Уроки паломничества

Игнатий БакаевСередина лета, ночи ещё светлые, водоёмы согрелись, пора ехать в паломничество. И вот мы, двадцать три человека, на пяти машинах едем по святым местам. Перед поездкой обращаюсь ко всем, объясняя, что паломничество – это наша практика духовной жизни. На приходе мы в основном занимались теорией. И несомненно, что от паломничества получим большую пользу. Нас будут сопровождать ангелы небесные. Но надо быть внимательными к своим чувствам и поведению. Полчища демонов рванутся за нами, чтобы при первом удобном случае, когда мы согрешим, расстроить и омрачить наши отношения. От всех требуется молитва, лучше – если непрестанная. Полезно будет извлекать уроки из пережитого.

За двенадцать суток паломничества проехали около пяти тысяч километров. Помолились в шестнадцати святых местах, начиная с храма во имя Серафима Саровского в Морово, где нас после молебна провожал приход в полном составе во главе с протоиереем Романом. Дальше побывали в Туровце, приложились к иконе Божией Матери Туровецкой. Заехали в монастырь во имя Димитрия Прилуцкого, в усадьбу святого Игнатия (Брянчанинова), где святитель появился на свет.

Поскольку среди нас много пенсионеров и школьников, люди небогатые и нам не по карману организованное паломничество, едем «дикарями», во всём полагаясь на волю Божию. Но в который раз я убеждаюсь, что так даже лучше: меньше комфорта, зато больше Бога, больше чудес, ярких встреч, неожиданных красот, больше наблюдений, меньше суеты. Ночевали там, где заставал вечер. Выбирали место у рек и озёр, ставили палатки, на газовой горелке готовили еду. По вечерам служили благодарственный молебен и совершали вечернее правило. Утром снова правило и молебен о начале наших дел, с прошениями об умножении любви и о путешествующих. Кто-то спал в машине, кто-то в спальнике в палатке. Каждую ночь лил дождь, но такие мелочи не омрачали радости от паломничества. Иногда возникали несогласия. Люди подходили ко мне со словами: «Как скажет батюшка, так и сделаем». Но я, видя, что конфликт из-за пустяка и в нём нет правых, отмалчивался, теребя чётки и мучительно размышляя над вопросом, христиане ли мы. Двадцать три человека – это такой колхоз, где одни спешат, другие медлят, у одних есть деньги, у других совсем мало. Каждую минуту возникает повод для споров, ссор, которым мало кто не спешит воспользоваться. Я и сам был не лучше других: осуждал внутри, часто был недоволен, пытаясь это скрыть. Люди регулярно просили прощения друг у друга, чтобы вскоре поссориться вновь. Ведь дома, если поссорились, один может пойти направо, другой – налево, а в дороге деться друг от друга некуда. Но мы всё равно будем продолжать ездить в паломничества, потому что это – жизнь, возможность понять, чего мы стоим, над чем нам нужно потрудиться.

Поскольку я для себя совершил открытие о всепобеждающем благоволении, о чём говорил в 735-м номере газеты «Вера», то есть о необходимости желать блага для всех, стараюсь об этом не забывать. Благодаря этому я увидел, что Россия вовсе не загибается, она трудится. В Вологде на светофорах мы растеряли друг друга. Созваниваемся. Объясняю, что я рядом с огромным строящимся домом, там четыре крана. А Георгий Родионов говорит, что они тоже возле большой стройки, только там пять кранов. Сколько же новостроек в городе? Ничего себе размах! На реке Шексне заночевали на пляже, напротив шлюзов Шекснинского водохранилища, откуда непрерывным потоком выходили пассажирские лайнеры, сухогрузы. Оказывается, речной флот жив! Трудно было заснуть в монастыре Иверской Божией Матери на Валдае из-за шума маневрового тепловоза на ближайшей станции. Повсюду строятся дороги, мосты, развилки. И мне это всё по душе. Живёт страна. Вот что можно увидеть благодаря благоволению.

В Тервеническом монастыре из цветов составлена клумба-надпись длиной несколько десятков метров: «Слава Тебе, сотворившему всё». И действительно, невозможно не благодарить Создателя за красоты, которые Он нам являет. Совесть слегка меня мучит – хотелось бы пожить, как тот афонский монах, который загородился от моря и всех красот земных высоким забором, чтобы не отвлекаться от молитв, духовного общения с Богом. Но я не дорос до такого состояния. Меня увиденные красоты только побуждают молиться, благодарить Господа. В одну из ночей остановились на лесной полянке напротив Александро-Свирского монастыря. Величественная панорама, белокаменная обитель огромна, разносится волнующий, потрясающий, торжествующий, благодарящий, достойный славы Божией продолжительный колокольный звон. Длится это около часа, даже на Валааме звонят не столь долго.

С восточной стороны объезжаем Ладогу. Останавливаемся на песчаном пляже у озера, наблюдая за шумным прибоем. Грохот волн, не видно противоположного берега. Красиво, солнечно. Купаемся.

И, наконец, Валаам – цель нашей поездки. От Сортовалы до архипелага можно добраться на «Метеоре». Стоимость проезда – тысяча рублей. У половины паломников – шок, потому что в Интернете было написано, что проезд стоит триста пятьдесят рублей. Но оказалось, что столько он стоил несколько лет назад. Часть наших паломников отказалась было ехать – не по карману, но всё-таки мы все вместе поскребли по карманам и собрали недостающую сумму. Поехали все. В течение часа, пока судно неслось над водой, несколько раз менялась погода: солнце сменялось дождём, радугой, поднимался ветер, темнело, снова сияло солнце. Прибыли в Никоновскую бухту, от которой до Спасо-Преображенского монастыря шесть километров. Идти было страшновато, но подходит монах в полинялом подряснике и спрашивает: «Вы отец Игнатий? Ждите, за вами приедет автобус». Это наш дорогой иеромонах Амвросий (Стрекачёв), несколько лет подвизавшийся в Коми, позаботился о нас. Пробыли на архипелаге две ночи. Валаам был всякий: то штормовой, то ласковый и тихий. Первым же утром литургия. Службу вёл владыка Панкратий, народ причащался в течение часа. Причастились и мы, паломники из Сыктывкара, примирившись друг с другом и Богом. Не стану описывать всего: всех встреч, впечатлений. Скажу главное. Я понял, что Россия непобедима. Это то, чего мы не видим за суетой, страна же преображается. И на меня сошло спокойствие.