Минуло 80 лет…

15 сентября на Тентюковском кладбище собрались миряне, дабы помянуть погибших за веру участников так называемого дела о «Священной дружине», придуманной чекистами и ими же «разоблачённой» в 1937 году контрреволюционной группе в Сыктывкаре.

Панихида у могилы новомучеников

В этот день нынче исполнилось ровно 80 лет, как были расстреляны эти 13 человек, в основном ссыльных, во главе с епископом Германом (Ряшенцевым). «Их вывезли ночью в закрытом фургоне за город, – так рассказывается об этом скорбном событии в книге «Наследие Стефана Пермского», вышедшей недавно в Сыктывкаре. – Остановились у старой мельницы близ речки Човью. Дальше в лес вели в сопровождении конвоиров с собаками… Но нашлись добрые люди, которые после казни выпросили и выкупили тела и одежду расстрелянных. Они никому не сообщили об этом, даже своим близким. Если бы всё раскрылось, охранники попали бы под трибунал, да и сами эти люди могли дорого поплатиться. Единственное, что они смогли сделать, – перевезти тела на Тентюковское кладбище, предать их земле с молитвой. Ещё они сохранили память о местонахождении этих безымянных могил…»

Среди пришедших – дальние родственники убиенных и журналисты

До кладбища на легковушках не добраться – ещё с километр приходится идти по просёлку. И вот мы стоим у безымянных могилок: в одной похоронены, как рассказывают, миряне, в другой – священнослужители. Среди пришедших – дальние родственники убиенных, журналисты и краевед Анна Малыхина. Их трудами во многом и открылись для нас судьбы репрессированного духовенства в Коми. Редактор мартиролога «Покаяние» Михаил Рогачёв сообщает, что фонд приступил к подготовке очередного тома, который будет посвящён репрессиям против Церкви. Отец Александр Никитенко, несмотря на свою тяжёлую болезнь, уже во второй раз за последние полгода приехал на это лесное кладбище, чтобы почтить память новомучеников. Он совершает поминальное богослужение, в конце которого обращается за молитвенной поддержкой к прославленным Церковью новомученикам, которые, скорее всего, упокоились в этой земле: владыке Герману, священнику Степану Ермолину, мирянину Павлу Елькину… Но сказать со стопроцентной точностью, кто именно из расстрелянных похоронен здесь, – трудно. Чтобы установить это, надо проводить эксгумацию останков, а потом, быть может, и генетическую экспертизу. Перспективы пока очень туманны. Но что мы можем, так это как-то обустроить место захоронения. Обсуждаем, где можно установить большой крест в память мучеников. Как говорит отец Александр, он уже заказан.

…На сегодня известно не так много мест захоронения новомучеников. Самое известное, наверное, Бутовский памятный полигон под Москвой, где захоронено 332 прославленных Церковью святых. В год 100-летия русской революции как-то в тень отошла круглая годовщина массовых расстрелов. А ведь их нельзя отделять друг от друга, ведь одно трагическое событие – следствие другого. Едва ли не в каждом населённом пункте, где был действующий храм, ныне есть кого помянуть – пусть это и не прославленные Церковью люди, но также претерпевшие за веру. Уроки переворота 1917-го важны, чтоб нам никогда не совершать более таких ошибок, но память исповедников 1937-го значимее для нас потому, что отныне и до века подвиг страдальцев будет для нас примером стойкости во Христе.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий