончательным. В основании врат – древние плиты. Возможно, их касалась нога Спасителя, выходившего из Судных врат. И никто не потребовал пересмотра приговора…
Сама Голгофа – это скала, которая сейчас находится внутри Храма Гроба Господня. Частично она видна в застеклённых витринах. По этим частям можно представить размеры горы (приблизительно метров 15-20 в диаметре и метров пять высотой). Под самой Голгофой находились останки Адама, привезённые, по преданию, Ноем. Когда в момент смерти Иисуса Христа произошло сильное землетрясение, Голгофа раскололась (трещина хорошо видна), и кровь с креста протекла и омыла голову Адама. У основания Голгофы находится Камень помазания, на который положили тело Спасителя для подготовки к погребению, и буквально метрах в 15 находится и сам Гроб Господень. Выстояв по нашим меркам небольшую часовую очередь, мы приложились ко Гробу. Гиду Марии очередь показалась огромной, но во всём есть свои плюсы. Пока мы стояли, с о. Борисом успели прочитать записки, которые нам подали наши прихожане.
Поскольку была суббота, то мы на время отправились в отель, чтобы вернуться сюда к полуночи на воскресную службу, которая состояла из утрени, часов и литургии. На отдых времени почти не было, ведь нужно приготовиться к службе, вычитать правило, исповедоваться. В 24.00 мы уже были в храме, чтобы сослужить с греческими священниками в их приделе. К этому времени нас – русских священников – было уже семеро, приехал епископ Глазовский Виктор с иеромонахом. Радостно было встретить своих. Тем более, нашлись общие знакомые. Позже нам довелось встретить на Святой Земле ректора нашего Вятского духовного училища протоиерея Сергия Гомаюнова, а на Фаворе подошла ко мне монахиня со словами: «Батюшка, благословите». Отец Борис шепчет: «Это же дивеевская игумения Сергия». Чудеса! Но это было позже, а пока хочу ещё сказать о службе.
У греков и арабов она довольно сильно отличается от нашей. Я не в смысле чинопоследований (хотя и здесь есть различия), а в смысле поведения в храмах, отношений. На Востоке всё как-то проще – по-домашнему. Например, можно сидеть во время утрени в алтаре. Но для нас с о. Борисом это было слишком непривычно, и мы «включили дурака»: записки читали стоя. Как раз хватило до литургии. Греческое облачение тоже немного отличается от нашего покроем, да и сложено не так. Путаемся в завязках и пуговицах, но дружно помогаем друг другу. Управились.
Было чувство нереальности происходящего. Вот я стою на Божественной литургии – и в двух метрах от меня Гроб Господень (сам Гроб служит жертвенником!)… Отца Бориса даже пригласили вынимать частицы. Евангелие читали на греческом, русском и сербском (с нами был диакон-серб). Меня попросили причастить народ (почти все были наши): память на всю жизнь.
* * *
В Вифлееме нас поселили буквально в 15 минутах ходьбы от храма Рождества Христова. Этот храм, в отличие от Иерусалима, разрушался всего один раз, и ему уже более полутора тысяч лет.
Многое, конечно, изменилось с тех пор, когда там происходили библейские события. Сама пещера явно «доработана»: свод ровный, формы выдержаны, но место, где родился Спаситель, известно. А вот ясли крестоносцы унесли, и они находятся сейчас в Ватикане. В пещере символически обозначено лишь место, где они стояли.
Пещера находится под верхним большим храмом, а Вифлеемская звезда, обозначающая место рождения Спасителя, как раз под алтарём верхнего храма.
По осевой линии храма висят три паникадила – подарок русских царей. На Святой Земле многое напоминает о России. Обильные пожертвования из России шли туда почти во все времена.
Один из таких даров – у правого входа в пещеру: чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская». Раньше я такой не видел – Матерь Божия на ней улыбается.
Монах-грек раздавал всем маленькие иконки Рождества Христова. Я попросил Марию сказать ему, что я настоятель храма Рождества Христова. Грек улыбнулся и «отстегнул» мне десятка два иконок (я раздал их потом на приходе).
Посещаем также пещерку Вифлеемских младенцев, она как бы сбоку, под храмом. Кости там не только детские. Представьте себе, что у вас отнимают ребёнка (а то и двоих), чтобы убить. Ясно, что народ сопротивлялся, и что погибло много взрослых. Страшное побоище, и всё ради власти. К сожалению, эта трагедия людей ничему не научила.
Нам дважды удалось побывать на литургии в храме Рождества и один раз причаститься. Оба раза служил священник-араб. Он стоял у престола, а у него за спиной два переносных аналоя, где чтецы читали попеременно: один на греческом, другой на арабском. «Отче наш» спели на греческом, арабском, русском.
Священство и монашествующие причащались в пещере, миряне – в верхнем храме. Замечу, что греки с непониманием относятся к нашему обычаю прикладываться к Чаше после принятия Святых Таин. Одна монахиня целую проповедь (или отповедь) сказала русским паломникам на эту тему, но лично я считаю, что это не принципиально. И ещё, у них священники кресты надевают только на полное облачение. Если мы берём благословение только у епископа, то они и у старшего священника, настоятеля. В общем, надо привыкать.
Вифлеем и его окрестности
* * *
Во время посещения подворья Горненского монастыря (райский уголок!) у нас исчезла девушка из Осетии Алина (в крещении Елена, она у меня исповедовалась, помолитесь за неё). Сели в автобус, а её нет. Вещи есть, а её нет. Обыскали всю территорию подворья, она вся огорожена, и деться, собственно, некуда. Основная версия – села не в свой автобус. Но странно как-то, соседа рядом всё равно знаешь в лицо. Я два дня за ней наблюдал: чудная она была какая-то, отрешённая, всё время сама в себе. Через час после её исчезновения позвонила женщина, представившаяся матерью Алины, сказала: «Не ищите её, она сбежала». Интересна была реакция гида: «Бегите, пожалуйста, но предупреждать надо!» Режим-то безвизовый, никого это и не взволновало. Хотя в практике Марии такого не случалось.
* * *
Утро в колхозе. Да, в колхозе, только называется он по-ихнему кибуц. В горах рядом с Галилейским морем. Красотища! В отличие от Иерусалима и Иудейской пустыни здесь всё в зелени. Воистину Земля обетованная! Птицы не умолкают. Собственно, и проснулись мы от пения петухов, которым «подпевали» павлины. Я с детства был уверен, что колхозы – это наше родное изобретение, но Мария нас «успокоила»: первые колхозы были созданы как раз здесь в 1909 году, как способ выживания еврейского народа во враждебном окружении.
Это в полном смысле коллективное хозяйство. Людям предоставляется всё: жильё, работа, машина и прочее. У них даже есть выражение, которое на русском звучит приблизительно так: «Мне всё до лампочки, я живу в кибуце». Питаться можно бесплатно в столовой, можно что-то из продуктов забрать домой. С другой стороны, нет зарплаты, человек получает лишь что-то на карманные расходы, и то, что есть у него, принадлежит кибуцу. В случае выхода из него человек остаётся ни с чем, кроме небольшого выходного пособия. Впрочем, в каждом кибуце свой устав, так что правила могут отличаться. Занимаются кто чем, есть даже кибуцы, которые занимаются компьютерным программированием, но в основном всё же сельским хозяйством. В нашем с утра хорошо так припахивало недалёким птичником. Кстати, туризм в них тоже статья доходов. Да и вообще, туризм наравне с сельским хозяйством занимает третью строку доходов государства Израиль после даров Мёртвого моря (косметика, удобрения и т. д.) и высоких технологий (нам бы поучиться).
К сожалению, не владея ивритом, пообщаться с местным населением не удалось. Но первое впечатление (не всегда верное) получили. Конкретно в этом кибуце живут, видимо, небогато, но, наверное, счастливо – кому ж дома плохо! Территория самого поселения закрытая, въезд через шлагбаум. Весь посёлок состоит из небольших коттеджей, рассыпанных по пологому склону горы. В номерах для паломников есть чайник, кружки, ложки, чай, кофе, сахар, микроволновка и включённый холодильник. А ещё телевизор, к которому оказалось приковано наше внимание. На то была серьёзная причина. Из России позвонили взволнованные родственники, начали рассказывать, что в Иерусалиме теракт, взорван автобус с паломниками. Так это подало наше телевидение. Израильское ТВ – само спокойствие: да, произошёл несчастный случай, ничего страшного. Судя по поведению израильских военных, теракта действительно не было, никакого шмона и вообще повышенной активности. Так что оставим «теракт» на совести наших телевизионщиков. Переполоха наделали, в том числе в нашей группе, немало.
* * *
Следует отметить разницу между собственно Израилем и Палестинской автономией. В Израиле нет коробейников, много хороших магазинов и есть что-то более-менее похожее на порядок. А в автономии сразу чувствуется дух Востока: бойкая торговля на улицах, лёгкий хаос. Мария предупредила: «Это Восток, если вам улыбаются, то это ещё ничего не значит». Арабы причудливы в своём поведении.
Например, машина может встать посреди дороги, и остальным приходится её объезжать. При этом, кстати, никто не нервничает, привыкли. Любой желающий может выйти на проезжую часть и заняться «регулировкой» движения. Каждая вторая машина сильно обшарпана. Там считается, что машина должна ездить, а как она выглядит – неважно. К тому же, постоянно протискиваясь по узким улицам, они то и дело скребутся о стены, поэтому их никто особо не красит.
В гости друг к другу израильтяне с палестинцами почти не ездят, нужно особое разрешение. Многих задерживают, досматривают, но автобусы с туристами не трогают. Подъезжаем на КПП, водитель открывает дверь: «Руссиан». И всё. Один раз на въезде в Землю обетованную к нам в автобус зашла девушка-военнослужащая, проверила паспорта. Девушек в израильской армии столько же, сколько и парней. Фотографировать военных без разрешения ни в коем случае нельзя, но если попросить, то они не возражают.
* * *
В Израиле, особенно в районе Иерусалима, трудно отличить, где заканчивается одно селение и начинается другое. Есть нечто общее: каждая горка – селение. Вот и Вифания стоит на горе, потому что там легче держать оборону. Городом селение как-то трудно назвать, шумный пыльный посёлок. Живут там мусульмане, но пещера, в которой был погребён Лазарь Четырёхдневный, доступна для посещения. Метров пять-семь приходится спускаться вниз под землю по крутым ступеням, но нет чувства угнетённости, что меня приятно удивило при моей боязни замкнутого пространства. В пещере Лазаря легко, наверное, потому, что это место жизни воскрешения, а не смерти.
А ещё, находясь в бухте чудесного лова рыб (гиды называют её Бухтой прощения, потому что там Пётр после отречения впервые увидел Христа и Господь его простил), мы наблюдали явление, которое называется «Господь ходит». При абсолютной тишине на берегу и полном штиле в отдалении от берега послышался шум сильного ветра и полосами пошла сильная рябь. Я подумал, что ослышался. Ещё раз присмотрелся, прислушался – нет, не ошибся: ветер шумит, и рябь идёт. В дороге Мария начала рассказывать про сложности навигации на Галилейском море (оно же озеро, оно же Генисаретское, оно же Тивериадское), вот тут и выяснилось, что мы с о. Борисом видели чудо. Мне показалось, что Мария немного удивилась, дескать, не успели приехать и чудо увидели. А чему удивляться? Чудакам везёт.
* * *
Ещё мы сподобились приложиться к мощам (крупной частице) великомученика Георгия Победоносца, надеть его вериги, то есть оковы, в которых он находился в темнице, а стало быть, обагрённые его кровью. Представляете, сколько им лет? И вот они – можно потрогать, надеть на шею.
Особое чувство я испытал на месте обретения главы Иоанна Предтечи (я родился в день, когда Церковь празднует это событие). От ямки, в которой лежала глава, шло такое благоухание!
А вот в Кане Галилейской из храма Первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру братья-греки нас просто выставили. Я даже не успел сфотографировать каменные водоносы. Мария рассказала, что предыдущего настоятеля этого храма сняли по личной просьбе нашего Патриарха Кирилла. Он был буйный и в конце концов сломал одной русской монахине руку. Нового настоятеля, выгнавшего нас, Мария знает давно, он подвизался прежде в другом месте и был нормальным. Может, на них вино там так действует? Но это, конечно, шутка. На самом деле всё серьёзнее. Там во дворе храма стоит колонна, к которой привязывали бесноватых и отчитывали. Похоже, бесы просто мстят, а братьям достаётся. Помоги им, Господи! На войне как на войне.
Меня сейчас спрашивают, какие у меня впечатления. Трудно ответить… Наверное, мне ближе и понятнее стал подвиг Спасителя. Я знаю, как выглядит долина Армагеддон, как дышится на Фаворе и многое другое. Да и что мудрить, это Святая Земля! Даже не помышлял оказаться там, но вот сподобился. Желаю всем верующим в Господа нашего Иисуса Христа побывать на Святой Земле. «Ищите и обрящете…
Иерей Владимир Колупаев, настоятель церкви Рождества Христова села Константиновка, (Кировская обл., Уржумская епархия)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий