Добрые книги древних времён

Все мы, дорогие друзья, любим занимательные истории. Даже наши читатели – а многие из них почтенного возраста – признаются, что начинают чтение каждого нового выпуска «Веры» с «Цветника духовного» – короткого рассказика, трогательного и поучительного. Такие рассказы очень любили христиане и в глубокой древности, и в средние века. Из них составлялись целые книги – патерики. «Патерик» по-русски – это «отечник» (от латинского pater – отец): собранные в патерике истории повествовали о святых отцах Церкви, живших в одном месте.

Героями отечников были отцы-пустынники (то есть те, что спасались в египетской пустыне), монахи Киево-Печерского монастыря или Иосифо-Волоцкой обители. И в Древней Руси очень любили патерики. На добром примере святых отцов наши предки учились жить в любви к Богу и ближним, бороться со своими грехами.

До того любезны сердцу русских людей были патерики, что их создание не прекращалось на Руси вплоть до первой трети XX века (можно вспомнить Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик Михаила Владимировича Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима и другие).

И сегодня не устарели истории из отечников. Прочтите, ребята, несколько рассказиков про древних учителей Церкви. Мы уверены, что и вам они придутся по сердцу.

Как авва Агафон вылечил странника

Поведали об авве (Авва в переводе с сирийского – учитель) Агафоне, что он, придя однажды в город для продажи своего рукоделия, увидел там больного странника, лежащего на улице. Никто не принял на себя попечений о нём. Старец остался при больном. На средства, полученные за своё рукоделие, нанял хижину, оставшиеся деньги употребил на нужды больного. Так провёл он четыре месяца до выздоровления странника и только после этого вернулся в свою келию.

Как авва Аполлон служил ближним

Авва Аполлон подвизался таким образом: покупал в Александрии на деньги, приобретённые собственными трудами, всё необходимое для врачебных и келейных потребностей. Он опекал всю братию во время болезни.

avva-apollon

Бывало, с раннего утра до девятого часа ходит он около обители и монастырей по всем кущам. Отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собой он носил изюм, гранаты, яйца, пшеничный хлеб – всё, что бывает нужно больному. Такой образ жизни раб Христов вёл до глубокой старости. Перед смертью он передал все свои вещи другому, подобному себе, упросив его проходить это служение.

Про авву Феодора и шесть хлебов

Авва Феодор Еннатский рассказывал о себе: «Когда в юности я жил в пустыне, однажды пошёл в хлебную приготовить себе два пшеничных хлеба и застал там брата, который тоже хотел испечь хлеб, но не имел никого, кто бы ему помог. Я оставил своё дело и пособил ему. Но только что закончил с ним, как пришёл другой брат, и этому я помог испечь хлеб. После того пришёл третий, и я сделал то же. Так делал я для каждого из приходящих и приготовил шесть хлебов. Наконец, когда уже больше никто не приходил, испёк я и свои два хлеба».

Как авва Агафон подарил брату ножик

Однажды братия в присутствии аввы Иосифа начали разговор о любви. Старец сказал: «Мы не знаем, что такое любовь. Вот образец любви: у аввы Агафона был ножик, необходимый ему для рукоделия. Пришёл к нему брат и, увидев ножик, похвалил эту вещь. Авва Агафон немедленно начал упрашивать брата, чтоб он принял ножик в подарок, и не дал брату выйти из келии, пока не уговорил его принять понравившуюся ему вещь».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий