Обыкновенная история

жизни и смерти деревенского пастуха Николы

Михаил Кальчин

Уважаемая редакция! Я семнадцать лет являюсь читателем вашей газеты. Жду каждый номер с нетерпением, хожу на почту, спрашиваю, если долго нет. Мне уже 75-й год. 56 лет трудового стажа. Сейчас, на пенсии, времени свободного много, особенно зимой. Опыт жизненный за плечами огромный, хочется написать о друзьях, о работе, о том, как мы жили в нашей России. Этот рассказ – автобиографический. Он о жизни моего брата Николая.

С уважением – Михаил Степанович Кальчин.

Моё родное село расположено на возвышенности. С северной и южной сторон протекают неглубокие речушки. Одна из них называется Мокша, другая – Устьянка. Недалеко от села обе речки впадают в реку, образуя устье. Отсюда и название села – Устье.

В выходные дни, когда жарко, молодёжь любит собираться на берегу Мокши, которая чуть пошире и поглубже Устьянки. За речкой – поля и луга, веет луговым клевером. Хорошо! И без стакана хорошо, да как это молодёжи понять…

В один из таких погожих дней расположилась на берегу кучка молодых парней. Слово за слово – за выпивкой поссорились двое друзей. Завязалась драка. Николай, так звали одного из них, схватил попавшуюся под руку палку и ударил товарища по голове. Тот упал, по лицу потекла кровь. Остальные ребята живо организовали машину и повезли парня в районную больницу. Там он пробыл два с половиной месяца – голова была повреждена серьёзно. На Николая завели уголовное дело и дали ему три года колонии общего режима. За примерное поведение он освободился досрочно. Вернулся в село и устроился скотником на ферму. Зимой привозил силос коровам, убирал за ними, а летом пас колхозное стадо.  Женился на девушке с ребёнком. Через год появился у них с Мариной второй малыш.

Николай частенько выпивал, но жена прощала, потому что хозяйство было на его плечах: огород, заготовка корма для своей скотинки. Заработанное в колхозе всё до копейки отдавал супруге. На выпивку наладил на подработках. Всё вроде шло нормально. Дети подросли, пошли в школу, жена работала дояркой…

Однажды на работе у Николая разболелся зуб. Друг, с которым пасли вместе стадо, посоветовал ему не ездить в районную больницу, а вырвать его самостоятельно. Объяснил, как это сделать. Николай для храбрости выпил, залез пальцами в рот, расшатал зуб и дёрнул его с силой. Кровь с трудом остановили. Прошло четыре месяца, и вдруг здорово заболело то место, откуда Николай вырвал зуб. Щека стала опухать. Пришлось-таки ехать в больницу. Там сделали рентген и обнаружили онкологическое заболевание. Несколько раз делали облучение правой щеки, но легче не стало. Выписали из больницы домой. На щеке появилась дыра, даже язык был виден в неё. Николай уже не мог разговаривать.

Брату Андрею отправили телеграмму: «Приезжай, брат тяжело болен». Тот взял отпуск и – самолётом до Москвы. С Казанского вокзала – до районного городка. Лет шесть Андрей не был в селе. Оно изменилось: появились новые улицы, выросло много новых домов, улицы заасфальтированы, в дома проведён газ.

Андрей зашёл в дом, поздоровался, обнял плачущую Марину. Николай лежал на кровати. Увидев брата, вскочил, кинулся ему на шею и зарыдал. Что-то пытался сказать, но Андрей не разобрал слов. Слёзы ручьём потекли по небритым щекам. Он уложил брата на кровать и сам разрыдался. Марина налила стакан воды и, накапав туда валерьянки, подала Андрею. «Успокойся, – проговорила она. – Ему уже ничем не поможешь». Николай попросил ручку и крупными буквами написал: «Марина, прости меня. Я не смог дать достойную жизнь тебе и детям. Такой я оказался горе-отец. Нет мне прощения. Брат уедет домой – пусть поставит за меня в городе свечку. Возможно, меня Бог и простит. Как жаль, что я не принимал Его раньше». Марина прочитала записку и горько зарыдала. «Коля! – запричитала она. – Не уходи от нас!» Дети подошли к матери и стали её успокаивать. Андрей вывел Марину на кухню и, прижав её голову к груди, тоже попытался успокоить…

Закончился у Андрея отпуск. Собрав вещи в сумку, он приготовился идти на автобусную остановку. Подошёл к Николаю и, наклонившись, поцеловал его в лоб. Николай с трудом встал и как закричит: «Братуха! Прощай, я умираю!» Андрей схватил сумку и, выскочив на крыльцо, в голос зарыдал. Из комнаты, надрывая сердце, доносился громкий плач Николая. Попрощавшись с Мариной и детьми, Андрей пошёл, всхлипывая, в сторону остановки.

В автобусе он никак не мог успокоиться. Всё думал, за что брата постигла такая судьба. Через два дня пришла телеграмма: «Николай умер. Приезжай хоронить». Он не поехал, послал срочный перевод на похороны. Пошёл в церковь и заказал за упокоение раба Божьего Николая поминовение, поставил за брата свечу. «Пусть душа его пребывает в Царстве Небесном. Господи, упокой душу усопшего раба Твоего», – думал Андрей, и слёзы ручьём текли по щекам.

г. Архангельск


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий