Как готовят будущих воинов

Воспитать достойное поколение

Небольшое путешествие в посёлок Нювчим с Евгением Напалковым, руководителем клуба патриотического воспитания «Достойное поколение», сложилось спонтанно. В тот день, когда мы договорились с ним увидеться, ему нужно было съездить в лагерь и посмотреть, как у его воспитанников проходят военно-полевые сборы. Поняв, что он отправляется туда на целый день, я предложила Евгению Александровичу поехать вместе, чтобы пообщаться не только с ним, но и с ребятами. После недолгих раздумий руководитель мне сказал: «А давайте!»

Воспитанники клуба патриотического воспитания «Достойное поколение» на военно-полевых сборах

Ехать из города было примерно час, и по дороге мы ещё успели купить юным бойцам арбузы, чтобы порадовать их после непростых тренировок. Когда добрались до места, то меня приятно удивил лагерь, который находился неподалёку от жилой части посёлка: среди пушистых сосен высотой с пятиэтажный дом стояли слегка постаревшие деревянные домики, казарма, широкая и светлая столовая – она была пуста, как и другие места в лагере, поскольку ребята ещё не вернулись с полевого выхода. И мы решили пока побеседовать без них.

– Евгений Александрович, расскажите, как появилось ваше объединение? – в первую очередь спросила я руководителя после того, как мы сели за походный стол, который сколотили сами курсанты.

– Всё началось в 2014 году с известных событий на Украине, – начал он свой рассказ. – В то время мы с инструкторами создали движение по подготовке добровольцев – тех, кто в будущем мог бы отправиться на Донбасс. Вот тогда мы и начали готовить будущих защитников земли Русской. С тех пор много подготовленных бойцов уже успело уйти на фронт и вернуться. Ну а кто-то так и не пришёл домой…

В 2015 году был создан военно-патриотический клуб, который назвали «Вöркань» («Рысь»). Изначально он находился в селе Зеленец, а потом недолгое время просуществовал в городе. Несколько лет мы занимались с детьми патриотическим и духовно-нравственным воспитанием. Нашим шефом стал отряд специального назначения «Сапсан» ФСИН по Республике Коми. Во многом благодаря его помощи наши курсанты отлично проявили себя на показательных выступлениях. В 2019 году «Вöркань» выиграл интересный грант: мы с курсантами за год проехали по одиннадцати районам и встречались со сверстниками, объединёнными одной идеей патриотизма, – юнармейцами, поисковыми командами, казаками. Приезжаем в какую-нибудь районную школу и проводим для учеников несколько «станций» – турнир по лазертагу, военно-тактической игре с нетравматическим оружием, а также показываем экспозиции поисковых организаций и так далее.

Проект оказался настолько удачен, что в конце года, когда мы его отработали по гранту, нам с соратниками не захотелось расставаться, поэтому решили создать объединение патриотических организаций. Так в 2020-м появилось объединение патриотического воспитания Республики Коми «Достойное поколение», в котором мы и ведём сейчас основную воспитательную работу.

«У нас не забалуешь!»

– Расскажите о ребятах, которые у вас занимаются.

– Что касается воспитания, то скажу сразу: у нас не забалуешь! – Евгений Александрович постучал пальцем по краю стола. – Особенно это касается трудных подростков. Сюда их приводят мамы, находящиеся в сложном положении: многие из них работают с утра до вечера, вынужденные оплачивать кредиты, – они просто не успевают уделять много времени своему ребёнку. И можно представить, что творится с такими детьми: кто-то из них чуть ли не с первого класса стоит на учёте в ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних. – Автор). И если ребёнок задерживается в объединении хотя бы на год, то получает ориентиры и, так сказать, встаёт на другие рельсы.

К нам однажды привели ребёнка, который с самого начала учёбы в школе был маленьким воришкой и уже стоял у ПДН на учёте. Где-то с полгода он к нам походил – и в итоге стал одним из лучших. Его энергию удалось направить в нужное русло, и благодаря этому его сняли с учёта.

А так всех наших подопечных мы воспитываем чётко, по-военному, в рамках Устава войсковой службы. То есть: «Разрешите войти» или «Разрешите обратиться». И так далее. Детишкам поначалу нелегко, но через некоторое время привыкают.

У нас три группы воспитанников: младшая, средняя и старшая. В первой – дети от 5 до 7 лет. Педагоги занимаются с ними краеведением, физкультурой, лепкой. Вторая группа – с 8 лет. Там уже нагрузка тяжелее – занятия проходят по программе НВП. Некоторые выдерживают и десять лет подготовки, а кого-то хватает только на год-другой. Но тенденция такая: те, кто ушёл, возвращаются потом обратно. А в старшей группе – ребята от 18 лет. Они состоят в отряде территориальной обороны и чрезвычайных ситуаций, который появился при республиканской казачьей организации. Этот отряд занимается розыском потерявшихся людей и плотно работает с МЧС и полицией, а также готовит личный состав для участия в СВО.

– Но у вас, наверное, не только военная подготовка?

– Конечно. В нашем объединении есть культурно-творческие коллективы. Ежегодно проводится фестиваль «Казачий разгуляй» – а это казачьи песни, соревнования по рубке шашкой и фланкировке. Девчата могут попробовать свои силы как хозяйки. К примеру, в День сладкоежки девчонки из старшей группы готовят сладости, пышки и пирожные. Наготовят столько, что холодильник оказывается полностью забит. И на следующий день мы устраиваем с детишками общее чаепитие.

Отдельное направление – сбор гуманитарки для солдат в зоне спецоперации. Недавно мы туда отправили несколько конвоев, а скоро вновь планируем очередной выезд. От правительства Коми, которое активно нам помогает, получили для этих целей прицеп. В общем, дети у нас могут выбрать сами, чем будут заниматься. А мы, взрослые, вместе с родительским комитетом их поддерживаем.

Особая смена

– У вас с прошлого года начала проходить особая летняя смена – «Zарница». Она отличается от пионерской «Зарницы», которая была в СССР?

– Участвуют ребята не только «пионерского» возраста. Совместно с эжвинским Дворцом культуры мы разработали проект «Зарнички» для малышей – проводим его по детским садам. А что касается упражнений для подростков, то из нового – то, что дети учатся управлять дронами. Они просто визжат от восторга, да и мы довольны, что можем дать ребятишкам опробовать такую технику, – эти умения пригодятся будущим воинам. А для ребят, что постарше, «Zарница» уже не игра. Но об этом может рассказать наш старший инструктор Геннадий Валентинович…

В столовую входит подтянутый мужчина в военном камуфляже. Он подтверждает:

– Да, для военнообязанных ребят «Zарница» не игра, а прохождение военного обучения. Это – начальная военная подготовка, огневая подготовка, тактическая медицина, РХБЗ (радиационная, химическая и биохимическая защита. – Автор). И так далее. Но говорим мы детям и о многом другом.

Геннадий Валентинович Тучнолобов (слева) и Евгений  Александрович Напалков

– О чём же?

– Просто начинаем более откровенно общаться с ребятами на темы, которые их волнуют. Так мы даём не только знания, но и направление во взрослую самостоятельную жизнь. Ведь, как говорится, без правды никуда. Так же как и без православной веры, которая позволяет жить в гармонии с собой и преодолевать различные невзгоды. Поэтому в нашем объединении ребята молятся, ходят на причастие, стараются участвовать и в других церковных таинствах.

По уставу армии и Церкви

Старший инструктор пошёл дальше по своим делам, а ребята вот-вот должны уже вернуться с полевого выхода.

– У нас как бы маленькая войсковая часть, – говорит Евгений Александрович. – Подъём в 7 утра, затем зарядка, кросс, после купание и обливание. Потом завтрак, перед которым обязательно молитва. Затем первая тренировка до обеда, перерыв до двух часов и вторая тренировка до четырёх. На тренировках – тактическая медицина, гранатометание, стрельба из пневматики, работа по РХБЗ с задымлением помещений, огневая подготовка с различными макетами вооружений. Каждое воскресенье группа курсантов выезжает в отряд специального назначения «Сапсан», где под присмотром шефов-инструкторов отряда ребята проходят обучение военному делу.

– Тактическая медицина, наверное, и в мирной жизни им пригодится?

– Конечно. Например, останавливать кровотечение с помощью жгута или подручных средств необходимо бывает и при дорожных авариях. Есть и то, что особенно нужно на поле боя: разные способы бинтования, методы эвакуации раненых. Экзамен проводится жёстко, потому что, как показала жизнь, без этих знаний очень тяжело.

– Военно-патриотическое воспитание, как я понимаю, у вас тесно связано с духовным воспитанием?

– Как уже сказал Геннадий Валентинович, мы воспитываем детей в православном духе. К сожалению, не все люди согласны, что молодому поколению нужно прививать любовь к Богу. Но мы считаем это обязательным. Чтобы научиться видеть происходящее глазами православного человека, с нашими ребятами общается настоятель Свято-Вознесенского храма отец Иоанн Карпунь. С батюшкой мы дружим, на каждом открытии смены он нас благословляет.

Могу лично от себя сказать: вера в Бога даёт опору, указывает верный путь в жизни. Вряд ли кто сможет оспорить, что православие воспитывает доброту, скромность, терпимость, любовь к ближнему и Родине. Православную веру я принял в сердце, отправившись в 94-м году в армию, потом в Чечню, Дагестан, а теперь вот на СВО. Находясь в окопах, невозможно быть неверующим. Без веры нельзя выжить – и этот принцип мы прививаем детям без всякого навязывания. Для чего Бог создал мир? Как он должен быть устроен? Это мы с батюшкой просто объясняем детям. Мне знаете чем нравится отец Иоанн? Тем, что не говорит там: «Давайте все к нам в церковь!» – а просто рассказывает, каким надо быть православным человеком с большой буквы. В этом-то и помогают заповеди Божьи. Наверно, соблюдение всех заповедей возможно только для идеального человека, но надо стремиться к этому.

– Идеальных людей не бывает.

– Так надо пытаться! Я вот не идеальный, но стараюсь, чтобы Бог и мысли о Нём были в моих делах. Прошу Его не оставлять меня, и сам пытаюсь быть с Ним. Тогда, в 90-е, на войне на моих глазах погибали друзья, и можно было озлобиться на всю жизнь. Но вера спасла от этого. Я видел настоящие примеры мужества и отваги – как люди отдают свою жизнь за други своя. И теперь на их примерах мы учим молодое поколение правильно обращаться к Богу, когда они попадают в сложную ситуацию.

Что изменилось

– Вы сказали, что участвовали в СВО. Есть отличие от прошлой, чеченской, войны?

– По сравнению с тем, что было в 90-х, поменялось многое. Сейчас больше обращаются к Господу, и Он им помогает. Особенно когда сидишь в окопе и рядом взрываются снаряды – я это на себе вполне ощутил.

К слову, именно сейчас, во время спецоперации, мы понимаем, кто из нашего окружения друг, а кто враг. Жёсткие испытания СВО смогли раскрыть людей, и теперь предатели стали явными. Так что мы теперь чётко видим, с кем и как вести диалог.

В зону спецоперации я недавно ездил первый раз, потому что в 22-м году в объединении я был единственным инструктором и не мог оставить около 120 детей и плюс ещё взрослых. Лишь недавно появились другие педагоги. Кстати, Геннадий Тучнолобов, с которым вы сейчас общались по поводу «Zарницы», пришёл к нам, желая помогать мне в развитии объединения. Но принять я его не мог без педагогического образования. И что же? Ради этого он взял и поступил учиться на педагога. Вот на таких людей можно оставить детей. И перед отправкой на СВО я им сказал: «Всё, ребята, я поехал! Нельзя быть патриотом, если не помогаешь Родине».

– А вообще как сильно изменилась жизнь в «Достойном поколении» после начала СВО?

– Изменилась значительно. Мы стали тщательней изучать дисциплины, которые воспитывают в ребятах бойцов. В сентябре в учебных классах начнётся подготовка дроноводов. После нескольких месяцев занятий ребята сдадут экзамены и станут специалистами. В конце года курсанты будут проходить экзамен, включающий в себя переходы по труднодоступным местам и штурмовые операции, – это тоже у нас в новинку.

– После поездки на СВО вы пересмотрели взгляды на жизнь?

– Нет, – признался Евгений Александрович. – Ничего кардинально нового ведь не произошло. Эту войну мы давно предвидели. В 2014–15-м годах в составе группы единомышленников мы вместе с представителями Общественной палаты проводили круглые столы, на которых говорили, что история циклична, что впереди – большая война. К нашим словам тогда мало кто прислушивался, а мы уже тогда начали готовить воинов, которые сейчас на СВО.

Надеюсь, война раньше закончится и наши нынешние подопечные не примут участия в ней. Но это не отменяет необходимости воспитания мужественных бойцов. И я верю, что у наших воспитанников всё будет хорошо, потому что вижу: занимавшиеся у нас ребята пошли дальше и смогли найти достойное место в жизни.

Большая семья

Евгений Александрович взглянул на часы: «Ребята уже должны вернуться». Мы вышли за ворота базы и увидели, как они бегут в лагерь, размахивая флагами. Собрались они напротив одной из казарм, где выслушали отчёт о проведённой пятой смене «Zарницы» в военно-полевом лагере. Командиры отметили достижения каждого из них и объявили об окончании смены. После этого ребята отправились в столовую на обед – прочитали перед иконой Спасителя молитву «Отче наш», а затем налили себе в тарелки ароматного супу. Когда все поели, я подсела к Елене и Кристине, младшим инструкторам объединения, чтобы узнать, чем их заинтересовало «Достойное поколение».

Младшие инструкторы Елена (слева) и Кристина

– Лично я уже четыре года в объединении, – первой ответила Елена. – Тут проводят хорошую военную подготовку – а это довольно-таки важно сейчас. У нас нет разделения на женский и мужской пол – все в равных условиях. Конечно, иногда к девочкам относятся снисходительнее, но в основном мы находимся на одном уровне. Например, обращаться с автоматом учимся наравне с мальчиками. И это мне тоже нравится. Когда мы приходим сюда, то становимся одной огромной семьёй – поддерживаем друг друга в любой ситуации. А если кто-то заболевает, то сильно скучаем.

– Вообще-то девушки редко увлекаются военной тематикой, – заметила я.

– Я раньше жила в Великом Устюге и там занималась спортом. Это ведь тоже нагрузки, – не согласилась Елена. – И когда мы с семьёй переехали в Сыктывкар, то решила заняться чем-то новым и интересным. Мой младший брат пошёл в «Достойное поколение», и я, посмотрев на него, пошла следом.

– Что-то дало тебе «Достойное поколение»?

– Конечно! Вот когда, например, пришла в новую школу. Там у меня долго проходила адаптация – тяжело вливалась в коллектив одноклассников, ещё тяжелее переносила их придирки. Тогда лидерских качеств у меня как таковых не было. Но здесь я стала более уверенной в себе. И как результат – нашла с одноклассниками общий язык.

– Мне тоже здесь нравится, – вступила в разговор Кристина. – Я в «Достойном поколении» нахожусь практически с самого начала. Люблю тут заниматься фланкировкой, творчеством… Здесь ведь не только военное дело. И, как сказала Елена, здесь мы почти как семья. И даже в прямом смысле слова! – Кристина смеётся. – У нас как вышло? Сначала вступила в объединение я, потом – младший брат, затем в качестве инструктора пришёл мой отец, и чуть позже присоединилась мама. А в скором времени моя младшая сестра тоже начнёт ходить сюда. Так что будет у меня смена.

Мы с девчонками ещё немного посидели и поговорили о наших увлечениях. Скоро им надо было уже собираться – их ждала «культурная программа», экскурсия.

Вслед за ними вышла из столовой и я. Евгений Александрович в это время наблюдал за строящимися в шеренгу ребятами. Кивнул на них и сказал не без гордости:

– Наша смена! Им оберегать Россию. Пусть поможет ребятам Бог.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий