Не просто подмена
Совет Федерации одобрил законопроект о запрете использования религиозной символики в коммерческих целях, разработанный Русской Православной Церковью совместно с Роспатентом. Согласно ему, никто не может обладать исключительным правом на религиозный символ или наименование.
Председатель Совета Федерации В. Матвиенко поблагодарила коллег за то, что они оперативно отреагировали на просьбу Патриарха: «Непозволительно, когда продают алкогольные напитки, на которых написано, что они якобы из монастыря, где используется распятие, крест… Это недопустимо».
Не знаю, как там насчёт оперативности – ведь ещё в 2021 году Межрелигиозный совет России, председателем которого является Патриарх, указал на «недопустимость госрегистрации в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих имена святых, их образы, а также символы веры и иные почитаемые верующими понятия». Но, как говорится, обещанного в России три года ждут.
…Вас возмутит, если вы заходите в здание с названием «Поликлиника», а там пивбар или химчистка? Наверное, в первый раз вы пожмёте плечами и даже, может быть, посмеётесь. Но вот представьте, что это не единичный случай и не добрый пранк (шутка с имитацией «взаправду»), а встречается такая подмена вам постоянно…
Но самая глубокая, самая разрушительная подмена – не в быту, и даже не в культуре, а в сфере духовной.
Пляжные полотенца с ликом Богородицы, фигурное мыло с барельефами святых или опять же Богородицы (удивительно, но такие предметы я встречал даже в храмах!). Утилитарность святых образов – это десакрализация, это подмена высокого, благоговейного на утилитарное, бытовое и даже низменное. «Мылом мойте, натирайте ваши места – Бог поможет!»
Впервые законодатели обозначили борьбу за то, чтоб не смешивать святое и грешное. Но вообще-то в обществе она давным-давно идёт. Со времён дохристианских. Но сейчас это уже борьба не с отдельными случаями, а с массовыми тиражами, с проникновением кощунства и богохульства в самые разные сферы жизни. Распятия в кальянных и названия вин типа «Душа монаха». Даже всего лишь рекламные, казалось бы, обороты, например «даже Будда бы позавидовал» (на успокоительных таблетках), – всё это маргинализация святынь.
Нельзя в медицинские учреждения вносить то, что не соответствует стандартам гигиены и надёжности. Это ведь норма? Конечно. Норма безопасности для тела, ума, психики. Почему же мы так долго и терпеливо пускаем в нашу жизнь глумление над самым высоким и самым дорогим – над нашей верой? Ответ прост: мы слишком хорошо думаем и о врагах, и о так называемых неверующих, агрессия которых может оказаться гораздо коварнее, чем прямая агрессия врагов.
Насколько процессы кощунства и святотатства стихийны? И насколько они управляемы? Странным образом в массовое потребление вбрасываются классические опорные имена, но с другим наполнением. Не композитор Бетховен, а громадный пёс Бетховен из одноимённого фильма. Не Рождество Христово, а какое-то Рождество вообще… Чьё? Да какая разница обывателю, тем более маркетологу.
И формируются, формируются новые параллельные реальности. Где «Игра престолов» реальнее учебника истории. Где есть репрессии при большевиках, но имеют отношение они лишь к военачальникам и интеллигенции, а новомученики Российские будто отдельно от них – только в реальности верующих людей.
Гигиена памяти – это в первую очередь гигиена духовной жизни. Тут Церковь не отделена и не может быть отделена от государства. Иначе мы подцепим новый вирус всесмешения и беспамятства, который выкосит наши следующие поколения. И похоронит русскую цивилизацию вообще.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий