Эпоха узнаётся по святым
(14 июня – Неделя всех Российских святых)
Что такое праздник Всех святых, в земле Российских просиявших, почему возникла необходимость праздновать память всех святых вместе?
Я думаю, что почитание всех святых породила мысль о том, что существует множество живых, значимых, но вместе с тем утаённых и неизвестных святых. Понимание того, что святых больше, чем мы знаем. Что святость – айсберг, у которого нам видна только верхушка.
Кроме того, вера народа несёт коды осмысления его жизни. Очевидно, там, где есть почитание святости, там есть и стремление подражанию. Закон подражания, вообще-то, один из самых главных законов жизни. Подражая, люди и грешат, и спасаются. Апостол Павел говорит: подражайте мне, как я Христу. И вот, дав такое большое богатство – множество святых, Русь таким образом сформулировала свой идеал жизни.
Очевидно, все святые, в земле Русской просиявшие, – это икона Духа Святого.
Сын Божий воплотился и явил лик Свой. Отец лица Своего не явил, и Дух Святой лица Своего не явил; сходил в виде огня на апостолов, в виде голубя – на Господа. Богослов и философ Владимир Лосский даёт такую догадку: что лик Духа Святого явлен в истории, и именно в соборной иконе Всех святых. Это как мозаика: вблизи просто камушки, а отойдёшь – вот оно!
Важно ведь не то, что думает народ о себе, а важно, как писал Владимир Соловьёв, то, что Бог думает о народе в вечности и к чему его приготавливает. И вот Бог думал о русском народе много, и русский народ чувствовал, что Бог думает о нём. И ответ на эти Божии мысли о народе – соборная икона Всех святых, в земле Российской просиявших. Это некое завершение большого исторического пути, некая явленность Промысла Божьего о народе.
У стран, которые до нас приняли крещение, есть свой, современным языком говоря, бэкграунд. Допустим, греки были богаты до христианства, поэтому святых отцов выросло на Греческой земле больше, чем где бы то ни было. Философия вспахала эту землю, Христос засеял, и вырос на ней, скажем, Василий Великий. То же самое было у египтян. Монашество родилось в Египте не на пустом месте: они думали о смерти как о вечном доме, к этому готовились, чтили своих ложных богов, кого – молчанием, кого – аскезой. А когда они узнали Истину, Египет превратился в родину монашества.
А у нас ничего не было. Мы получили от христианства всё сразу: и римское законодательство, и великолепную архитектуру, и чудесную икону, и столбовое знаменное пение. Таких народов вообще мало. Кроме того, очень интересно, как приходили к христианству жители Римской империи: по одному. Люди приходили под влиянием проповеди свидетелей, под влиянием крови мучеников, под влиянием различных благодатных вдохновений от Господа. Постепенно в таком катакомбном состоянии они набирались сил, и когда потом вышли в наружу, оказалось, что они победили мир. А русским сказал князь – они пошли и крестились сразу. Но если бы не было ничего, за что Духу Божьему зацепиться в них, христианство умерло б, как некое княжеское новшество в течение жизни одного поколения.
Есть люди, которые всю жизнь проживают в упёртом отвержении Бога и умирают некрещёными. И народы такие есть – совершенно закрытые для проповеди Евангелия. Многие историки и философы говорят, что Индия такова. Что Бог воплотился – для них ничего не значит, потому что у них боги воплощаются каждый день. На любое христианское слово у них есть тысячи индусских отговорок. Аскетизмом их не удивишь, потому что аскет у них на каждом углу сидит. Есть такие народы, закрытые для Бога, а у нас уже в первом поколении христиан возникает Киево-Печерская лавра. А в ней начинаются такие подвиги, какие были в IV–V веках. То есть воскресают образы Сирии, Палестины, Фиваиды. Но в России зимой нужны валенки и дрова для печки. Это тебе, понимаешь, не Сирия, где можно отшельнику всю жизнь босиком ходить. И в этом северном народе являет себя аскетизм, прежде невиданный…
Это удивительный факт – Крещение Руси, укрепление Руси в православии и потом изведение на свет Божий из недр простого необразованного нутра массы святых. Греки отказывались верить, что в XIV веке в холодной Гиперборее, где живут люди, которым умирать не страшно, в Тмутаракани святые появились; какой-то Сергий в дебрях живёт… О чём вы думаете, уже конец света! А потом Константинопольские Патриархи лично писали Сергию Радонежскому письма. Они увидали cвятость и, видимо, их планы на конец света были потеснены. Вот Русь такова, расширяет исторические горизонты.
Интересно то, что святые русские не оскудевают. Река течёт, и полноводность её не уменьшается. Церковь доказывает своё происхождение от Христа, подтверждает своё с Ним бытийное отношение именно святыми. То есть, когда мы хотим, например, узнать о музыке, мы не идём слушать балалайку в трактир, мы слушаем Баха или Моцарта. И если Церковь не рождает святых в течение нескольких поколений, появляются большие сомнения: она, вообще, во что верит?
Каждая эпоха рождает свою святость. Когда все кругом вроде бы верующие, тогда появляются юродивые, обличая обрядоверие, поверхностную веру. В мирное время появляются богословы и святители, которые врачуют раны общества словом. Когда начинают гнать веру, убивать за веру, с переднего края уходят те, кто должны были бы её хранить, а выходят из задних рядов те, кто готов умирать за неё. Появляются мученики-исповедники. Если всего этого нет, то возникают сомнения в апостольской преемственности, в благодатности Церкви. Благодатность – это совершенно конкретная, а не теоретическая вещь, о которой богословы спорят или не спорят.
Эпоху нужно узнавать по святым. В одном человеке, как правило, в святом человеке, познаётся целая эпоха. Все болезни и преодоление этих болезней в нём. Потом святые – это ярко раскрытые личности. Большинство людей в этой жизни не раскрыты. Иоанн Кронштадтский говорил, что люди рождаются дважды: вначале как яйцо, а потом как цыплёнок. Человек рождается сначала по факту, как двуногое говорящее существо, таинственное и загадочное. Но ему нужно раскрыться, родиться в вечности. Реализовать свой потенциал и явить из себя то, что Бог о нём задумал. Простой человек – вы, я, в любого пальцем ткни – это драгоценность. Ходят мимо нас Васьки, Дуськи, Машки, которые на самом деле Моцарты, Менделеевы, Гагарины, ходят мимо нас Серафимы Саровские.
Святые призывают нас к тому, чтобы мы нашли себя, потому что сами реализовались. Они не просто согрели когда-то тех, кто находился рядом, а и сегодня греют, и греть не перестают. Этот не перестающий поток святости – как не перестающий призыв к живущим: найдите Господа и в Господе себя найдите!
Из выступления о. Андрея Ткачёва на радио «Радонеж», июнь 2014 г.
Расшифровка и адаптация для печатного текста редакции газеты «Вера»
←Предыдущая публикация Следующая публикация→
Оглавление выпуска
“Ходят мимо нас Васьки, Дуськи, Машки, которые на самом деле Моцарты, Менделеевы, Гагарины, ходят мимо нас Серафимы Саровские.”
очень как мне кажется точно. Спаси Господи автора и тех, кто опубликовал это замечательное выступление.