Соль и радование

О Духовно-просветительском центре «Солоница» и его создателях

Солоница_Праздник-Масленицы-в-воскресной-школе

В ожидании добрых помощников

В православном центре «Солоница», действующем при Спасо-Преображенском храме Солигалича, царит радостное оживление. Как я понял, это здесь привычная атмосфера. Довольно перечислить направления работы прихода.

Вот лишь основные: занятия по православной культуре, Священному Писанию, музыке, вокалу, танцам; подготовка и проведение спектаклей и праздничных концертов, обучение рукоделию: умению шить, вязать, изготовлять народные куклы, мастерить различные поделки; паломнические пешие и велосипедные походы по святым местам своего района и дальние паломнические поездки по храмам и монастырям. Для детей и их родителей – группа «Семейный очаг», для тех, кто хочет приобщиться к основам православной веры, – «Диалог», для желающих избавиться от пьянства – «Трезвение». Один-два раза в месяц в концертном зале здании бывшего кинотеатра, принадлежащем приходу, проводятся духовные православные концерты для жителей Солигалича.

Одно сменяет другое, и так изо дня в день с утра и до позднего вечера…

– Когда мы только задумывались о создании этого Центра, – говорит настоятель Свято-Преображенского храма, благочинный Солигаличского округа о. Александр Смирнов, – то ещё не знали, как всё устроить. В очередной свой приезд владыка попросил создать при храме Детский центр. А у нас ещё Преображенский храм в руинах лежал. И в переданном здании Никольского храма ничего было не сделано. А владыка, указав на него, говорит: «Вот здесь и откройте». Недолго думая, я смастерил табличку: «Духовно-просветительский центр», повесил её над входом и стал молиться, чтобы Господь послал мне добрых помощников. И они начали появляться один за другим.

В числе первых помощников о. Александра – его супруга Ольга, которая и руководит работой Центра. Жизнерадостная, деликатная, она, как и батюшка, сразу к себе располагает. Кажется, Господь специально свёл их, чтобы они, с их любовью к людям, вершили большие дела во славу Божию. Ведь что может быть в наше время важнее воспитания детей?

«Солоница» расположилась в здании старинной церкви Николы на Наволоке, которая вместе с храмом Преображения Господня составляет единый архитектурный ансамбль. Раньше вместе с высокой колокольней они были огорожены красивой каменной оградой с ажурной железной решёткой. Больше двух с половиной веков в этом храме молились горожане, а также приезжие торговые люди, которые в XV–XVII веках отправлялись на гружённых солью и известью судах вниз по Костроме. Так было, пока оба храма в 30-х годах прошлого века не были закрыты. Уже при советской власти главки на Никольской церкви были разобраны, разломали и церковную ограду. Колокольня без надлежащего ухода рухнула сама в 1980-х годах.

В 90-е годы, когда в Солигалич приехал служить о. Александр Смирнов, вместо предполагавшегося городского рынка храмы передали церковной общине, которая восстановила Преображенский храм для служб, а в Никольском после ремонта первоначально устроили воскресную школу. Там по-домашнему уютно. При входе посетителей встречает большая икона Николая Чудотворца, на которой святитель стоит в полный рост. На первом и втором этажах – обширные краеведческие экспозиции старинных вещей, крестьянских орудий труда и деревенского быта. После своих занятий педагоги собираются в трапезной за чаем. Идёт оживлённая беседа. Что меня приятно удивило: трапеза, независимо от дня недели и церковного календаря, круглый год постная, но при этом очень вкусная.

И ещё один важный момент, говорящий об атмосфере как в Преображенском приходе, так и во всём Солигаличском благочинии: ни в какие церковные и престольные праздники или в другие торжественные случаи здесь не употребляют спиртного. Благочинный считает, что священнослужитель, да и любой, вставший на путь спасения человек, не имеет права пить вообще, поскольку каждый из нас в любую минуту может предстать перед Богом и держать ответ за свои дела.

С бабушкой через лес

Солоница_протоиерей-Александр-Смирнов-с-мат

Протоиерей Александр Смирнов и матушка Ольга

 За чаем я расспросил батюшку о его жизни.

– Я коренной костромич, – рассказал он. – Семьи со стороны папы и мамы были большие. В моём поминальнике за упокой больше трёхсот имён только моей родни, и всё в основном костромичи.

– А как вы к Богу пришли?

Солоница_бабушка-Анастасия-с-дедушкой-Алексанром-участником-войны

Бабушка Анастасия с дедушкой Александром, участником войны

– К вере меня привела бабушка Анастасия. Царствие ей Небесное! Она жила в деревне Фёдорово, это 35 километров от Костромы. Папа военный, постоянно был занят по службе, и в детстве мы с братом на праздники и каникулы приезжали к бабушке в гости. Каждое воскресенье она отправлялась в церковь и брала нас с собой. А церковь за пять километров, идти нужно через лес. Зимой дорогу заметало, шли по колено в снегу. А летом, в дождь, по грязи. Бабушка меня и приобщила к церковной жизни. Когда храмы закрывались, она спасала у себя дома церковные иконы и утварь, помогала гонимым священникам. Всю свою жизнь проработала при храме, вот и я стал помогать батюшке: пел на клиросе и алтарничал.

На нашем Воскресенском приходе в то время служил отец Владимир Степанов – очень известный в Костроме священник. Его все любили и уважали. Несколько тысяч человек пришло на похороны, когда он умер. Такой спокойный, тихий батюшка, но справедливый и принципиальный. Он меня благодаря бабушке в детстве окрестил, а уже после школы привёл к служению.

Властям он не нравился за свои проповеди, говорил всё, ни перед кем не пресмыкался. Оттого его постоянно с прихода на приход гоняли. Придёт к кому-нибудь причащать или соборовать на дом, видит: портрет Ленина висит на стене. «А почему у вас портрет Ленина? – спрашивает. – Вы, что ли, не знаете? Он же антихрист, против Церкви боролся. Очень много людей загубил. Снимите». Однажды за одну такую смелую проповедь его в запрет отправили. И пришлось отцу Владимиру работать в кочегарке при бане. Потом снова восстановили в служении…

– А прапрапрадед Гавриил был живописцем, – продолжает о. Александр рассказ о своих корнях. – Он писал иконы и картины, расписывал храмы в округе, в том числе и церковь в своём родном селе. Мать у него была гречанка. Отец Гавриила воевал где-то далеко и нашёл в тех краях себе жену. У них пошли дети, потом внуки и правнуки – все похожие на прабабушку, смуглые и черноволосые. И моих родственников в деревне из-за этого называли цыганами.

У Гавриила был свой кирпичный завод. После революции завод у него отобрали, а храм, который он расписал у себя на родине, разобрали на кирпичи. Из них местные жители делали себе печки. Сам Гавриил в конце жизни ослеп от работы с красками и умер от расстройства – не смог пережить, что храмы закрываются.

От него нам с братом передался талант живописца. Брат Володя сейчас известный художник. В школе я тоже участвовал в разных выставках, со своими работами ездил по стране.

«Наставь юношу при начале пути его»

Учась в лесомеханическом техникуме, я познакомился с сыном отца Владимира Степанова – будущим владыкой Тихоном, который учился там же. Мы подружились. Отец Владимир в то время служил недалеко от Костромы – в селе Шунга. Я стал ходить туда на богослужения. Храм всегда был переполнен, приезжало очень много людей из Костромы и окрестностей.

Потом я стал вхож в их семью. В Костроме они жили недалеко от нас. У них с матушкой Маргаритой было семеро детей – пятеро сыновей и две дочери. Все сыновья получили духовное образование и стали священниками. Но старшего отец Владимир вначале послал учиться на электрика. Я потом спрашивал его, почему он так поступил. «Когда меня переводили с одного прихода на другой, самым сложным было провести электропроводку в храме, – объяснил он. – И поэтому решил, чтобы старший сын – мой первый помощник – стал электриком».

Дом отца Владимира постоянно был полон гостей. Матушка готовила, накрывала на стол, а он со всеми беседовал, при этом никого не наставлял и не вразумлял. У него была удивительная черта характера – он никого никогда не осуждал. Я стараюсь придерживаться такого же правила. Если вдруг чувствую, что начинаю осуждать, сразу же вспоминаю отца Владимира.

Последние годы жизни отец Владимир тяжело болел раком. Терпел страшные боли, но никому об этом не говорил. Перенёс две операции и до последнего дня служил и преподавал в духовном училище. В день своей кончины пришёл домой, попросил всех собраться, чтобы проститься перед смертью. Дал наказы, каждого благословил и почил смертью праведника. Сейчас его родственники и духовные чада собираются в день его памяти в храме Спаса-на-Запрудне, где он служил последние годы жизни. Похоронен около алтаря на церковном кладбище. Все мы – его большая семья. Благодаря отцу Владимиру я решил посвятить свою жизнь служению Богу. После армии поступил в Костромское духовное училище. И вот уже 21-й год, как я служу здесь.

Матушка Ольга

Батюшка не рассказал, как познакомился со своей будущей женой – воистину посланной ему Богом.

Матушка Ольга – из священнического рода Покровских, служивших в Коми крае. Восемь лет назад вместе с батюшкой и своим старшим сыном Павлом они приезжали в Республику Коми, чтобы установить крест в селе Кажим. Там около алтаря Свято-Дмитриевской церкви похоронены прапрадед матушки Ольги, протоиерей Кирилл, и его сын – протоиерей Николай. У батюшки с матушкой остались очень тёплые воспоминания об этой поездке, поскольку они встретились с родственниками по линии Покровских, приехавшими со всех концов страны. Принадлежал к этому роду и священномученик Дмитрий Спасский, ставший небесным покровителем и семьи Смирновых.

В центре «Солоница» матушка работает ежедневно с утра до семи вечера. Преподаёт музыку: обучает игре на гитаре, учит вокалу около ста детей. И каждого своего ученика через уроки музыки пытается привести к Богу. Ещё она поёт в церковном хоре, репетирует, организует концерты, является солистом известного в Костромской области ансамбля «Преображение».

– Несмотря на принадлежность к священническому роду, – рассказывает матушка, – крестилась я только в 20 лет, когда уже сама пришла в храм. Это было осознанное решение. После школы поступила в Костромское музыкальное училище. На одном курсе с нами училась дочь священника Георгия Рубиновича, руководителя хора в Воскресенском соборе. Катя стала приглашать меня в собор послушать церковные песнопения. Там я познакомилась с её отцом, который крестил меня и взял вместе с Катей в церковный хор.

– А как вы с отцом Александром познакомились?

– Когда училась на последнем курсе, батюшка иподьяконствовал у владыки Александра и учился в Костромском духовном училище. Мы пели на архиерейских службах, там и познакомились. Сперва приглядывались друг к другу, потом стали дружить. Вообще в то время много семейных пар образовывалось из семинаристов и учащихся нашего училища. Они специально приходили к нам на концерты, чтобы выбрать себе невесту, ведь поющая матушка – настоящая находка на сельском приходе. Когда я объявила своим родным, что хочу выйти замуж за семинариста, для всех это стало полной неожиданностью. Папа нас воспитывал в атеистическом духе, так что до прихода в церковный хор я ничего о Боге не знала. А тут объявила, что хочу стать женой будущего священника. Всё происходило стремительно. В январе, на Крещение, мы познакомились, а уже в сентябре сыграли свадьбу и обвенчались. Потом батюшку рукоположили во священники и направили на приход. Я стала ему во всём помогать.

«Я даже не надеялась»

Солоница_Современный-вид-Никольского-и-Пребраженского-храмов

Современный вид Никольского и Пребраженского храмов

За годы служения в Солигаличе отец Александр и матушка Ольга со своими помощниками многого добились.

– Храм стал для горожан примером того, как работать с детьми, организовывать фестивали, проводить экскурсии, – говорит матушка. – На базе прихода у нас проводятся, например, семинары для учителей. Батюшка человек тактичный, умеет расположить к себе людей. С любым найдёт общие темы для разговора. Вначале его стали уважать прежде всего за человеческие качества, а потом уже как священнослужителя.

Когда мы только начинали деятельность Духовно-просветительского центра, отношение к нам было разным. Кто-то одобрял, а кто-то не понимал и вообще не принимал. Когда готовили первый православный фестиваль к юбилею города и чудесному спасению его от татар Макарием Унженским, мне Галина Алексеевна, помощник благочинного по социальной работе, предложила обратиться в администрацию, чтобы попробовать вывести фестиваль на районный уровень. Я тогда встретила это предложение в штыки. Говорю: «Не пойду никуда, не умею разговаривать с начальством».

Всё же Галина Алексеевна уговорила меня записаться на приём к главе администрации. Через какое-то время мне звонят оттуда, приглашают на встречу. Попала на планёрку. И вот картина: начальники сидят за большим общим столом, а я, заикаясь, рассказываю о фестивале, каким мы его видим. Пока рассказывала, сама не заметила, как голос окреп.

Мы затеяли проводить фестиваль прямо на Макарьевском валу под открытым небом, поскольку тогда не было ещё своего концертного зала. А это памятник культуры федерального значения – там нельзя ни траву косить, ни деревца вырубать, ни сцену установить. Многие наши идеи застали администрацию врасплох. Когда я закончила доклад, глава района Ольга Николаевна Чичерина попросила начальников записать в свои блокнотики задания, кому и что надо сделать для подготовки к фестивалю. А мне сказала, что со мной свяжутся и в дальнейшем мы будем работать вместе.

Я даже не надеялась, что нас поддержат. Причём глава администрации Ольга Николаевна в то время ещё не была крещена, попросила крестить её через несколько месяцев после фестиваля. Появились и другие наши соратники среди руководства района. С того времени нас постоянно стали приглашать на планёрки, и сейчас, хотя глава администрации сменился, культурные мероприятия в городе мы планируем и проводим совместно.

На ежегодный фестиваль «Весна православная» к нам приезжают музыкальные коллективы не только из нашего района, но и из области. Одного дня стало мало, и мы хотим в этом году сделать фестиваль двухдневным, чтобы люди могли пообщаться, поделиться опытом. Это для сельских приходов крайне необходимо.

Потом мы стали развивать в нашем городе образовательный туризм. Сами проводим экскурсии, готовим и дарим гостям подарки на память, угощаем их трапезой у себя в Центре. В администрации поначалу не знали, как за это дело, туризм, взяться, а сейчас Солигалич занимает первые места среди малых городов по развитию туризма. Уже из областного департамента культуры звонят в нашу администрацию, просят поделиться опытом с другими районами. Приятно видеть, что отношение местных властей к Православной Церкви полностью переменилось. Нас поддерживают, понимают, идут навстречу.

По тропе православия

Одним из кружков, или, как здесь называют, уделов, которые работают в «Солонице», стала «Школа выживания». Руководит ею священник Преображенского храма о. Николай Андреянов. Батюшка сам на все руки мастер, учит детей, как вести себя в лесу: разводить костёр, искать воду, ловить рыбу.

Солигаличский район называют ещё краем заброшенных деревень. Многие из них совсем опустели, а большие каменные храмы остались. Ребята посещают эти храмы, прибираются там, по мере своих сил проводят ремонт, а также восстанавливают заброшенные часовни и святые источники. В этих храмах впервые после их закрытия снова звучит молитва. Дети молятся вместе с батюшками и другими взрослыми.

Каждое лето уже на протяжении пяти лет при Преображенском храме работают три смены детского православного лагеря, который здесь называют Летней православной детской группой: это кружки, походы, паломничества по святым местам. Каждый день у ребят не похож на предыдущий. И детям нравится, и родители довольны.

Поиграем в куколку!

Проект «Кладовая радости» посвящён творчеству. На уделе «Рукоделие» дети занимаются бисероплетением и делают кукол в русских народных традициях. Наталья Юрьевна Смирнова, помощница благочинного по образовательной работе, руководит и кружками по бисероплетению и «Поиграем в куколку».

– На бисероплетение ходят и девочки, и мальчики, – рассказывает она. – Обучить их приёмам и техникам плетения – не главное, важнее дать ему возможность получить радость от своего труда. Сделать это не так сложно, ведь редко кто остаётся равнодушным при виде блестящих крупинок разных цветов и размеров. Для 7-8-летних детишек технику плетения даём простейшую – учим нанизывать бисер на проволоку. За счёт проволоки фигуркам придаётся форма. Когда получается какое-нибудь животное из бисера, то восторгу нет предела. У мальчиков и девочек программа отличается: мальчишкам больше нравится плести фигурки животных, насекомых и прочее, а девочки любят украшения, чаще всего они плетут браслеты.

С детьми, у которых уже есть навык плетения бисером, мы занимаемся по индивидуальной программе. Они любят плести параллельным низанием объёмные фигурки. С ними мы осваиваем технику ажурного низания и ручного ткачества.

Направление «Поиграем в куколку» больше нравится девочкам. Все куколки делаются без использования иголки. Это привлекает детей, но в процессе изготовления им приходится завязывать много узелков и складывать ткань разными способами, что развивает моторику пальцев рук.

Вначале мы научились делать четыре куклы: Куватку, игровую девочку, Северную Берегиню и Утешницу. Все куколки когда-то были языческими, но после Крещения Руси они вместе с людьми будто перешли в православие, оставаясь носителем древней культуры. В нашем Центре мы рассказываем о практическом значении куколок. Так, изготавливая Куватку, дети учатся заботиться о малышах, которые, даст Бог, появятся в их семьях. Разбирая разноцветные лоскутки и делая Северную Берегиню, как её называли в народе, дети понимают, как важно любить малыша от рождения и особо заботиться о нём до одного-двух лет, ведь малыш в это время познаёт мир через окружающих его людей и учится любить. А вот игровую девочку в старину делала мама или старшая сестра для своей маленькой сестрёнки, чтобы она училась заплетать косички. В такую куклу сегодня не отказываются поиграть и десятилетние девочки. Утешница всегда пригодится, когда малыш напуган или плачет после падения. С этой куклой в руках старшего братика или сестрёнки он быстро забудет про своё горе.

В русском духе

Вместе с отцом Александром мы пришли в концертный зал (здание бывшего кинотеатра), где проходили занятия по хореографии. Профессиональный хореограф Анна Ивановна Веселова разучивает с детьми движения нового танца. В группе человек двадцать, а всего танцами занимается около ста человек.

– Впервые вижу, чтобы у прихода был такой большой концертный зал, – говорю батюшке.

– Нам его передали в полной разрухе. Мы всё отремонтировали, купили мягкие кресла. Сейчас наши православные концерты пользуются большой популярностью у горожан. Музыкальные номера у нас сопровождаются танцами. Людям надоела безвкусица, которая льётся с экранов телевизора. Хочется чего-то чистого, доброго. Чтобы и подумать можно было, и погрустить, и порадоваться. Залы всегда полные. Приходят родители, бабушки, дедушки посмотреть на своих чад. Людям нравится, потому что всё делается на хорошем профессиональном уровне. Песни все исполняются духовные, со смыслом.

На наши концерты нет билетов, мы просто просим пожертвовать кто сколько может, и родители нас поддерживают. На эти средства мы существуем: купили колонки, микрофоны, пульт звукорежиссёра. Это всё стоит очень больших денег.

– Батюшка, а православная хореография вообще может быть?

– А почему нет? Хореография разная бывает. Как такового классического балета у нас нет. У нас в Центре работает специальная мастерская по пошиву концертных костюмов. Певчая Ева Кириллова шьёт для детей специальные костюмы в русском стиле, в них ставятся номера в русском духе.

Тут же батюшка показывает мне на планшете видеозапись концерта, как всё это смотрится на сцене. Завораживающе, как будто на праздник Святой Руси попал.

Такое впечатление у меня осталось и от всей поездки в Солигалич. Столь честной и самоотверженной работы с детьми до этого мне не приходилось видеть ещё ни на одном приходе. Конечно, везде по субботам и воскресеньям проходят занятия в воскресной школе для одной или нескольких групп. А здесь работа ведётся ежедневно, по самым разным направлениям. В планах у благочинного – открыть православную гимназию, кадетские классы. И хочется верить, что с Божьей помощью всё это им удастся. Уже сейчас Солигалич стал островком православия, куда верующие едут со всей области, чтобы увидеть, как здесь ведётся работа с детьми, перенять опыт и перенести его на свои приходы.

Солоница_концерт-ансамбля-Преображение_

Концерт ансамбля “Преображение”

 

Солоница1

В свадебных обычаях прощание с девичеством символизировалось выносом ёлочки с куклой Славутницей на верхушке

 

Солоница_Кулинарный-кружок-Солоницы

Кулинарный кружок «Солоницы»

 

Солоница_праздничный-концерт-Солоницы-в-День-матери

Праздничный концерт в День матери

 


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий