Кто эти люди?

Огорчил недавно писатель Захар Прилепин – один из руководителей МХАТа имени Горького. Седьмое ноября он отметил ложью в адрес Российской империи: «Надо помнить: четыре пятых населения не имело широкого доступа к образованию… пребывало в дремучем состоянии. С теми темпами, что тогда население России получало образование, весь народ научился бы читать и считать только к 1980 году, к Олимпиаде как раз».

На самом деле уже к моменту революции грамотными были больше половины народа и положение быстро менялось к лучшему. Строилось несколько тысяч школ в год, была создана одна из лучших в мире система высшего образования. Не имея такой базы, большевики двигались бы к тому, чтобы выйти на мировой уровень, не двадцать лет, а полвека, как Китай. Ведь нельзя с нуля за считанные годы создать мощную научно-инженерную школу. А она была настолько сильной, что русские учёные-эмигранты в Америке создали целые отрасли: Питирим Сорокин – современную социологию, Сикорский – вертолётостроение, Зворыкин – телевидение. Разгромленная Гражданской войной и прочими ужасами более чем наполовину, эта школа в России запустила на орбиту первый в истории спутник и отправила в море первый атомный ледокол.

Откуда эта неприязнь, чуть ли не ненависть к исторической России, которую почти поголовно испытывают представители нашей самопровозглашённой элиты? Думаю, дело в том, что эти люди находятся вне русской истории, она им чужая. Прилепин – далеко не худший из них, помогал Донбассу, например. Но и он не может, даже тайно, в глубине души, отступить от определённого протокола, утверждённого отнюдь не коммунистами. Вот что писал в 1980-е известный философ Мераб Мамардашвили, гуру российской интеллигенции: «В 1917 г. рухнул гнилой режим, а нас всё ещё преследуют пыль и копоть прогнившей громады». При этом своей культуры эти люди так и не создали, зато иногда вольно, иногда невольно разрушают русскую. И сегодня практически полностью захватили то поле, которое называется культурным, – сверху донизу.

Внизу, на телевидении, одни и те же «звёзды» десятилетиями продолжают смешить. Такое ощущение, что мы в аду и этот ужас будет продолжаться вечно. Мне лично становится физически дурно, когда я их вижу. Недавно певец Меладзе пригрозил бойкотом телевидения на Новый год со стороны шоу-бизнеса. Он обижен, что государство не помогает ему и коллегам во время пандемии – вконец обнищали, зарабатывают всего в десяток-другой раз больше обычных работяг, а не в сотню, как раньше. Эта угроза вызвала просто бурю воодушевления в народе. Общий посыл: «Бойкотируйте! Пожалуйста! Дайте хоть один Новый год встретить нормально, без вас!»

Примерно то же самое можно сказать про политические шоу, где какие-то самодовольные, спесивые типы судят о происходящем в мире, про передачи, где перетряхивается грязное бельё приглашённых семей или объясняется, как засудить врача, супруга, родителей. День за днём убивается русская ментальность, русская культура. В Третьяковской галерее на 14 ноября была запланирована очередная безумная выставка. Я даже рассказать не могу, что было изображено на картинах, это слишком шокирует. «Проевропейский диалог», – объяснили в музее. Когда анонс увидели в Министерстве культуры, поняли – назревает грандиозный скандал, и всё это свернули. Но директора Зельфиру Трегулову опять оставили. Когда у тебя в заместителях пять лет дочка вице-премьера, когда пристроено много других нужных людей, такому человеку сойдёт с рук практически всё.

Другой пример. Есть такая акция – «Тотальный диктант русского языка», который проводится для русскоязычных в ста с лишним странах. За рубежом этим занималось Россотрудничество, руководитель которого Евгений Примаков в этом году наотрез отказался помогать Фонду. Дело в том, что автором текста диктанта опять назначили представителя московского бомонда – писателя Дмитрия Глуховского, автора довольно посредственной и скучной антиутопии «Метро» и вот такого высказывания: «Россия сегодня будто шизофренией страдает. Гигант с комплексами карлика. Государство, бесконечно разглагольствующее о будущем, но не прекращающее мастурбировать на своё прошлое». Мне всё рано, какие у Глуховского взгляды. Всё равно, какие были взгляды у других авторов в прошлые годы: Юзефовича, Яхиной или Быкова. Но в прошлом году государство выделило на проведение диктанта 10 миллионов. Цель – продвижение положительного образа России в мире. Вместо этого Фонд решил помочь Глуховскому.

О том, как у нас продвигают национальную культуру, можно прочесть в Обращении участников фестиваля «Золотой Витязь»:

«Отечественный кинопроцесс последнего 30-летия свидетельствует о неуклонной духовной деградации Российского кинематографа… Российский кинематограф и телевидение игнорируют основополагающие установки “Основ государственной культурной политики”, призывающей к гармонизации общества, морально-этическому и духовно-нравственному совершенствованию, изменению народа в лучшую сторону… Современные российские кино и телевидение – прямая угроза национальной безопасности государства».

За 15 лет своего существования «Фонд кино», финансируемый государством, снял около 300 фильмов, из которых всего десяток – три процента – можно считать достойными произведениями киноискусства. В прокате окупается двадцать процентов, это не «Калина красная», собравшая 140 миллионов зрителей.

Нам просто лгут, когда утверждают, что сейчас нет приличных режиссёров, нормальных музыкальных коллективов, певцов, чтобы сменили, наконец, Киркорова с Басковым, лгут на ТВ, лгут финансируемые государством театры, которые регулярно ставят какую-то дрянь. Вернее, говорят полуправду. Среди представителей лжеэлиты приличных, талантливых действительно нет – жадность погубила там всё, что питает творчество. Но я не понимаю: кто эти люди? Почему мы должны жертвовать ради них настоящим, будущим, прошлым заодно, которое им не нравится. Неудивительно – вы можете себе представить кишечного паразита, которому нравится прошлое жертвы? И нужно ясно понимать, что сами они не уйдут, а государство так устроено, что реагирует лишь на наши реакции, которые сейчас слишком слабы. Пока мы молчим, надеемся, что само пройдёт, ничего не изменится.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

2 комментариев

  1. Владимир Григорян:

    Наверное, Елена, Захар Прилепин бывает разным в разных ситуациях. Я в свое время читал его блог, некоторые произведения, мне нравилось. То есть нельзя сказать, что я не знаю, кто это такой и уточняю тексте, что он не из худших. Но его заявление, сделанное 7 ноября – оно было. Самое краткое обучение – это начальное образование – очень неплохое начальное образование. То, что он знает это, не только не оправдывает его, а, скорее, наоборот, получается он совершенно осознанно сказал неправду: “весь народ научился бы читать и считать только к 1980 году”. Я спокойно отношусь к коммунистам, ценю все положительное, что они сделали. Но в области образования они лет на пятнадцать задержали реализацию государственных Российской империи, а не ускорили их. Спасибо за ваш комментарий, но к моему большому сожалению, он не улучшил моего мнения о Прилепине.

  2. Елена:

    Уважаемый Вадим. Спасибо за ваши прекрасные статьи. В данном случае хотела бы сказать, что З.Прилепин , выпустив недавно книгу о Сергее Есенине, где он затрагивает также и тему образования в дореволюционной России ( цитирует Положения о начальных народных училищах и т.д.) имеет ввиду ДОСТУПНОСТЬ образования и с точки зрения семьи потенциального ученика и другие моменты (четыре пятых населения – крестьяне и могут позволить себе самое краткое обучение) ” В Константиновское земское училище всместе с Сергеем Есениным поступило 38 мальчиков и всего 8 девочек. К завершению учебы осталось только 11 человек, остальным хватило знаний, полученных в первый год”. А вообще книга показала, что З.Прилепин – настоящий государственник с сильным аналитическим умом и православным мировоззрением.

Добавить комментарий