Взор на Россию
Казалось бы, какое дело моему приятелю Косте, кассиру круглосуточного магазина, до 1000-летия русского монашеского присутствия на Афоне? Человек он нецерковный, «материалист», в прошлом инженер-ракетчик, получивший инвалидность из-за электромагнитного облучения и теперь вынужденный перебиваться случайными заработками. То есть занят элементарным выживанием. А вот увидел он по телевизору прибытие нашего Президента на Афон, как тепло встречали его седобородые старцы, и пришёл к выводу: «Кому же, как не России, спасать мир?»
И ведь многие так думают. Накануне визита журналисты пообщались с мирянами на Афоне. Паломник-грек, приехавший из Стамбула, заявил: «Путин – это наше спасение!» – имея в виду независимую и христианскую позицию России по многим вопросам. Один из владельцев магазинчика в Уранополисе поделился: «Мы ждём визита Путина. У нас такой ажиотаж! Хорошо бы он был нашим президентом. Мы завидуем русским». Что касается монахов, то они для русского Президента выстлали дорожку пальмовыми ветвями – по традиции так встречают глав только православных государств.
И всё-таки странно… Что 1000 лет для Святой Горы? Когда сюда пришёл преподобный Антоний Печерский и позже на Руси основал первую лавру, афонское монашество уже было покрыто седой древностью. Мы – юнцы. А всё же греки с надеждой смотрят на Россию. Может, как раз потому, что молодость – это сила, энергия, смелость, без которых невозможно выполнить вселенскую миссию?
То, что видно со стороны, не всегда осознаётся внутри государства, общины. Накануне наш Святейший Патриарх выступил с несколькими проповедями по разным поводам и во всех затронул одну и ту же тему: роль Русской Церкви в диалоге с другими конфессиями. Такое впечатление, что он что-то доказывал непонимающим. Возможно, это было ответом на тот ропот, который поднялся кое-где после встречи Патриарха с Папой Римским. Но Святейший не оправдывался, мысль его выступлений была шире. Он сказал о том, что этот диалог – возможность изменить мир и вернуть отпадших в лоно Матери Церкви. Кому-то это покажется неубедительным: ведь одно дело – обращать язычников, и другое – католиков, протестантов, имеющих свои христианские традиции. Но, видимо, это возможно. И на личностном уровне, и на глобальном. Вот несколько примеров, когда люди из «чуждых», так скажем, организаций приняли православие.
18 мая на Луганщине в кафедральном соборе Северодонецкой епархии УПЦ (МП) крестился Джерол Браун – гражданин США и сотрудник миссии ОБСЕ. Теперь его зовут Михаил. Отец его – лютеранин, а мать – католичка. Но, по словам Михаила, в православии он нашёл то, чего не хватает в этих конфессиях. А ещё раньше, в канун Пасхи, в одном из московских храмов через чин присоединения православными стали американцы Джек Ханик, его жена и сын. Ханик – известный на Западе журналист, обладатель двух премий «Эмми», а ещё он один из основателей телеканала Fox News. Политика этого канала, мягко говоря, не пророссийская. Но интересна эволюция. В своё время Ханик сотоварищи создавал канал с нуля с определённой целью – противостоять засилью либералов в американских СМИ. По его словам, большинство американцев настроено консервативно, придерживается традиционных ценностей и только элита, захватившая СМИ, исповедует либерализм и глобализм. Когда канал сформировался, он стал консервативным, но ограниченным политикой местной республиканской партии. В итоге Ханик переехал работать в Россию, принял православие. Кажется, здесь он нашёл то, что изначально искал.
Так что единомышленников можно найти даже на Западе. И наша Церковь надеется, что её услышат и там. На днях Московский Патриархат выпустил проект документа «Экономика в условиях глобализации», в котором предлагаются кардинальные перемены: «Если человечеству необходимы денежные единицы, свободно обращающиеся по всей территории планеты и служащие универсальным мерилом при экономических расчётах, выпуск таких единиц должен находиться под справедливым международным контролем, в котором будут пропорционально участвовать все государства Земного шара». Также Патриархией критикуются ростовщичество и объявление кредитной сферы главным двигателем экономики. Называется и та сила, которая ведёт человечество в никуда: «В контексте глобализации значительно окрепла транснациональная элита, способная уклоняться от социальной миссии, в частности путём перевода средств за рубеж в оффшорные зоны, оказывать политическое давление на правительства, не подчиняться общественным требованиям. Мы видим, что национальные правительства всё больше теряют свою самостоятельность, всё меньше зависят от воли собственных народов и всё больше – от воли транснациональных элит».
То, что в мире надо что-то менять, понимают уже во многих странах. И Россия могла бы способствовать этим переменам. Что же может ей помешать? Как показывает история, погубить нашу страну способны только внутренние деструктивные силы, а не внешние враги. Обычно такой силой выступала часть российской «элиты». Как сейчас с этим? В нынешнем году американские социологи провели в России опрос среди представителей бизнеса, чиновников разного ранга и менеджеров СМИ. К их удивлению, 88 процентов опрошенных поддержали нынешнюю власть, выступив за полный суверенитет России и национальную идентичность. Картина диаметрально противоположная той, что была в 90-е годы.
«Заговор верхов» нам вроде не грозит. Остаётся «бунт низов». Об этом не принято говорить, но на самом деле наша страна переживает сейчас жесточайший экономический кризис, тяжесть которого, как водится, несёт на себе простой народ. Тот же мой приятель, кассир, поделился наблюдением: люди стали покупать только необходимое, в среднем сумма разовой покупки в его питерском магазине уменьшилась в полтора раза и составляет примерно 680 рублей. Если брать официальные цифры, то они меньше – покупательная способность населения в больших городах РФ упала на 20 процентов. Это много, вполне достаточно для социального взрыва в любой стране.
Что показательно: мой приятель Костя и сам бедствует, и каждый день видит обнищание других, но вот же – верит в свою страну, в её миссию. Наш народ умеет терпеть. Но не просто так, а ради высокой цели. И дай Бог, чтобы он не обманулся.
Добавить комментарий