Колокольчик

Три сестры

Дело в нашей деревне, что запряталась на самом краю земли Архангельской, было. Раз приехали к соседке моей, бабке Анисье Акимовне, с городу три внучки. Старшую Варварой звали. Ох уж краса девка: коса длинна, а в ней лента червлёна с бантом искусным. Цельными днями делать ничего не хочет – всё в зеркальце на себя любуется. Средняя, Машенька, уж до чего не по летам премудра и разумна! Одна беда – больно уж разговорчива:  как с раннего утра начнёт, так до самой ночи никому спасения от неё нет. Младшенькую Ксюшей кличут. Та хоть и мала, а уж помощница сестрицам великая: до обеда со старшей наряды меряет, а опосля со средней до полуночи разговоры разговаривает. В общем, великая радость в то лето Анисье с городу привалила.

Два дня старуха счастью своему нарадоваться не могла, а на третий и говорит: «Внученьки мои дорогие, что ж вы дома-то всё сиднем сидите? Сходили бы в лес, грибов да ягод пособирали». Сёстры и обрадовались: отчего ж не сходить? А сами меж собой шепчутся: «Грибов да ягод искать не будем, вот ещё. По лесу погуляем, ягод наедимся, цветов да листочков для гербария пособираем, а вернёмся – скажем бабке, что нет нынче грибов. Повывелись все». И хохочут – уму своему радуются.

Назавтра поднялись сёстры в саму ранню рань. Бабушка их на крыльце провожает, платочком машет да обещание не ходить в дальний тёмный бор, что за рекой, с них берёт: «Река та заветная. Кто без спросу чрез неё перейдёт – вовек не воротится. Ты, Варюша, самая старшая. С тебя и спрос главный будет. Ну, с Богом, идите»!

Долго ли, коротко ли, дошли девки до леса. Смотрят – а грибов-то да ягод видимо-невидимо! Наелись они ягод всяких, идут дальше, сами не знают зачем, только у грибов шляпки отпинывают. Вдруг видят – вдалеке, под папоротником, сверкнуло что-то. «Ух ты, вот здорово! Звезда упала! – заверещала Машенька. – Поднимем скорее!» «Да нет же, светлячок это», – предположила Ксения. «Зеркальце кто-то обронил, вот оно и блещется!» – уверенно заявила Варвара.

Побежали девки смотреть, что там такое, а оно глядь – под другим листочком блестит! Только они к нему приблизились, а светлячок уж далеко впереди светится. Не заметили сёстры, как у самой заветной реки оказались. Огонёк же через речку перескочил да на том берегу пуще прежнего горит.

«Я первая, первая найду!» – закричала  Маша и, не обращая внимания на сестёр, бросилась к мостику. «Стой, стой ты! Бабушка что про речку сказала?» – только и успела крикнуть ей Варвара.

Младшая Ксюша с завистью смотрела на Машу, весело бегавшую за светлячком на том берегу. Да Варваре и самой страсть как захотелось перейти через речку и продолжить погоню. «Ай, бабкины сказки всё!» – отмахнулась она от бабушкиного завета, схватила Ксюшу за руку, и сёстры быстро перебежали по мостику на другой берег. Так целый день они за огоньком и пробегали. А как стало уже совсем смеркаться, светлячок вдруг исчез. Девки вначале из-за пропажи этой расстроились. Походили ещё, поискали – и поняли, в какую беду попали.

«Ну вот, – заверещала Машенька, – заблудились! Теперь нам самим ни за что из леса не выбраться. Это Варварка во всём виновата! Не уследила за младшими! Кому нас только бабушка доверила!» «Ах ты негодница, что я кричала тебе? Почему без спросу через мост перебежала?» – возмутилась Варвара. Да и сама пригорюнилась: вспомнила, как  обещание, бабушке данное, нарушила. Посмотрела она на младших сестриц и горько заплакала. Ксения, только увидела, что старшая слёзы льёт, в подол ей вцепилась, навзрыд и зарыдала. Средняя терпела-терпела да громче всех и заревела. Обнялись сёстры, плачут да прощение друг у дружки просят.

Вдруг из леса на шум старичок выходит. Сам высокий да ражий – у нас так крупных да крепких телом называют. А за плечами – котомочка. Подходит он к сёстрам и говорит: «Что ж вы, девоньки, место такое странное для плача нашли, да и ночью ещё?» «Дедушко, дедушко, как нам домой вернуться? – бросились к нему сёстры. – Бабушка строго-настрого запретила нам в заветный лес ходить. А мы не послушались и заблудились!» «Не слушались? Вот и попали в беду. А за то, что ошибки свои признали да прощения друг у друга испросили, так уж и быть, помогу вам», – прокряхтел старичок.

Взял дедушка из-за плеч котомочку, достал из неё тот самый огонек, за которым целый день сёстры бегали, подбросил – и полетел светлячок молнией, пока не обратился на небе в самую яркую звёздочку. «Ну вот, идите теперь. Звезда вам и путь укажет, и дорогу осветит».

Только сёстры обрадовались, только бежать собрались, а старичок их снова окликивает: «Вот седа голова! Забыл совсем! Условие же одно есть: пока домой за звездой идёте – не оглядывайтесь! А уж коли правило нарушите, так ни на кого не пеняйте – останетесь в лесу этом навечно…»

Сказал это дедушка и исчез. Сёстры пуще прежнего испугались. Стоят, думают, как условие старика исполнить да не потерять друг дружку в лесу тёмном. Тут старшая сестра стала из косы своей любимую червлёную ленточку выплетать, а та и не поддаётся: волосы все словно узлом спутались. Схватила она из корзинки нож да под самый корень косу и остригла. Ленточка высвободилась, сестрицы за неё, как за верёвочку, взялись и пошли к дому. К утру домой и пришли.

Акимовна уж радовалась! Решила она, что старичок тот был святой Николай. Да и девки по иконе признали: точно он. Только врать не буду: не пошла сёстрам история эта на пользу. Старшая с утра вон и по сю пору перед зеркалом крутится – причёски модные к коротким волосам выбирает. Средняя по соседям ходит – приключение давешнее всем рассказывает. Младшая полдня с Варварой отсидела, умаялась вся, теперь побежала по деревне – Машеньку ищет. Бабка Анисья в ту ночь столько за внучек слёз выплакала, что теперь и слово им поперёк сказать не может. А они и пользуются…

Сказка ли, побывальщина ли, кто знает? Забыл половину. Да и запутался весь, пока рассказывал. Так оно без врани и сказка не сказывается. А про то, как девки исправились и в разум пришли, так о том друга история есть.

Как-нибудь поведаю!

Маша Ведерникова (7 лет), Дмитрий Хорин, г. Архангельск


Мир вокруг нас

«Со щитом  или на щите»

Сегодня мы расскажем о предмете, который был создан только для сражений. Точнее, он сам поведает о себе и своих славных собратьях. Друзья, перед вами – щит из Государственного музея истории Санкт-Петербурга. С такими щитами сражались русские воины в X – XIV веках.

– Формой я похож на каплю, потому и назвали меня каплевидным.  На русских щитах были различные изображения: кресты, львы, барсы и орлы. Интересный факт: до VI века, как пишет иностранный историк, русичи «панцирей на себе не имели» – сражались вообще безо всякой защиты, в одних рубахах, да и вооружение было плохонькое. Но храбрость их и смекалка, видно, многое искупали. Со временем  внешний вид снаряжения русичи взяли у тех, с кем им приходилось воевать: щит и меч – у норманнов, округлый остроконечный шлем – у восточных воинов, сынов степи. А вот щит германцев, обтянутый волчьим мехом, как-то не приглянулся русским.

Колокольчик1

Щиты бывали малыми, средними и большими, почти в рост человека. Тяжёлый щит мог стать на поле боя обузой, но мог и приблизить победу. Взять, например, древних греков и римлян. У них был образцовый боевой порядок, воины прекрасно натренированы и обучены. Щит в их армиях был до того важным, что от него во многом и зависел ход битвы. Он не только защищал воина, но одновременно был частью несокрушимой, движущейся на врага стены. Ведь греки шли на противника плотной фалангой, неся перед собой гоплоны – так назывались большие круглые щиты. Каждый воин при этом защищал и себя, и товарища слева. Если ты дрогнул в бою, побежал, кинув щит (с ним не убежишь – весил он около шести кг), то на месте, где ты стоял, появлялась брешь, и враг тотчас врезался в неё своим оружием. Потому-то и говорили спартанские матери своим сыновьям перед боем: «Со щитом или на щите». Вернуться домой без щита означало предать товарищей. Это было величайшим бесчестьем и сурово каралось. Павших в бою воинов выносили на щитах.

Колокольчик3

А у древних римлян был прямоугольный щит – скутум; он тоже был большим и тяжёлым. С помощью скутумов устраивали легендарную «черепаху» – при осаде крепостей отряд легионеров превращался в «броневик»: воины, стоявшие по краям «черепахи», держали щиты перед собой, а находящиеся в центре — над головой… Сверху осаждённые выпускали стрелы, бросали камни – «черепахе» было всё нипочём.

Изготавливали самые прочные щиты из дерева, обтягивали кожей и оковывали бронзой. В центре находился умбун –  металлическая полусфера. Умбун помогал отражать удары противника и защищал кисть бойца. Но когда в средние века появилось огнестрельное оружие, то лучший щит становился ненадёжным и даже бесполезным.

Зато появилась тяжёлая и громоздкая павеза, за которой укрывался стрелок-арбалетчик. А наши соотечественники во времена Ивана Грозного пошли дальше – они изобрели гуляй-город. Это передвижное укрепление из бревенчатых щитов, на колёсах или полозьях. Перед боем щиты скреплялись крючьями или цепями. Бревенчатая стена с бойницами, выше  человеческого роста, позволяла стрельцам обстреливать противника из пищалей и лёгких пушек, не опасаясь кавалерийской атаки. Государев гуляй-город в длину мог достигать нескольких километров! С его помощью в 1572 году в битве у Молоди было наголову разбито стотысячное войско крымского хана Девлет-Гирея.

Колокольчик4

Последние сражения с использованием щитов прошли в конце XIX века, во время войны британцев с зулусами – мужественным народом Африки. Причём в одном из них, битве при Изандлване, регулярные  войска Британской империи, вооружённые винтовками и артиллерией, потерпели сокрушительное поражение от воинов, большая часть которых была вооружена лишь кожаным щитом и копьём.

Есть и сегодня у нас надёжные щиты. Нашу Родину защищает грозный «ядерный щит». А главный щит России – это её святые монастыри, где день и ночь творится молитва о мире и благоденствии.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий