Стойкий оловянный солдатик

Игра в солдатики,  наверное, самая любимая и самая древняя мальчишечья забава. Правда, в иные времена она была доступна лишь избранным. В Древнем мире сыновья простых греков и римлян играли деревянными, каменными и бронзовыми солдатиками. А вот в Средние века расставлять батальоны на ковре могли позволить себе лишь дети монархов – солдатики отливались из серебра и даже из золота, но создавались не ради игры, а ради обучения молодёжи военному делу.

Однако начиная с XVI века игрушечные армии можно было увидеть уже не только в королевских покоях, но и в самых обычных домах: кому-то из взрослых пришла в голову счастливая мысль отливать солдатиков из олова. Из этого недорогого металла на протяжении веков в Европе много чего изготавливали: посуду, пуговицы, предметы обихода. А ещё – фигурки святых, которые средневековые пилигримы, отправляясь в паломничество, пришивали к своим головным уборам. Потом эти фигурки со шляп снимали и отдавали играть детям – эти-то оловянные человечки и были «прадедушками» солдатиков.

В конце XVIII века вместо оловянной посуды появилась дешёвая – фаянсовая, многие литейщики остались без заказов, вот и переключились на солдатиков. Вначале фигурки были плоскими, не толще 1 мм, а в середине XIX века немец Эрнст Хайнрихсен из города Нюрнберга первым стал изготавливать объёмных солдатиков, причём их форма до мельчайших деталей повторяла форму настоящих солдат.

Набор оловянных солдатиков, изготовленный в мастерской Эрнста Хайнрихсена (фото: i_pinimg.com)

Литейщиков появилось множество, но они договорились соблюдать одно правило: чтобы рост пешего солдатика не превышал 32 мм, а конного – 44 мм. Именно такого размера был оловянный солдатик из сказки Ганса Христиана Андерсена. Кстати, у самого Андерсена была огромная коллекция солдатиков – около тридцати тысяч!

Отливали, притом довольно искусно, солдатиков и в дореволюционной России. В предвоенные и послевоенные годы миллионы оловянных фигурок сходили с заводского конвейера. Пусть и незатейливы были тогдашние солдатики на вид, зато имелись у любого мальчишки.

А в 80-е годы ребячьи сердца завоевали замечательные наборы оловянных воинов «Ледовое побоище» и «Куликовская битва». Облик фигурок придумал талантливый ленинградский скульптор и художник-кукольник Лев Разумовский. Не потому ли так удалась ему эта работа, что он сам побывал в огне сражений?

Русские витязи и немецкие рыцари из набора «Ледовое побоище»

Во время Великой Отечественной будущему художнику довелось хлебнуть лиха: пережить в блокадном Ленинграде первую, самую суровую зиму, а в 17 лет уйти на фронт. Защищая от врага город Петрозаводск, Лев был тяжело ранен и потерял руку. Но сумел поступить в Мухинку – Высшее художественное училище имени Веры Мухиной – и блестяще окончить её. Лев Разумовский в 60–80-е годы придумал облик 120 разных игрушек, многими из которых наверняка играли в детстве дедушки и бабушки наших юных читателей.

Лев Разумовский изобразил себя – 17-летнего бойца – в виде стойкого оловянного солдатика

Ушло время, когда оловянные солдатики выпускались в огромном количестве на фабриках. Нынче оловянной миниатюрой занимаются лишь мастера-одиночки. Но какие же это увлечённые люди! Например, петербуржец Владимир Нуждин сделал для Центрального музея Вооружённых Сил в Москве диораму «Парад Победы 1945 года»! Для этого ему пришлось два года изучать историю Парада и изготовить больше двух тысяч фигурок высотой в 30 мм. Мастер постарался, чтобы мельчайшие детали диорамы были правдивы. Даже ордена на груди героев рисовал со знанием дела, а ведь они не больше макового семечка!

В диораме «Парад Победы 1945 года» правдивы все детали. Фото из сети «ВКонтакте

Вот и выходит, что художники учатся стойкости у своих оловянных солдатиков. А без стойкости и мужества ничего не получится.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий