“Несанкционированное добро”
Протоиерей Алексий Уминский на вопрос, что такое зло, ответил однажды: «Несанкционированное добро». Речь, конечно же, шла об отсутствии Божьего благословения. Вспомнил это в связи с новым скандалом, обрушившимся на Церковь.
Он начался с поразительного факта. Учебный комитет Патриархии добился увольнения преподавателя-содомита из Казанской семинарии. Это не скрывалось, но вместо того чтобы поддержать комитет, его… поддержали так, что лучше бы этого не делали. Протодиакон Андрей Кураев начал шумную кампанию по борьбе с содомией, первым делом опубликовав письмо анонима из Петербурга. Тот обвинил в содомии учителя Патриарха Кирилла – митрополита Никодима. Уж в чём только его публично не обвиняли, но в этом – первый раз на моей памяти. Доказательств, разумеется, никаких, да и потребовать не у кого, ведь отец Андрей предложил нам анонимку.
Потом опубликовал ворох новых обвинений – безымянных и подписанных кем-то, но опять же никем не проверенных. А вдруг клевета? Ну так что же, лес рубят – щепки летят. Когда я в блоге Кураева выразил недоумение по поводу случившегося, он довольно спокойно ответил, что вот пусть Патриархия и проверяет, что там правда, что нет. Имелось в виду, что давно пора, а его – отца Андрея – роль скромная, принудить к этому.
С подобными ответами от разных людей приходится сталкиваться всё чаще, и я не понимаю, что происходит. Как можно публично обвинить кого-то в страшном грехе или преступлении, а потом отмахнуться от вопросов с помощью фраз «пусть проверяют», «пусть подают в суд». Это становится обыденностью, в том числе и среди православных. Меня особенно это пугает ещё и потому, что уже приходилось сталкиваться с обвинениями заведомо ложными в адрес очень порядочных людей. Причём выдвигали их тоже люди вполне приличные.
Вот одна ситуация. Обвинён был в содомии игумен N – священник с безупречной репутацией. Заподозрил его один из моих знакомых, человек во многих отношениях столь же замечательный. Начинаю расспрашивать: оказывается, не то что серьёзных доказательств, там вообще ничего нет, никаких поводов для подозрений – морок; бес сплёл картинку буквально из ничего.
Человек поверил, потому что был обижен на отца игумена. Часто так бывает? Да, сплошь и рядом. Например, пустил иеромонах, настоятель прихода, бесприютного человека у себя пожить – и пошёл гулять слух.
И так далее, и тому подобное. Всё это и без шумных кампаний ужасно, а уж когда решат разного рода энтузиасты победить очередное зло, тут хоть святых выноси.
О, эти борцы! Многие не знают, что одной из основных причин Февральской революции стала борьба со шпионами. Начались погромы в Москве, грабили промышленников, купцов с иностранными фамилиями. «Не корысти ради», а изведения супостатов для. Из прифронтовой зоны выселили десятки тысяч евреев, которые, рассеявшись по стране, разорённые, обиженные, стали горючим материалом для будущей революции. Потом вспомнили, что Царица у нас из немцев, добавляя вполголоса, что Царь всецело находится под её влиянием. И погубили Россию основательнее, чем все шпионы на свете, вместе взятые.
Вот какая бывает поддержка правильного вроде начинания, которое не только начинание погубит на корню, но и разрушит всё, что можно разрушить. Когда требуют от Патриархии решительности в борьбе с грехом, вспоминается, куда эта решительность привела нашу страну в 30-е годы XX века. У нас многие верят, что в репрессиях виноваты лишь Сталин и его окружение, решившие извести побольше народу. Это не совсем так. Просто решили как раз проявить решительность, извести всякое зло в СССР. НКВД получило сигнал: усилить борьбу со злом и начало реагировать на миллионы ложных и не ложных доносов, не особо разбираясь, – ведь когда решительность главное, не до того. И доносчиками были отнюдь не только негодяи. Скажем, многие учёные, инженеры уничтожили друг друга в борьбе за «лучшее против хорошего».
Так протекают все без исключения кампании по решительному искоренению зла. Вспомним притчу о добром семени и плевелах, где повествуется как раз о подобном. Предложили рабы домовладыке повыдергать сорные травы: «хочешь ли, мы пойдём, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
Вот о чём забыл протодиакон Андрей Кураев. Он верно сделал, что поддержал Учебный комитет – хоть и немногочисленны содомиты в Церкви, но много зла от них. Что же погубило его инициативу? Мне кажется, недостаток любви. Не к извращенцам – им действительно не место в числе служителей Церкви, а к тем невинным, которые могут пасть жертвой кампанейщины, клеветы. Об этом напомнил ему его друг – архимандрит Тихон (Шевкунов).
Он вспомнил историю из Патерика: «Ученик идёт по полю и вдруг видит своего авву, который вместе с женщиной занимается непотребством. Он подошёл, ударил его ногой, сказал: “Что ты делаешь?” И вдруг увидел, что это два снопа, которые лежат рядом». «Да, мы все, пожившие какое-то время в Церкви, – продолжает о. Тихон, – знаем, что существуют беды в Церкви, в том числе и такая беда, о которой говорит отец Андрей. И это боль всей Церкви, потому что мы все – единое тело. Все прекрасно понимают, что это совершенно нетерпимо. Это необходимо преодолевать. Но здесь есть ещё одна сторона – лже свидетельство. Не лжесвидетельствуй – это заповедь не чья-то, а Божия! И не надо забывать об этой заповеди…»
Вместо борьбы с содомией, которую обозначил Учебный комитет, мы вынуждены сегодня сдерживать натиск ненавистников Церкви. Тысячи людей в ужасе замерли на её пороге, страшась слухов и сплетен, зато с удовольствием обсуждают скандал безбожники и маловеры, пытаясь изобразить что-то вроде праведного гнева. Правда, получается у них лениво, неубедительно. Им довольно того, что случившееся подтверждает, как им кажется, правильность их отрицания христианства.
Скажу в заключение, что в последнее время часто обсуждается информационная война, которая ведётся против Церкви. Проблема, мне кажется, много глубже. В обмирщении, теплохладности, поразивших даже церковных людей. Чего уж требовать от других. Как, не следуя за Христом, не исполняя Его заповеди, сохранить самоуважение – вот главный вопрос, который мучит сегодня потребительское общество. Скандалы – одна из попыток ответа. Сядет атеист ли, воцерковлённый ли человек перед компьютером и повоюет за «правду» – это даже интереснее, чем компьютерная игра, и вроде что-то хорошее сделал. Несанкционированное добро. Как быстро оно прибывает в нашей жизни.
Добавить комментарий