Памяти Католикова
С одним мужчиной, который старше меня лет на десять, ужинаем тёплым летним вечером. Говорит: «Всю жизнь пахал, думал, хоть на старости лет поживу. Но всё плохо. Цены, политика. Где моё светлое будущее?» Отвечаю: «Я тоже здорово пахал, но надежду на светлое будущее не потерял. Однако не в этой жизни, а в вышнем мире».
12 июня возле Сыктывкарского детского дома № 1 состоялся митинг памяти Александра Католикова. Это самый известный педагог в истории Коми, много лет руководивший детским домом в Сыктывкаре. Редкий человек, я ни от кого не слышал в его адрес ни одного плохого слова. Помню, как он утверждался в вере. Как пришёл со своими воспитанниками на встречу с Патриархом Алексием, как приезжал с ними в Кылтовский монастырь. Я нёс там послушание духовника, и мы встречались с Католиковым много раз, беседовали не по одному часу. Его дети были удивительно организованны, имели весь необходимый инструмент, продукты и даже привозили угощение для насельников обители – запечённых с яблоками гусей. Этих гусей они выращивали сами в подсобном хозяйстве. На предприятиях и то редко можно было увидеть, чтобы всё было так продумано.
Он очень любил детей, Александр Александрович. Я однажды пожелал: «Ангела за трапезой». Однако он не расслышал, сказал, что ребята у него не совсем ангелы, но люди достойные. Наверное, потому, что он умел любить, в его присутствии всем хотелось стать лучше. Мы вместе работали, вместе молились. В ту пору поддержка Церкви со стороны такого уважаемого человека была очень важна, ведь православие тогда только-только утверждалось в республике. Но ему оно тоже было важно. Я помню, как Католиков в Кылтово нередко присаживался возле чудотворного креста и пребывал там в своих мыслях, в общении с Богом.
Двадцать лет, как его нет. Выпускники 2016-го выпустили на митинге белых голубей, началась заупокойная лития. Молиться было очень легко и даже как-то празднично. Наверное, оттого, что душа Александра Александровича находится в райских пределах. После литии я сказал несколько слов о Католикове, заметив, что он был замечательным человеком во всех отношениях, очень порядочным, но будь он сейчас жив, то пересмотрел бы многие свои воззрения… Выступающих ещё много. К моему удивлению, моё замечание было услышано, хотя и не понято. Люди утверждали, что Александр Александрович был человеком основательным и взглядов менять не стал бы.
После выступлений поехали на кладбище в село Шошка. Людей оказалось даже больше, чем на митинге. Заупокойную панихиду мы отслужили полным чином. Воспитанники стояли поодаль группами по нескольку человек. В молитве не участвовали. По окончании богослужения я обратился к людям, объяснив, что там, на митинге, люди обращались к людям и были очень внимательны друг к другу. А сейчас, когда обратились к Богу, многие сочли это лишним, а то и зазорным. Если бы Александр Александрович был бы жив, то все выпускники школы-интерната умели бы молиться. Он бы сумел донести до детей, что быть гражданином Небесного Отечества важнее, чем гражданином Российской Федерации. Он смог бы повлиять и на многих педагогов в стране, убеждая, как важны духовные знания для школьников.
Почему я так думаю, почему на митинге я сказал о том, что его взгляды продолжали бы развиваться? Католиков многие десятилетия учил ребят работать, не быть бездельниками, нахлебниками, учил через труд самоуважению. Это был советский подход. Я считаю, очень правильный, но этого оказалось мало. Не всё потом складывалось у его ребят с семейной жизнью, чего-то не хватало в его системе. И он это чувствовал, сознавал, оттого и крестился сам, оттого так любил бывать в монастыре. Его взгляды менялись у меня на глазах, и я уверен, что сегодня Католиков многим смог бы указать путь в Небо.
Вместе с ним и другими выдающимися учителями мы потеряли два главных направления в воспитании школьников: труд и молитву. Сначала начали запрещать молиться в школах, чинить всякие препятствия для духовного воспитания, да и любого другого. Решили, что школа должна информировать, а не воспитывать. Потом запретили работать. Не позволяется больше трудиться в подсобных хозяйствах, мыть полы, вообще делать что-либо полезное. То есть память о Католикове мы стараемся беречь, а вот педагогическую систему, которую он развивал, разрушили почти под корень.
Спрашиваю у своего внука:
– У вас есть уроки труда?
– Есть, но мы там ничего не делаем. Нам говорят, чтоб мы писали какую-то ерунду, кем мы хотим работать в будущем.
Дорого покупать инструменты, станки, материалы. Трудовое воспитание убито. Что мы получили в итоге? Даже дети наших прихожан, которых с младенчества причащали, которые знают Евангелие, сидят кто по пять, кто по десять часов в телефоне, компьютере, планшете. Оторвать – нет никакой возможности. Мы все в растерянности, родители беспомощно разводят руками, не зная, что делать. Священники жалуются, что если раньше приходилось отпевать молодых, погибших от пьянства, наркотиков, погибших в авариях или застреленных, то сейчас всё чаще появляются жертвы среди игроманов. Я в тревоге за страну, за Отечество.
А сам веду битву за внука Алёшу, которого мне вчера так и не удалось оторвать от телефона. Но сегодня он проработал часов пять, помогал делать тротуар. После Троицы вместе начнём читать Псалтырь. В шесть лет Алёша наизусть знал несколько псалмов, а сейчас плохо помнит «Отче наш». Если так оставить, он скоро разучится разговаривать. Господи, помоги нам!
Католиков знал слова Господа: «Без Мене не можете творити ничесоже», – пришёл к понимаю этого в последние годы жизни. Как сейчас, когда Александра Александровича нет, убеждать в этом Министерство образования? Царствие Небесное рабу Божьему Александру. Пошли нам, Господи, настоящих учителей.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
. И то великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти. Крупицами названо духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени. Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Cвятых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий