Перекрёсток

2 (1)

Гости из Владимира

Коми край. Это огромное пространство стало перекрёстком, на котором сошлись тысячи человеческих судеб, которые, казалось, не должны встретиться. Безвинно наказанных, прошедших через ссылки и лагеря, здесь было такое огромное множество, что о некоторых достойнейших людях здесь уже и не помнят. И только стараниями интересующихся потомков медленно, по одному, вновь всплывают их имена. Радостно, что в этом участвуют дети – наследники нашей общей памяти.

Этим летом к нам в редакцию зашли гости из города Владимира – директор православной гимназии протоиерей Алексий Головченко с матушкой и тремя гимназистками-восьмиклассницами. Батюшка рассказал, что приехали они как участники школьной исследовательской экспедиции.

– А что вы исследуете? – спрашиваю.

– Есть такой конкурс – «Православная инициатива», который финансирует Московская Патриархия и частные фонды, – поясняет о. Алексий. – И вот мы выиграли его с программой создания музея святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, небесного покровителя нашей гимназии. На грантовые средства создали нашу музейную экспозицию. А в этом году выиграли с программой, посвящённой жизни и деятельности Сергея Иосифовича Фуделя. Слышали о нём? Это православный богослов, философ, духовный писатель и литературовед. Он находился в ссылке в Княжпогосте и Сыктывкаре в 1923–1925 годах. И здесь же, в ссылке, часто встречался с епископом Ковровским Афанасием.

– Да, конечно, слышал, – отвечаю. – О владыке Афанасии наша газета не раз писала, а вот о Фуделе – мало. Но расскажите об обоих, интересен ваш взгляд.

7

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский

– Лично для меня ценным кажется то, что святитель Афанасий был не только автором богослужебных книг, о которых многие знают, а восстановителем единства нашей Церкви. Ведь благодаря ему к Матери Церкви вернулось едва ли не девяносто процентов верующих, ушедших в катакомбную церковь. Когда Патриархом стал Алексий I (Симанский), епископ Афанасий написал ему письмо. У них были очень сложные отношения – Патриарх знал, что катакомбная церковь подняла епископа Афанасия на щит, превознося его как истинного пастыря – в пику «сергианцам», сотрудничающим с советской властью. Таковы были смута и раскол. И вот в этом письме владыка пишет Алексию I, что никогда не уходил из лона Церкви, возносит молитвы за её Предстоятеля и просит продолжения их церковного общения. Когда катакомбники узнали об этом письме, то большинство последовали за владыкой, вернувшись в Московскую Патриархию.

Одним из духовных чад святителя Афанасия был как раз Сергей Иосифович Фудель. Его тоже в своё время как бы подняли на щит – напечатали его труды о Церкви за границей, во Франции, причём без его ведома. Это создало проблемы с властями самому Фуделю, но принесло много добра другим людям, особенно из советской интеллигенции, которая зачитывалась его книгами. У меня лично есть несколько знакомых, людей уже в возрасте, которые пришли в Церковь через эти, доставленные контрабандой в СССР, книги. Я бы назвал Фуделя современным Алексеем Степановичем Хомяковым. Наша Церковь время от времени покрывается ветхой, дряхлой материей, и от неё отворачивается большая масса народа, особенно среди интеллигенции. И Хомяков, выдающийся богослов и публицист, в своё время очистил Церковь от всего этого: он писал так, что заново открыл православие для интеллигенции XIX века. Так вот, Фудель, тоже мирянин, через свои богословские, литературные и научные произведения многим вернул Церковь уже в XX веке.

– И теперь вы собираете материалы о Фуделе? – уточняю.

– Да, на полученные грантовые средства мы собираемся создать музейную экспозицию и снять документальный фильм о нём. Также проведём научную конференцию – Фуделевские чтения, участниками которой станут наши гимназисты, семинаристы епархии и студенты областных вузов. Возможно, как стало с Афанасиевскими чтениями, Фуделевские чтения станут ежегодными. Наш приезд в Сыктывкар – часть этой большой работы. Собираемся найти здесь для музея артефакты, связанные со святителем Афанасием и богословом Фуделем, и провести встречи с людьми, знавшими их. Да и сами впечатления от посещения мест, где отбывали ссылку эти значимые для нас люди, – уже большая ценность.

Открытка от епископа

5

В гостях у Л. И. Ракина в Сыктывкаре

После этого разговора с гостями из Владимира половина нашей редакции приняла живейшее участие в их работе: связывались с возможными информаторами, давали телефонные номера людей, которые могли бы посодействовать в их поисковой работе, разъясняли географию и топографию мест, куда они собирались.

Спустя три дня я снова встретился с маленьким научным сообществом Владимирской гимназии. Беседу с батюшкой и матушкой мы вели в Кировском парке, а девочки тем временем развлекались на аттракционах. Спрашиваю о результатах.

– Мы съездили в Усть-Вымь, Княжпогост, на третий день была работа в Сыктывкаре, – докладывает батюшка. – Везде посещали музеи, памятные места, связанные с репрессиями. Историк Михаил Рогачёв провёл экскурсию по Сыктывкару, в том числе прошлись по старому району Изкар. Где-то там стоял дом, в котором жил сосланный епископ Афанасий. Там же он обвенчал Сергея Фуделя с его невестой Верой Сытиной, которая поехала вместе с ним из Москвы в Усть-Сысольск – так ведь до 30-го года назывался Сыктывкар? Девочки наши поработали в Национальном архиве Коми – попытались найти что-то по нашей теме, но пары часов в таком деле недостаточно. Ничего не нашли по делу, но почитали другие документы – тоже памятники истории. Получили опыт архивной работы. Побывали мы в гостях у Леонида Ивановича Ракина. Там нас ждала большая радость: Леонид Иванович пожертвовал нашей гимназии несколько писем, написанных ему святителем Афанасием. Подарил открытки, которые владыка ему присылал, – простенькие такие, самодельные. Он нам рассказал, как познакомился со святителем Афанасием, как стал его духовным чадом и ещё много интересного.

– Кроме Леонида Ивановича, встретили ещё людей, интересующихся святителем Афанасием и Фуделем или знающих их?

– К сожалению, нет. Мне казалось, что такие крупные фигуры нашей Церкви должны быть всем известны и что нас здесь смогут накормить какой-нибудь свежей информацией о них. В итоге оказались перед такой странной проблемой – как раз от нас здесь ждут нового.

Вообще, в ваших краях сам Бог велел заниматься историей. Я считаю, что мученики, лежащие в этой земле в неимоверном количестве, и исповедники, пережившие здесь лишения и трудности, освятили эту землю. Нам рассказали, что здесь в Заречье, на противоположном берегу от Сыктывкара, в 20-30-е годы пришла баржа с арестованными священнослужителями. Их выгрузили на берег и тут же стали расстреливать. Песок был красным. И добавили, что с тех пор над этим местом какое-то проклятье. Ну что ж, с одной стороны, можно говорить: здесь всё на крови. Но относиться надо не как к проклятому месту. Когда я в первый раз побывал в Волгограде, наш гид сказал: «Здесь всё пропитано кровью, Сталинградская земля полна костей, здесь ад и невозможно жить – проклятье летает над городом». Я его слушал-слушал, потом всё-таки сказал: «Родной, такие места действительно памятники страшных страданий, борьбы. Но в них – благословение Божие, ваша земля – святая. Она полита кровью этих мучеников и освящена этой кровью». Так же и сыктывкарская земля, на которой погибли тысячи, священна. Поэтому за вас можно только радоваться.

Прерываю батюшку, спрашиваю:

– Видите новые дома рядом с парком, где сидим? На месте кладбища построили. Радовались бы вы, живя в этих домах?

– Конечно, так делать нельзя, захоронения следует уважать. Но раз такое случилось… Тут нужна определённая трезвость. Кстати, многие святые по своему смирению просили, чтобы их погребение было попираемо ногами. Например, так просил ушедший в монастырь писатель Шота Руставели. Его похоронили под многотонной колонной. Его тело, понятно, ничего не чувствует, а душа так вообще находится в другом месте, но это – образ смирения, данный в назидание и понятный нам, живым. А мы хотим лучшее место на кладбище. Был я в Иерусалиме, там на кладбище участки в два квадратных метра продаются по миллиону долларов. Считается, что на том месте будет Страшный суд, и люди стремятся быть там захороненными. Зачем? Чтобы в очереди не стоять?

Проблема в том, что из важного, но далеко не самого главного, мы делаем культ. Точно так же, бывает, и к святым угодникам Божьим относимся, забывая о Самом Боге. Поэтому считаю очень важным, чтобы люди видели святых в их обыкновенном человеческом образе. Жития тоже нужны для назидания, но одного этого мало. Возьмём для примера святителя Афанасия. Не будет ничего постыдного для человека, если он расскажет нам, допустим, что видел своими глазами камень, на котором ночью светились буквы «Свт. Афанасий». Однако нам этого не надо. Пусть лучше расскажет о нём как о живом человеке – вот что ценно.

В нашей гимназии мы поставили спектакль «На свете смерти нет». Он сделан по письмам, протоколам, материалам допросов епископа Афанасия. Благодаря этой аутентичности постановка получилась очень выразительной. В письмах из заключения он пишет, как ему плохо, как над ним издеваются на допросах, как лишают всего. Удивительная вещь – он пишет: «Врата ада не одолеют Церковь», но нигде не говорит, что речь о Русской Православной Церкви. Ведь на всю Россию оставалось тогда около 100 священников, всех архиереев убили, сослали, оставили умирать от голода и холода. И вот он, совершенно павший духом, пишет, что Церковь, конечно, останется, но Русская может быть физически уничтожена. Теперь-то нам ясно, что Господь этого не допустил, но в тех словах замученного епископа мы видим его живой образ, далёкий от рисованного житийного. Мы видим, сколько человеческого в нём было – и при этом он достиг святости.

Братское сестричество

После панихиды на могиле Фуделя 23 сентября ученики гимназии возлагают цветы

Расспросил я батюшку, клирика одного из самых красивых и древних храмов в России – владимирского Успенского собора, также о православной гимназии, которую он создал в 2001 году. Фактически это частная школа, где ребята получают полноценное среднее образование. Во всех классах, с 1-го по 11-й, учатся 150 гимназистов. Отец Алексий перечисляет заслуги своего коллектива и учащихся:

– К образованию мы относимся очень серьёзно, поэтому наши ученики всегда хорошо сдают ЕГЭ, каждый год есть 100-балльники. Гимназия наша – победитель конкурса «Лучшая школа города», ученики побеждали во всероссийских конкурсах и олимпиадах, отметили нас и на конкурсе профессионального мастерства «За нравственный подвиг учителя». У нас замечательный хор, есть своё сестричество. В Афанасиевских чтениях, учреждённых нашей гимназией, каждый год участвует по 100 человек, это много, поверьте.

– Чем православная гимназия отличается от обычной?

– Да, для некоторых это вопрос… Давно существует такое понятие, как православное воспитание. А что это – никто не знает. Сегодня в стране около 200 православных гимназий, раньше было намного больше. Куда они делись? Многие из них были созданы людьми, которые преследовали какие-то определённые цели. Цели добились – гимназия больше не нужна. Или организатор сам выдохся – закрывается и гимназия. Но и многие из тех, что были созданы с основной целью, образовательной, тоже исчезли. Потому что, когда детки, кроме школы, ходят ещё в церковь и поют на 4-й глас, это ещё не православное образование. И мы точно так начинали, а потом поняли, что интерес к нам теряется. Тогда мы и стали активно заниматься педагогической наукой: сконцентрировались и задумались о проблемах в детском воспитании, потихоньку сложился педагогический коллектив, который начал меня понимать. Это сейчас мы слышим только хорошие отзывы, шли же мы к этому долго.

Будничный день в гимназии проходит так. Ученики приходят к 8.15 – в это время в храме гимназии начинается молитвенное правило. Для детей это важно – создаётся настрой на учёбу. С 8.30 начинаются занятия. В день по 6-7 уроков, вдобавок к основным предметам дети изучают Закон Божий, историю Церкви, катехизис, в 11 классе – введение в литургику. В программу включена и русская, и всемирная агиография. Кроме того, изучаются греческий, латинский и церковнославянский языки – ознакомительно, не как русский и английский. И конечно же, на протяжении всего школьного периода дети поют. Церковное пение идёт как школьный предмет, и в репертуаре гимназического хора не только духовные песни, но и хорошие советские произведения. По понедельникам в 14.00 – молебен святителю Афанасию. Если на учебный день выпадает большой церковный праздник, гимназисты идут в Успенский собор. Дети находятся в школе с утра до вечера, но голодными не остаются: всем положены завтрак, обед и полдник.

– Обычные школьные предметы преподаются тоже по-православному?

– Знаете, в начале прошлого века требовали, чтобы везде звучало имя Божие, что справедливо, и среди профессоров-математиков ходила такая шутка: «Ну, по милости Божией, дважды два – четыре». Наверное, и у нас в гимназии так же. Наши дети находятся в насыщенной атмосфере православия. Не обрядоверия, а именно православия – мы учим их видеть в каждой науке Творца.

В стенах гимназии я всячески пресекаю – потому что сам не переношу – всякое дурное православие. Никаких «Встань за веру, Русская земля!» – мы лучше «Орлята учатся летать» споём. Никаких имперских флагов. Портрет Николая Второго, безусловно, у нас есть. Сестричество наше именем цесаревича Алексея названо. Но монархизма, борьбы с ИНН и паспортами у нас не найдёте. Это же тяжёлое нравственное заболевание, когда люди перестают понимать, что цель их жизни – Христос, и начинают видеть цель в этих буквах, цифрах, словах, сказанных и несказанных, правильных и неправильных поклонах. Помните пословицу: дьявол в мелочах. Это действительно так – как только человек уходит в эти мелочи, он сразу попадает к дьяволу, потому что забывает о Христе. Тем более это опасно для детских душ. Вырастут, созреют – вот тогда пусть и решают для себя, отказываться от ИНН или нет. А сейчас для них главное совсем другое.

– Был у меня такой диалог с гимназистом, – продолжает отец Алексей. – «Какая цель нашей жизни?» – спрашиваю. «Жить без греха», – отвечает. Я ему и говорю, что не это, а Христос должен быть целью жизни. Вот идёт человек ко Христу и видит, что запачкался: «Надо почиститься». Пока чистился – сверху что-то капнуло. Потом, глядь, волосы в перхоти. «О, а ботинки какие грязные, куда ж это я наступил?» И стоит чистится. А когда ко Христу-то будешь идти, родной мой? Иди как есть. Подходя к Нему, ты всё больше будешь очищаться, потому что Он всех очищает. Только дурак будет думать, что можно самому очиститься. Тихон Задонский, по-моему, говорил, чем отличается святой человек от грешного: «Ничем, кроме одного – решимостью ко спасению». С высоты Бога даже самый святой – грешник. Причём этот святой первым про себя скажет, что грешней меня, братья, нет никого.

Желающих отдать детей в хорошее заведение – очень много. Батюшка рассказал, что поступают дети в гимназию по конкурсу. Главным критерием для поступления, кстати, является вовсе не то, из верующей семьи ребёнок или нет, а мотивация к учёбе. Хотя опыт показал, что первое тоже очень важно. За всю историю гимназии было уже немало случаев, когда родители крестились вслед за ребёнком (поступившие в гимназию некрещёные дети непременно принимают святое крещение) и начали вести духовную жизнь. В крещёных же семьях благодаря детям-гимназистам порой поднимается духовный уровень. «Почему мы дома не молимся перед едой?» – спрашивают дети родителей. Те вводят такое правило в обиход. Рассказал отец Алексий и о противоположных случаях. К примеру, в гимназии ребёнок окружён заботой, сам он со всеми благочестиво обходится, а дома сталкивается с руганью, пьянством и неуважением. Тогда ребёнок становится лживым и двуличным. Если домашнее и уличное воспитание начинают в нём преобладать, ребёнок сначала прогуливает молебны и службы, затем отказывается посещать церковные предметы и совсем уходит из гимназии.

Когда батюшка об этом рассказывал, вернулись с очередного аттракциона девочки и спросили благословения прокатиться на какой-то захватывающей карусели. Разговор их вышел – прямо готовая притча. Девочки: «Наверно, классно это – головой вниз». Матушка: «Головой вниз? Вы что! Вдруг чего случится!» Батюшка благословил: «Пусть прокатятся. Придут, расскажут, классно было или не классно».

6

С.И. Фудель с женой Верой и сыном Николаем

Наша беседа возобновилась, отец Алексий заметил:

– Многие родители наших воспитанников ведь как считают: гимназия – это такая хорошая камера хранения, куда можно сдать ребёнка на 11 лет и на выходе получить прекрасного умного человека, который сможет поступать в московские вузы (а у нас практически все туда поступают), патриота и духовно развитого человека. Но это не так, основное воспитание происходит именно в семье, а школа лишь корректирует, направляет. Так и говорим родителям: мы готовы помогать, но не думайте, что гимназия вас заменит. То же самое священники говорят родителям при крещении детей: «Не думайте, что крёстный должен водить ваше чадо в церковь и брать всё духовное воспитание на себя. Крёстный должен побуждать, быть образом церковности. Но если в вашем доме нет любви, то крёстный – что он тут сделает?»

– Богослужение, уроки, личный пример – это понятно. А в чём ещё заключается православное воспитание? – спрашиваю директора гимназии.

– Воспитание – в конкретных делах. С 5-го класса наши ученики могут состоять в сестричестве имени цесаревича Алексея Романова. Девочки и мальчики помогают старикам по хозяйству, да и просто общением. Ездят со спектаклями по детским домам и больницам. В прошлом году сестричество было награждено знаком «Горячее сердце» в конкурсе государственных социальных инициатив.

– В сестричество и мальчики вступают?

– Мне предлагали создать ещё и братство, но я считаю, что не стоит плодить эти братства и сестричества. Мальчишки поначалу постесняются да и перестанут: ведь есть же и братья милосердия, не только сёстры. Придут к бабушке из частного сектора: дров поколют, воды принесут, ещё что-то тяжёлое сделают. Другие ребята по магазинам бегают. Бабушки ведь нынче: «Мне творог нужен обязательно такой-то жирности, такого-то завода да в таком-то стаканчике». Мальчишки и носятся по городу, ищут, и им это нравится. Главный результат деятельности сестричества – ребята видят плоды своей работы.

– Мальчики, наверное, могут утешиться тем, что им можно алтарничать, а девочкам – нет, – предполагаю.

– Да, есть такой момент. Среди конкретных дел – и помощь в богослужениях в нашем домовом храме во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского. По понедельникам здесь служится молебен святителю, 7-8 раз в год служатся литургии. В остальное время в нём проводятся занятия.

– Храм у вас небольшой?

– Да, небольшой. Но, считаю, богатый. Иконы написаны по заказу в рублёвском стиле, с кивотами. Есть редкие иконы, например «Неугасимая лампада» – их всего три в стране. Перед этим образом висит 12 лампад. Одна большая и остальные – от каждого класса.

В 2011 году мы проводили мероприятия, посвящённые 50-летию первого полёта человека в космос и познакомились с космонавтами. Они потом приезжали в наш город и в нашу гимназию. Был с ними и настоятель храма Преображения в Звёздном городке игумен Иов (Талац). И тогда, в мае, он звонит мне и спрашивает: «Хочешь отправить мощи святителя Афанасия в космос?» – «А давай отправим». И в Троице-Сергиевой лавре, на престоле Троицкого храма, где неоднократно служил святитель Афанасий, мы вложили частичку в мощевик, который игумен Иов и передал экипажу космонавтов во главе с Сергеем Волковым. Кстати, Сергей Александрович – первый в мире космонавт во втором поколении, его отец, Александр Александрович Волков, летал ещё на станцию «Мир». И вот он доставил на МКС мощи святителя Афанасия. Они 16 раз в день в течение полугода облетали как бы крестным ходом вокруг Земного шара. Потом в Городке нам торжественно передали мощевик, а мы подарили космонавтам икону. Мощи вложили в нашу икону святителя Афанасия, и с тех пор мы её называем так: икона свт. Афанасия «Космическая».

* * *

Разговор наш затянулся надолго. Хотелось расспросить ещё о многом. В своё время отец Алексий написал сценарии к трём полнометражным фильмам и к философскому мультфильму – но до этого вообще не дошли, часы указывали: пора… Вроде бы скомканным разговор получился: о святителе и его духовных чадах, о мучениках за веру и о воспитании детей. Но последний образ – мощи, облетающие и освящающие планету Земля, – как-то всё объединил вместе.

Гости уехали, я же остался побродить по парку имени революционера С. М. Кирова. Вспомнилось: в 90-е годы в одном из зданий парка организовали ночной клуб. Пляски на костях здесь были уже не речевым оборотом. Вскоре заголовки газет запестрели сообщениями о преступлениях в парке. После нескольких убийств клуб, стоявший на могилах, закрыли.

В моё сердце очень запали слова отца Алексия о благословенности Коми земли. Да, это ко многому обязывает. Жаль, не все это понимают.


←Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий