О поминовении и похоронах

pominovenie-1

– Подскажите, какое имя писать на надгробии усопшего: как звали в миру или как по паспорту? Дедушка по паспорту Николай, но всегда его все называли Анатолием.

– На практике обычно пишут то имя, которое указано в паспорте. Если при крещении человеку дано было другое имя и оно известно родным, можно указывать два имени. Например: Михаил (в крещении Николай).

– У меня умер отец, мы его кремировали и будем подхоранивать к его родителям. Знаю, что кремация – это не по-христиански, но многие так сейчас хоронят, и он так хотел. Что нужно делать при захоронении урны? Слышала о запечатывании земли, что носят в храм, или батюшку зовут на погребение. В крематории батюшка провёл обряд около гроба. И ещё вопрос: когда можно раздать вещи покойного (после 9-го или 40-го дня) и сколько носить чёрный платок? В церковь я отнесла панихидку, заказала сорокоуст об упокоении, дочь в монастыре заказала проскомидию. В квартире, где жил отец, сейчас осталась мама. Ей очень жутко, боится одна ночевать. Что делать? Может, квартиру освятить?

– Если покойного отпевал священник, он должен был сделать все положенные священнодействия. При захоронении урны можно почитать чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище, а священника приглашать уже не обязательно. Вещи покойного можно раздавать с первого дня после смерти. Сколько носить чёрный платок, решают сами родственники, обычно это делают до 40-го дня. Церковных правил по этому поводу нет. Молитесь за покойного, для его души это будет лучшей поддержкой и выражением любви. Квартиру освятить можно, а если маме страшно, заберите её к себе на некоторое время.

– Может ли ребёнок до года посещать кладбище в поминальные дни?

– Запрета на это нет, решение же принимают родители.

– Нужно ли на годовщину смерти раздавать людям конфеты или выпечку?

– В этой традиции нет ничего плохого, а ещё лучше раздавать в дни памяти умерших продукты либо вещи неимущим, испрашивая у них молитв за усопших.

– Как правильно поступить? Годовщина смерти моего мужа совпадает с праздником Пасхи. Поминки нужно устроить за день до смерти или день в день?

– В вашем случае поминки лучше перенести на следующую неделю, например на Радоницу, так как на Страстной неделе и Светлой (неделя после Пасхи) поминания не совершаются. А так, если нет никаких препятствий, очередные годовщины совершают день в день после смерти, можно и накануне или прийти на ближайшую к этому дню литургию (подать записочку за упокой), после которой остаться на панихиду.

Ответил протоиерей Александр Голод

– Год назад я похоронила сыночка, который умер у меня в утробе за месяц до рождения. Мы дали ему имя Арсений. Но совсем недавно я услышала от знакомой, что деткам, которые не прожили девять дней, имена не даются. У её сестры также умер малыш, и батюшка ей сказал, что не дают имена в таких случаях. Правда ли это?

– В церковной традиции имеется чин наречения имени на восьмой день после рождения ребёнка. Но на практике им уже почти не пользуются. Церковное имя нарекается фактически в Таинстве крещения. Мирское же имя даётся родителями ребёнку обычно сразу же после рождения, а нередко и задолго до рождения. Это совершенно нормальная и естественная практика. О наречении церковного имени вашему усопшему младенцу речи не идёт. А вот дать ему мирское имя – ваше полное право. Так что можете его называть для себя Арсением. Но о нерождённых младенцах обычно не молятся, в этом нет нужды. Они не сотворили никаких личных грехов. Их жизнь находится полностью в руках Божьих.

– У меня умер дедушка. Можно ли мне идти на похороны, если я на шестом месяце беременности? Все родственники отговаривают…

– Никаких духовных ограничений на присутствие беременных при погребении родных и близких в Православной Церкви нет. Здесь надо руководствоваться здравым смыслом и заботой о вашем здоровье и вашего ребёнка. Похороны всегда сопряжены с внутренними переживаниями человека, но если вы останетесь дома, то, возможно, переживания будут ещё большими из-за самоукорения, что не проводили дедушку в последний путь. Постарайтесь в данном случае пойти тем путём, который максимально сохранит мир между вами. Если вас оставят дома – не следует переживать, помолитесь за усопшего дедушку. Молитвенное обращение к Богу за него ему сейчас важнее всего, и вас это немало утешит.

– Можно ли по православным обычаям кремировать человека после смерти?

– В православии кремирование не принято как норма, но оно и не воспрещено. Тело человека называется храмом Божиим, в котором должна пребывать благодать Святаго Духа. Мы верим в воскресение, т. е. в воссоединение душ и телес умерших людей после Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Поэтому православие благоговейно относится к погребению тел усопших. Но, конечно, Господь в силах и из пепла восставить обновлённое тело умершего человека. В современных условиях, когда в мегаполисах похороны без кремирования становятся уделом только очень богатых людей, его можно допустить. Если всё же есть возможность, то лучше обойтись без кремирования.

Ответил священник Сергий Демьянов

– Объясните, почему православных принято хоронить именно на третий день после смерти? Не будет ли нарушением правил, если покойника похоронят раньше положенного срока, например на другой день?

– Вообще-то, древний обычай требует погребения усопших в тот же день, но последние 150 лет по различным причинам административно-медицинского характера хоронят на третий.

– Как быть, если, вопреки моим просьбам о нераспитии спиртных напитков на поминках в день похорон и просьбе не кидать мелочь в могилу, люди, которые были на похоронах, это сделали?

– Наше дело – следить за собой и самим поступать как должно. Если же кто-то поступает не так, как следует, то надо сказать ему раз или два, а может быть, и три. Послушает – хорошо, не послушает – предадим это дело Богу. Кроме того, о таких вещах лучше напоминать ближним заранее, не во время самих поминок или похорон.

– Обязательно ли новопреставившемуся провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб: после отпевания или на кладбище? Нужно ли помянуть человека на кладбище? Посещают ли могилу на второй день? Должны ли быть венки из искусственных цветов? Должна ли быть прощальная музыка? И нужно ли бросать цветы перед гробом, неся тело?

– Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего, разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому:

  1. Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви. В старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла.
  2. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба – завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу, которая и называлась «гробом». Поэтому в современных условиях разумнее будет закрывать гроб в храме, тем более что оправдания к иному способу действий носят совершенно бессмысленный характер – мёртвое тело не может ни «на солнышко в последний раз посмотреть», ни «с домом проститься».
  3. Поминовение православного христианина совершается молитвой, для этого и отпевание. Что касается народных поминок, никак с молитвой и Церковью не связанных, то лучше совершать их дома, поскольку нередки случаи, когда после обильного поминовения на могилах начинались песни и пляски.
  4. Посещение могил близких людей никак не ограничивается Церковью. Хочешь – пойди помолись, сколько и когда душа просит. А без молитвы лучше и не ходить, поскольку от этого развивается уныние.
  5. Живые цветы предпочтительнее, поскольку символизируют собой краткость человеческой жизни.
  6. На христианских похоронах лучше обойтись без музыки.
  7. А смысл какой в разбрасывании цветов? Лучше потратить эти средства на милостыню или благотворительность.

– Умер дедушка, не знаем, крещён был или нет. Как молиться за него? Можно ли подавать в церкви записки об упокоении? В лекциях Алексея Ильича Осипова сказано, что молиться в храме можно за всех, даже некрещёных, только не подавать заказные записки. А в другой православной программе говорили, что за некрещёных молиться, как за здравие, так и за упокой, нельзя. Как поступить? Дед у нас был хороший, жил по-христиански.

– Советую прислушаться к мнению профессора: храм Божий – дом молитвы для всех и о всех. Поминайте его в молитвах дома и в храме, а в записки не пишите, поскольку Евхаристия совершается только за тех, кто стал членом Тела Христова (Церкви) через крещение.

– На могильном кресте какую надпись можно написать? Можно ли прикрепить фотографию умершего ко кресту?

– Будет довольно таблички с данными усопшего (впрочем, и её можно закрепить на основании креста) и какой-нибудь эпитафии из стиха Псалмов или Евангелия.

– Можно ли приобрести памятник для усопшего и хранить его дома до установки?

– Церковно-канонических препятствий для этого нет.

– Погиб мой муж. Дочке пять лет. Я объясняю ей, что папа стал невидимым, его душа сейчас у Бога, папа нас видит, мы должны молиться за него (она не хочет) и жить так, чтобы его радовать. Она то не верит в его смерть: «А вдруг он вернётся?», то злится: «Если Бог забрал папу себе, значит, Он плохой». Честно говоря, я думаю, что муж может быть сейчас в аду, душа его мучается, мне трудно уверять дочь, что папе там хорошо. Что нужно говорить детям о смерти родителей?

– Не просто нужно говорить, но и желательно, чтобы дети участвовали в похоронах. Это больно, но примиряет детей со смертью близких: человек для ребёнка не исчезает, не растворяется. И чувство обиды носит гораздо менее острый характер. Не спорьте с ней – постарайтесь окружить её максимально возможной любовью. Дайте времени совершить свою целительную работу.

Ответил священник Алексий Колосов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

2 комментариев

  1. Алексей Иванович:

    ответ для Ольги — Примите мои соболезнования!
    ——————————————————-
    Cвятитель Григорий Богослов говорит, что некрещёные младенцы, по причине факта своей непросвещённости Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены всё же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».
    В какое конкретное место ада они идут? По этому поводу преподобный Макарий Великий говорил: «Некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне… и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей… В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом».
    Что же это за место в аду, куда идут души некрещёных младенцев? Обратим внимание на поучение Триоди Постной, указующей, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений: «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». И св. Григорий Богослов говорит, что младенцы не будут претерпевать вечных мучений. Однако может ли быть в аду такое место, где нет вечных мучений? — Может. Чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Описанное в притче событие происходит ещё до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово. Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается» (Лк.16,25). Не «наслаждается», как в раю, но лишь «утешается». Чем же утешается? Тем, что, в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду, избежал адских мук; что обрёл здесь общение с прародителями и праотцами еврейского народа; что из уст оных получил подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии, Который спасет род человеческий и изведёт из ада в рай души праведников, что и произошло по Воскресении Христовом.
    Итак, согласно словам Спасителя (Лк.16,19-31), в аду есть место, где нет мучений, хотя нет и райской радости. Если мы припомним свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещёные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию этого места ада — лону Авраамову. Да, эти младенцы не совершили грехов, но не стяжали и никаких добродетелей. Поэтому справедливо не наказывать их, но не сподобить и райской радости. Такому состоянию души в аду соответствует лоно Авраамово.
    Но какое же утешение могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте? — Как для Лазаря общение со своими праотцами было утешением, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с родителями через молитву. И как для Лазаря утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своём будущем спасении, так и для этих детей. Молитвы и добрые дела родителей могут вывести души их детей из ада в рай.
    Всё вышесказанное относится лишь к детям, умершим без крещения из-за несчастного случая, за которых молятся их христианские родители. Если же младенец абортирован, участь его будет другой. Он не будет иметь в аду утешения в виде молитвы родителей. Наоборот, он будет страдать от того, что убит ими и навсегда забыт. Мне приходилось слышать, что опытные старцы видели духовное состояние такого младенца в чувственном образе: представьте себе страшную ледяную пустыню, насквозь пронизываемую ужасающе холодным ветром, в ней — совершенно голенький, посиневший и дрожащий от холода, всеми забытый младенец…
    Родителям необходимо осознание страшного греха убийства собственных детей, раскаяние и церковное покаяние в нём и обязательная епитимия, состоящая в необходимости до самой смерти молиться за убитых младенцев, творить за них добрые дела. Старцы говорили, что молитва родителей, особенно матери, согревает деток в той ледяной пустыне. Сама пустыня начинает таять, и, возможно, несчастные младенцы в силу нравственных усилий родителей могут перейти в место, где нет мучений. В чём им и нам да поможет Господь!
    ————————————————–
    МОЛИТВА О УМЕРШЕМ НЕ КРЕЩЕННОМ МЛАДЕНЦЕ. (для Ольги, молитва на все дни Вашей жизни)
    «Боже Святый и Милосердный! Будь милостив ко мне грешной. Помяни, Человеколюбче Господи, некрещенного младенца — усопшую дочь мою. За веру, молитвы и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши ея света Твоего и спаси неизреченною Твоею благодатию! Аминь.»

  2. Ольга:

    У меня дочка умерла не дожив до 4 месяцев ((((мы так и не успели ее покрестить(как нам быть ,как молиться за неё (((

Добавить комментарий