Тяжёлая битва

Поводом к этой публикации стала новость: правительство Норвегии запретит детям младше 15 лет пользоваться социальными сетями, так как хочет защитить их от «власти алгоритмов». Сейчас там соцсети закрыты для детей до 13-летнего возраста. Правительство понимает: это будет «тяжёлая битва», но «политики просто обязаны вмешаться». Подобный законопроект готовится и в Австрии.

Детям-то запретить можно, а вот что делать со взрослыми?

На заре появления социальных сетей, в нулевых годах, я воспринял их с энтузиазмом. Как же: можно восстановить утраченные связи, быстро сообщаться, делиться не только информацией, но и эмоциями. Сети станут, думалось, важным дополнением к живому общению.

Но, как это часто случается, добрую идею человечество исказило до неузнаваемости.

Зависание в социальных сетях не вместе, а вместо социальной жизни. Не расширение, а сужение круга общения. Плюс реальные болезни, задержки с развитием и пр. Вместо решения проблем в жизни люди уходят с головой в сети и «решают» их там – объективно же говоря, прячутся от них там.

В среднем мои соотечественники проводят в Интернете половину своего свободного времени. Это сейчас называется вебсерфингом – бездумное скольжение по страничкам сетей. А сколько полезного и доброго мог бы сделать человек вместо этого! Христиан это касается в той же степени, что и всех остальных. По степени зависимости жителей от Интернета наша страна – один из мировых лидеров.

Долгое время для меня главным источником лжи было телевидение. Потом телевидению стали безразличны правда и ложь и оно взялось развлекать, то есть отвлекать нас от настоящей жизни. Теперь я вижу, что по объёму лжи социальные сети давно превзошли ТВ. В неё погружаемся мы все: те, кто создаёт контент и кто его потребляет.

Это ложь особого рода, когда действительность прячется за привлекательными картинками. Конечно, во многом это от одиночества. Попытка компенсировать глубокие дружеские отношения поверхностными сетевыми. Есть у меня знакомые, у которых серьёзные трудности в жизни, иногда катастрофические. А посмотришь их страничку в «ВКонтакте» – там розовые видики, фотосеты, поцелуйчики.

Как-то спрашиваю знакомую: «Чего это ты постишь всякую ерунду на своей странице? – у тебя же вон что случилось, это вроде бы не располагает к веселью и легкомысленности!» «Зачем других грузить своими проблемами?» – отвечает. «Тогда лучше просто молчать! Молчание – золото». – «Закидают сообщениями, будут спрашивать, что случилось и вообще не умерла ли». Да, сеть требует, чтобы в неё непрерывно подбрасывали «уголёк».

Но хоть бы и без «розовости», просто подробности – зачем это добровольное выворачивание своей жизни на широкую аудиторию?.. Можно искусить человека, оставив кошелёк на скамейке, но точно так же легко искусить человека, вызвав из глубин его души зависть или осуждение, когда с три короба наврать о своей распрекрасной жизни или же, наоборот, начав беспрестанно жаловаться.

То есть вот эти новые стандарты поведения в сети уже диктуют нам, как себя вести – не мы решаем, а за нас.

Мы знаем, что после причастия нужно стараться как можно дольше удержать в себе благодать, не развлекаться, не конфликтовать, не гневаться и т.д. Но ведь моменты благодати Божией касаются нас постоянно: в добром ли слове случайного попутчика или в порыве ветра над кронами деревьев. И тут бы спрятать в сердце эти мгновения радости, сохранить их. Но нет. Человек начинает рассказывать о своих чувствах, умонастроении – расточать это вовне. Продавать за «лайки». И в результате благости в душе не остаётся. Потому что раз высказанное уже становится отчасти не твоим. А чьим? Непонятно. Я уж не говорю о том, что сети куда сильнее телевизора отвлекают от молитвы, богомыслия, да и в конце концов просто от сосредоточенности. Это и психиатры подтвердят.

Тем не менее ещё в 2013 году наш Патриарх сказал: «Блоги, социальные сети – всё это даёт новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там – значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев».

Если честно, у меня нет иллюзий относительно возможности спасти человека через социальную сеть. Это дело живого общения. Да, в самом начале общение в соцсети, наверно, может удержать собеседника от греха или уныния. Но если впоследствии оно не перейдёт в пространство реальной жизни, всё это вернётся. Христианство противоположно виртуальному миру, потому что оно передаётся от человека к человеку непосредственно, а не в цифровом виде. Ни крещения, ни причастия цифрового быть не может. «Образ человека, который живёт преимущественно в медийном пространстве, далёк от христианского идеала. Красоту Божиего мира не может заменить искусственно созданное людьми пространство для коммуникаций». Это тоже слова Патриарха.

Что такое блогерство по нынешним временам? Его можно сравнить с автобусом: блогер – это водитель, везущий пассажиров. Во время нынешней экспедиции мы пообщались с о. Сергием Корельским из Сосновки (подробный рассказ о нашей встрече – в этом выпуске газеты). Он блогер, размещает ролики и тексты в сети. Я спросил: обогащает или безвозвратно истощает его активность в сети?

«Истощает, – ответил он. – Безвозвратно или нет – сложно сказать, надеюсь, Господь как-то компенсирует. У меня всё-таки мотив миссионерский, не для галочки и не для заработка денег. Я вижу пользу и потому надеюсь, что Бог всё-таки эти намерения лобзает».

«Да, главное то, с какими намерениями человек начинает заниматься блогерством, – говорю. – Тут очень большие искушения. Вот создаёт священник блог, а привносит туда не столько от своего служения у престола, сколько свой скверный характер. И вдруг обнаруживает, что это ещё и деньги приносит…»

«Важна мотивация, а Господь видит, что на сердце у блогера, – продолжил размышлять отец Сергий. – Если священник погонится за лайками и донатами, то может прогореть вообще на всех фронтах. Вот пример: сделал я ролик и надо дать ему название. Друзья на моей страничке – люди нецерковные. Если не дашь хайповое название для такой аудитории, то посмотрит ролик вполовину меньше. Ставлю названием фразу из фильма: “У попов каждый день праздник”. Но понятно: ролик могут посмотреть и церковные люди, у них совершенно другое восприятие…»

Что получается: не только пользователи сетей, но и «профессионалы», и даже священники с самыми добрыми миссионерскими намерениями вынуждены играть по правилам, которые задаёт социальная сеть. Воистину сеть, в которой легко запутаться.

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий