Советы постящимся

Иеромонах СТЕФАН (Бабаев)

10 июня – начало Петрова поста

Излишне здоровое тело требует себе большую часть жизненной силы, забирая её у души. Как во взаимно сообщающихся сосудах: если уменьшить объём одного сосуда, то уровень воды поднимется в другом. Использует тело эту энергию в основном для телесных удовольствий. Постепенно усиливаясь, оно перетягивает на свою сторону разум и делает его своим союзником в выискивании возможностей для наслаждений. Разум, отождествляясь с таким сильным соседом и попадая в зависимость, приобретает и подобающие качества: эгоизм, упрямство, презрительность, грубость, чувство превосходства. Так человек приземляется…

Как не может летать птица, махая одним крылом, так и человек не может духовно расти, если все свои силы тратит на телесное благополучие. Душа приземляется, а тем самым подвергает себя опасности стать жертвой древнего змия, которого проклял Господь, сказав, что будет он ползать по земле на чреве своём. Видя в себе такое неустройство, попробуем поправить положение, микстура лучше, чем скальпель врача. Лучше держать установленный Церковью пост добровольно, чем вынуждать Бога хоть и к спасительному для нас, но принудительному посту.

Для некоторых людей пост является необходимым дополнением, но если они не желают в силу своей безвольности взять на себя воздержание, то Господь даёт болезни, чтобы хоть этим вынужденным постом лечить язвы души. Но вынужденное не так угодно Богу, как добровольное, да и принуждает Он человека к чему-либо, только предвидев его благодарность впоследствии за это принуждение. Как часто с великой благодарностью вспоминают выросшие дети своих строгих родителей, наказывающих подчас сурово! Если бы мы постились в своё положенное время сами, то ноша эта была бы значительно легче, как всегда делать угодное Богу радостно, ибо Он сам помогает в этом.

Пост должен быть не только отказом от пищи, но и мобилизацией всех сил души. Силы души, разбросанные по разного рода страстям, увлечениям, делам суетным и неполезным, подобны разлившейся реке, не имеющей глубины и русла. А такая река застаивается и превращается в болото. Значит, наша задача собрать силы души и направить их в русло, ограничив берегами. Пост – один из самых действенных способов такого собирания сил воедино – через сплочение разума, чувств, желаний в единый монолит, единое устремление. И как в физическом мире вещество под сильным давлением нагревается, так и во время поста в душе начинает действовать огонь, в котором нам и надлежит выковать качества души, необходимые для спасения, а главное – крепкую веру, несомненную надежду, всеобъемлющую любовь.

Враг рода человеческого, дьявол, видя нас решившимися понести воздержание во время поста и не имея сил воспрепятствовать нашей решимости, попробует само прохождение поста сделать бесплодным. Каким образом?

  1. Он попытается сделать наше отношение к посту неправильным.
  2. Своими советами постарается слишком устрожить пост, довести до изнеможения тело либо излишне ослабить, оправдывая нашей немощью.
  3. Может к успешному прохождению нами поста примешать гордость, осуждение других, не постящихся. Поддавшись на эту уловку, мы не только лишимся пользы, но и вред великий получим.

Итак, каким должно быть наше отношение к посту? В евангельской притче сказано о двух людях, пашущих землю, но один из них берётся в Царствие Небесное, а другой оставляется. Почему? Видимо, выполняя одно дело, они имели разное отношение к этому делу, а Господь зрит в сердце. Вот и постящийся для здоровья или по жалости к животным, или из презрения к мясной пище не имеет духовного плода. Постящийся же по причине воздержания, для усмирения телесных страстей, собирает духовные сокровища.

Вторая опасность, как мы упоминали, кроется в мере воздержания. Нужно соизмерять, чтобы наше стремление к посту не превышало возможностей иногда действительно больного тела. И в то же время не расслабляться, чаши весов должны быть уравновешены. Ибо Писание говорит: «Неверные весы – мерзость пред Господом» (Притч. 11, 1). Меру же нашу поможет определить священник-духовник, когда мы обратимся к нему за советом.

Третьей опасности – гордости – мы избегнем смущением. Если во время прохождения поста возникает чувство превозношения, осуждения, раздражительности на близких, лучше ослабить воздержание. Вообще признаком правильного прохождения любого духовного делания является увеличивающееся чувство собственного недостоинства. Не стоит забывать о том, что пост по природе своей не является абсолютной добродетелью, но полезен или вреден бывает в зависимости от меры и времени.

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Послание к Римлянам св. ап. Павла, 14:20)

Главное же – правильное духовное устроение, ибо добрый человек и из злого чего-либо извлечёт полезное. Правильное же духовное устроение мы сможем стяжать, если во всём будем советоваться со своим духовником. И прощать тех, кто наносит нам обиды. Всё простим, чтобы наследовать блаженства, обещанные милостивым. Чтобы, милуя ближних, обратить на себя милость Божию. Чтобы плоды поста не уничтожила буря гнева и засуха памятозлобия. «Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14). Такими словами напутствует нас Господь на прохождение поста. Пройдём его неленостно и разумно, прилагая ко спасению труды свои и на Бога уповая. «Свят еси Господи Боже наш, от Него же постников подвиги венчаются».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий