О числе 666
Схимонах Иосиф Ватопедский
Скажем два слова о числе 666, которое неизменно оказывается на первом плане при любом обсуждении эсхатологической темы.
Истинное значение этого числа (в том смысле, какой придаёт ему Откровение Иоанна Богослова, где оно – «число зверя», то есть антихриста) нам неизвестно. Его уразумеют лишь те, кому доведётся жить в страшные дни его господства и принимать либо отвергать антихристову печать. А до той поры оно, по нашему разумению, не более чем одно из знамений предстоящего его явления. Утверждая это, мы не противоречим духу и букве Священного Писания, где число 666 символически связано с именем, под которым антихрист выступит как лицо историческое. Но так как, по мнению отцов, числу этому могут соответствовать многие имена, восемнадцатый стих тринадцатой главы Откровения и доселе представляет для нас неразрешимую загадку.
Но, помимо числа 666, есть множество иных свидетельств тому, что антихристово «время близко» (Откр. 1, 3). Почему же христиане наших дней, пренебрегая ими, озабочены лишь числовой символикой? Если «тайна беззакония» ныне не просто действует, но при всеобщем безучастии властно вторгается в жизнь мира, то хорошо ли столько внимания уделять имени «беззаконника» и через это вновь и вновь невольно его призывать?
Вспомним слова отцов, извещающие нас, что время антихриста, хотя оно и близко, будет предварено многими событиями, о которых прикровенно возвещает Новый Завет. Так, Господь наш, наряду с «войнами и военными слухами» (Ср. Мф. 24, 6), говорит о всесветных бедствиях, вызванных тем греховным состоянием человечества, которое у апостола Павла обобщённо называется «отступлением» (Ср. 2 Фес. 2, 3), апостасией. А то, до какой степени распространится это отступление, изъясняют нам – каждый, насколько это открывалось ему Свыше – позднейшие отцы. Мы же на основании их предсказаний и собственных наблюдений можем сказать, что оно к настоящему времени утвердилось во всех областях жизни, и последствия его утверждения не вызывают сомнений. Коль скоро образ и мера предсказанной апостасии осуществились в современном человечестве сполна, то не замедлит и Божие вмешательство. И если, по слову Господа, «ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5, 18), то исполнится, без сомнения, и то, что в различное время было возвещено Свыше верным рабам Его.
Подводя итог множеству догадок и опасений относительно судеб мира и человека, спросим о самом главном: в чём опасность эсхатологической перспективы для верных и должны ли они страшиться её?
Мы знаем, что всё «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8, 13) и всё, имеющее начало, непременно имеет и конец. Поэтому конечная судьба мира не парадокс, но исполнение предначертанного. Если человек, как частица тварной вселенной, в своё время появляется на свет, достигает зрелости, стареет и умирает, то и всё творение, повинуясь велению Творца, в положенные сроки окончит своё бытие. И если срокам этим суждено исполниться в наши дни, кто сможет сему противиться? Но разве истинный конец наш не «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 23)?
Да, нас не могут не устрашать чаемые бедствия и пришествие антихриста. Но страх этот – иного рода, чем у тех, кто далёк от веры и всецело укоренён в нынешнем веке. Истинно верным страшиться нечего. Устранившись суеты, подчинив себя закону воздержания, они на деле отверглись мира «со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24), твёрдо содержат в памяти слова апостола, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали», и полностью применяют к себе их продолжение: «итак, отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света» (Рим. 13, 11, 12). Зная о приближении конца, они ещё более утверждаются в вере и делах спасения.
Да и были ли такие времена, когда присутствие антихристова духа в мире не напоминало о себе делом? И если главный антихрист явится лишь при конце дней, то предтечи и помощники его действовали в любую эпоху, будучи, как и он, причиной величайших бедствий. В самом деле, так ли много добавит грядущий лжец к тем бесчисленным потрясениям, что уже произошли или вот-вот произойдут?
И если по благодати Божией не устрашили нас многовековые происки малых антихристов и их началовождя сатаны, то не устрашит и число 666, скрывающее последнего «сына погибели». Будучи символом, это число до исполнения сроков имеет вполне отвлечённое значение, ибо от нас никто ещё не потребовал добровольного его принятия и отречения от своей веры. После победы христианства указы государей и другие официальные акты имели на себе знак креста, но все иноверные подданные христианских царств не превращались от этого в христиан. В наши дни на большинстве отечественных и заграничных товаров красуются всевозможные цифры и эмблемы, но отсюда никак не следует, что любой их покупатель автоматически проникается «тайным смыслом», заложенным в этих обозначениях. Однако мы тяжко согрешим, если по собственной воле и сознательно отречёмся от своей веры и поклонимся лжебогу.
Зная малую меру своих сил, полагаем, что сказали достаточно. Мы убедились, что до пришествия антихриста многому ещё надлежит произойти. Будем же с молитвой и неоскудевающим боголюбием готовиться к тому, что ожидает нас в ближайшие времена. И да послужит это залогом нашего спасения и дерзновения пред Богом, Который один знает и может спасти Своих.
Из ст. «О кончине века и антихристе»
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий