Раз и навсегда
Семья, как обычно, собралась летом на море. Но в жизни старшей дочери Машки уже наступило то время, которым учителя и психологи всегда пугают родителей, – сложный подростковый возраст.
– Я с вами не поеду! – заявила Машка родителям накануне отъезда.
– Почему?
– Потому. Потому что я не чемодан и не вещь неодушевлённая. Прежде чем собираться, надо было у меня спросить. А я никуда ехать не хочу, и вы должны с этим считаться.
– И что, ты собираешься всё лето сидеть в душной Москве и глотать тут выхлопные газы, вместо того чтобы загорать на берегу синего моря? – спросил Машку отец.
– А хотя бы! В Москве, к вашему сведению, тоже много интересного, – ответила она.
– Я бы тоже, честно говоря, остался, – сказал младший сын Колька. – Играли бы с ребятами в футбол во дворе.
– Поговори мне ещё! – цыкнула на него мама.
Колька вздохнул. До трудного возраста, которым пугают всё время родителей, ему ещё надо было дорасти.
– Одну тебя в квартире я ни за что не оставлю, – сказала мама категорическим голосом, вспомнив популярный в своё время фильм «Москва слезам не верит». В том фильме лето для главной героини закончилось беременностью.
На помощь вызвали бабушку с другого конца Москвы. Машка была рада. Баба Лиза лихо водила машину, здорово готовила, и собеседницей она была замечательной. Какую современную или несовременную тему ни подними – обо всём с ней можно поговорить. Не то что с родителями: шаг влево, шаг вправо – расстрел. Вот пусть Колька за двоих там, на море, и отдувается.
– Ба, – как-то спросила Машка, – а ты замуж по любви выходила? Ты деда нашего любила?
– Ещё как любила! Не просто любила, а искренне верила, что эта любовь раз и навсегда.
– Вот и я так хочу. Чтобы раз и навсегда.
– Рано тебе ещё об этом думать. Школу окончишь, институт, а уж потом влюбляйся на здоровье.
– Ба, ну ты же не родители! Это только они так всегда говорят. А влюбиться ведь можно в одно мгновение и в любой момент. Сама знаешь.
– Знаю… – ответила внучке баба Лиза.
Баба Лиза влюбилась во вдовца через двадцать лет после замужества. Жили они с мужем не просто плохо, а очень плохо. У мужа был успешный строительный бизнес, денег много, и он гулял налево и направо все двадцать лет. Любви и тепла Лиза от него почти не видела. Непонятно, как ещё две дочки родились.
Несколько раз Лиза порывалась подать заявление на развод – всё равно никакой личной жизни. Но её всегда что-то останавливало. Однажды, проезжая по делам мимо одного подмосковного монастыря, она вдруг почувствовала прямо в машине сильный запах ладана. Батюшка кадил в храме, а запах был в машине. Чудо. Лиза остановилась и вошла в храм. На вечерней службе народу было мало. Лиза поставила свечи и о здравии всех живых, и об упокоении усопших. Лиза уже выходила из монастыря, когда к ней подошёл монах со строгим и одновременно добрым лицом.
– Неси свой крест до конца, – сказал он Лизе и пошёл дальше.
Лиза поняла так, что разводиться ей не надо, а надо терпеть.
…Когда скромный интеллигентный Михаил появился у них на работе, он понравился всем с первого взгляда. А когда узнали, что он вдовец, многие одинокие женщины готовы были наладить с ним серьёзные отношения. Но Михаил выбрал Лизу.
Торопиться домой Лизе уже не надо было: дочки большие, пятнадцать и девятнадцать лет, мужу она давно уже не нужна. И когда Михаил пригласил её в ресторан, она сразу же согласилась. Они стали встречаться. Сначала редко, а потом чаще. Лиза расцвела, почувствовала себя любимой и любящей женщиной, и это состояние ей очень понравилось. Даже муж это заметил и как-то спросил:
– Влюбилась, что ли?
– Влюбилась, – честно ответила Лиза.
Она бы честно ответила и на все остальные вопросы мужа, врать она не любила. Но вопросов у него не было – безразличному мужу остальное было не интересно.
Пять лет Лиза прожила как в сказке. Они с Михаилом ездили отдыхать, и все, кто не знал их историю, думали: какая счастливая пара! За это время дочки вышли замуж. Народились внуки…
Всё рухнуло в одно мгновение. Недалеко от санатория, где они с Михаилом отдыхали, был женский монастырь, и там, как рассказывали, жила блаженная Паша. Она видела человека насквозь и предсказывала судьбу. Но не всем, а только тем, кому сама хотела. Может быть, из ста паломников только одному.
Экскурсия по монастырю закончилась, и Лиза с Михаилом шли вдвоём, когда перед ними как из-под земли появилась блаженная и схватила Лизу за руку. Лиза даже вздрогнула от неожиданности.
– Если не перестанешь гулять, – сказала ей блаженная, – начнут умирать твои дети и внуки.
Блаженная Паша отпустила руку Лизы и исчезла так же, как и появилась.
Вечером Лизе был звонок из Москвы. Младший сын дочери, Коленька, которому было всего полтора годика, попал в реанимацию. Жизнь малыша висела на волоске. Лиза полетела в Москву. Когда внук пошёл на поправку, Лиза сама позвонила Михаилу:
– Спасибо тебе за эти пять лет, но встречаться мы больше не будем. Это моё решение окончательное. Раз и навсегда…
Внучка Машка давно спала, а Лиза стояла у тёмного окна и с высоты девятого этажа смотрела на ночную Москву. «Наверно, есть в этом миллионном городе, – думала Лиза, – такие семейные пары, которые прожили вместе и очень счастливы много-много лет. И всё у них раз и навсегда. Может быть, даже они живут вон в той квартире в доме напротив, где так поздно горит свет, или вон в той…»
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий