Бывают неудачи
Материал о святителе Стефане Пермском в светском изобразительном искусстве XIX – первой половины XX века немногочислен.
В конце XIX века Сергей Васильевич Иванов (1864–1910) написал картину «В лесу. Памяти Стефана Пермского и других просветителей инородцев». Художник обратился к этому сюжету после событий 1892 года в селе Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. 5 мая на тропе в лесу был найден труп нищего Матюнина, без головы, без сердца и лёгких. Вскоре по этому делу была задержана группа крестьян-удмуртов (вотяков), которых обвинили в кровавом жертвоприношении своему божеству. «Почему я стал писать и взял этот сюжет? – вспоминал С.В. Иванов о замысле картины “В лесу”. – Право, не знаю. Может быть, на это было влияние мултанского дела».
Тема деятельности миссионеров давала благодарный материал для завязки конфликта в картине – борьба язычества и христианства. Как писал И.Н. Грановский, «при таких обстоятельствах у исторического живописца, каким к тому времени уже был С.В. Иванов, невольно могла возникнуть мысль об ответе в живописи на этот вопрос показом цивилизующего воздействия русских на северные племена. И здесь художник невольно должен был столкнуться с христианскими миссионерами, среди которых были и такие, кто вместе с христианской верой и церквами приносил народу грамотность, школы, элементарную медицину и т.д. Прогрессивное значение крещения языческих племён, так же как их включения в состав русского государства, стоявшего на более высоком уровне развития, не вызывает никакого сомнения».
В произведении С.В. Иванова образ беззаветно верящего проповедника решён не религиозно-мистически. Самоотверженный подвиг Стефана Пермского художником преподносится косвенно. Монах-просветитель, энергично протягивающий руку с крестом, размещён справа, у края полотна и, отделённый дымной границей от группы язычников, спокойно «является» за белой (Божественный свет) завесой. Композиционное решение пришло С.В. Иванову сразу: слева – вотяки во главе со своим жрецом, справа – Стефан Пермский. Очевидно, что С.В. Иванов в процессе работы обращался к картине А.А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»).
В 1896 году С.В. Иванов приобрёл книгу «Зыряне и просветитель их Святый Стефан, первый епископ Пермский и Устьвымский. К 500-й годовщине со дня кончины святого Стефана», написанную настоятелем петербургской придворной Каменноостровской церкви Александром Красовым. Именно после прочтения этой книги С.В. Иванов приступил к работе над картиной «В лесу». К тому же в 1898 году художник поехал в Вятскую губернию, где фотографировал вотяцкие мольбища.
В монографии И.Н. Грановского даётся подробное описание происходящему, сделанное по книгам, которыми пользовался С.В. Иванов, с учётом его пометок и рисунков на них, а также по некоторым рукописным заметкам художника в архиве семьи: «На поляне соснового леса в ясный солнечный день собрались язычники для свершения своего религиозного жертвенного обряда. Воплощением этого бога является громадная толстая сосна, которая вся увешана шкурами жертвенных животных. Жрец уже повалил на жертвенник убитого бычка. Он придерживает голову бычка так, чтобы кровь из горловой раны стекала в деревянный ковш, стоящий на жертвеннике. Язычники, кроме жрецов, во время моления стоят на коленях или лежат на животе. Копьё, лук, самострел, изображённые на картине, – оружие, которым убивают животное, прежде чем перерезать ему шею. Справа виден дым костра. В огонь костра жрецы отливают часть жертвенной крови, а остальную молящиеся выпивают или варят на костре вместе с мясом и костями жертвенного животного, которое съедается к концу моления, причём лучшие куски отдаются богам и жрецам (слева изображён зырянин, пьющий из сосуда кровь)».
С.В. Иванов не смог воплотить со всей полнотой художественной выразительности идею о священнике-миссионере. «В лесу» – блестящий реалистический показ жизни и быта северных народов. В картине ощущается поэзия давно минувшего.
Полотно было выполнено за четыре месяца. Как написала С.К. Иванова в письме в Тобольский музей, «картина не приурочена ни к какому историческому событию, а просто изображает сцену из жизни одного из многих, даже неизвестных миссионеров, в былые времена погибших среди инородцев». Картина впервые экспонировалась 7 марта 1899 года на XXVII Передвижной выставке картин Товарищества передвижных художественных выставок. Полотно не вызвало серьёзной критики. Отмечали неудачное решение образа Стефана Пермского, который проигрывает в сравнении с другими фигурами.
Из ст. Ольги Орловой «Святитель Стефан Пермский в светском искусстве»
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий