800 брёвен и «тонкие пироги»
Агния ШАНЬГИНА
От Редакции: Приятно, когда герои наших публикаций сами становятся авторами «Веры»! Вот и художница из Черевково Архангельской области Агния Шаньгина, о чьих чудесных работах мы писали не так давно («Шить, вышивать и добра нашивать», № 897, апрель 2022 г.), рассказала нам о том, как сама поучаствовала в восстановлении Никольского храма в селе Волосово. Теперь у опубликованной в рубрике «Просьбы о помощи» (№ 916, январь 2023 г.) заметки о необходимости закупить брёвна для этого храма появилась «картинка» – и те из вас, кто помог этому доброму делу, могут из первых рук узнать, как ведутся работы на старинном храме.
Лето 2021 года подходило к концу, и было оно каким-то пустым, неинтересным, настроения – никакого. Тут я увидела в Интернете объявление: приглашение волонтёров на субботник у Никольского храма в селе Зачачье Холмогорского района. «Надо ехать, – подумала я. – И недалеко, и добираться просто, на автобусе несколько часов всего, и дело хорошее».
Так я познакомилась с фондом «Вереница» и удивительными людьми, которые не сетуют, глядя на наши разрушающиеся храмы, мол, жалко, кто бы поправил, а берут и делают сами! Сохраняют, пока есть что сохранять. С тех пор я успела побывать на нескольких объектах фонда в разных районах области.
В Волосово же, что на реке Онеге, я приехала первый раз в ноябре 2022 года. Это была недельная поездка по разным храмам-памятникам. Заключительным был Никольский храм в Волосово. Было сыро, холодно и грязно, как всегда у нас в ноябре. Работы уличные: строить навес для хранения материала. Но ничего, чай в термосе с собой, глотнёшь – и сразу веселей. А рядом – так и хочется сказать: огромный шатровый храм. Но шатра уже нет, и стоит храм обезглавленный, осиротевший, как и многие у нас в России. И мощь, и простота, и величие, и запустение. Подойдёшь к стенам, поднимешь голову и думаешь: «А ведь им больше трёхсот лет! Чего только они не повидали. Умели же тогда строить вот так, на века!»
Тогда же я познакомилась со Светланой Анатольевной Кобелевой, смотрительницей храма. Большая ответственность легла на плечи этой женщины: и деньги на реставрацию собирать, и людей на работы поднимать и вдохновлять, и всегда быть в курсе событий, всегда быть на связи. Ещё баню волонтёрам топить и пироги им печь. Ради одних только пирогов уже стоит приехать в Волосово. Самоотверженная женщина, всей душой переживает за дело, а ведь родом даже не из Архангельской области!
Вот что она рассказывает:
– Началась эта история возрождения нашего храма со случайной встречи в начале лета 2016 года. Находясь неподалёку от церкви, мы с Надеждой увидели, что какие-то люди, не из местных, ходят вокруг неё. Нам стало интересно, с какой целью они здесь находятся. Так завязался разговор об истории храма Николая Чудотворца.
А история, надо сказать, богатая, ведь он построен в 1670 году. За триста пятьдесят три года церковь, представляющая собой тип шатрового храма восьмерик на четверике, претерпела множество изменений. Несколько раз перестраивалась трапезная, которая ныне утрачена. В XX веке храм обшили тёсом, увеличили окна, кровли покрыли железом и добавили декора в стиле классицизма: с южной и северной сторон сделали портики с колоннами. До середины прошлого века в храме сохранялись целыми древний иконостас и расписные небеса. В ходе различных экспедиций самые ценные вещи из храма были вывезены в разные музеи. Резной образ Николая Чудотворца оказался в Архангельске, небеса – в Каргополе. Шатёр свой церковь в Волосово утратила вот при каких обстоятельствах. В 1974 году она получила статус памятника федерального значения; спустя десять лет были проведены обмеры с целью проведения реставрационных работ. К этому времени шатёр уже начал крениться, из-за чего было принято решение его разобрать, как и аварийную трапезную. Вместо шатра над восьмериком поставили временную кровлю. В 2000 году обрушилась и она…
– Оказалось, те люди, которые ходили возле храма, – добровольцы «Вереницы» и хотят поучаствовать в реставрационных работах, – продолжает рассказ Светлана. – Мы отнеслись к этому недоверчиво, потому что в советское время несколько раз брались за ремонтные работы – и бросали. В общем, поговорили, разошлись, и мы забыли.
Но «Вереница» не забыла, и в том же году, осенью, приехал отряд добровольцев, который провёл первые противоаварийные работы: убрал вокруг храма заросли кустов и деревьев. Так потихоньку начались работы по подготовке к реставрации Никольского храма.
– Сложно было нам поверить, что восстановить храм возможно, – говорит Светлана. – Люди уверяли: «Ничего у вас не получится, всё это зря!» Когда вырубили деревья возле храма, а там у нас кладбище, многие были недовольны, так как принято было хоронить под берёзками. Но всё же удалось убедить односельчан: раз специалисты говорят, что даже такой разрушенный храм можно восстановить, то надо попробовать. И поверили! И стали помогать! Кто чем мог: кто работой, кто техникой, кто советом, а кто пирогами для волонтёров. Реставрация объединила людей. Местные жители своими силами вставили оконные рамы, поставили крыльцо, настелили полы. Каждый год летом стали приезжать волонтёры, разбирать завалы внутри храма, помогать мастерам плотницкой артели «Архангело» ставить временную кровлю, укреплять стены. Теперь и службы в храме проводим. И сколько людей за это время нам помогло! Ведь все работы проводят на пожертвования, без них, без наших жертвователей, ничего бы не происходило. Со всей страны люди шлют средства. Идёт подготовка к реставрации. Архитекторы исследуют памятник, фонд закупает материалы. Весной был завезён стройматериал, подаренный фирмой «Промлес», – более 400 брёвен от 6 до 11 метров. Уже второй месяц волонтёры и местные жители ударно корят брёвна. Люди приходят разных возрастов, от 5 лет до 72-х.
Мне тоже памятны эти брёвна. Как раз нынешней весной, после Пасхи, я побывала в Волосово снова. Три недели волонтёры фонда и местные жители корили эти четыреста завезённых брёвен, а я приехала уже напоследок. Ох уж эти брёвна! Казалось, не будет им конца. Окорить да перевернуть, снова корить, скобель уже не берёт, сил в руках нет, а бревну хоть бы что! Смотришь на людей: корят не разгибаясь – одно, второе, десятое… Что делать, отставать нельзя: посидишь минутку (главное, к бревну не прилипнуть) – и вперёд. И гора брёвен таяла прямо на глазах, удивительно! Жители каждый день как на работу приходили на окорку, целыми семьями и коллективами.
Новость от Светланы Анатольевны, что все брёвна окорены, превратилась в праздник! Но праздник недолгий: в конце мая привезли ещё четыреста брёвен… Но и их уже окорили и подготовили к хранению. Осталось штабелировать и построить над ними навесы. И – спи-отдыхай, как в известной сказке Степана Писахова.
Брёвна, брёвна… но ведь ими одними сыт не будешь. Вот Петровский пост закончится – и самое время пироги печь, да не простые, а северные! В Волосово местные жители угощают волонтёров «тонкими пирогами», поджаренными на сковороде. Пачка маргарина (говорят, на нём вкуснее), банка сметаны, соль, мука – делят тесто на шарики, раскатывают, на половину круга намазывают начинку (густое варенье, можно с крахмалом), складывают пополам и обрезают ровно по тарелке. Вот и готово! Приезжайте – может, и вас угостят!
Подготовительные работы будут продолжаться всё лето, можно приехать и потрудиться. Подробнее можно узнать на странице фонда «Вереница» в соцсети «ВКонтакте».
– Добровольцы и директор фонда «Вереница» Маргарита Баева – самоотверженные люди: жертвуют своим личным временем, силами, финансами, да много чем. Ведь, помимо реставрационных работ, Маргарита со своим фондом решает и немало других наших проблем. Спасибо всем, кто каким-то образом принимал и принимает участие в этом народном деле! Дай вам Бог здоровья, долгих лет и земных благ! – заканчивает свой рассказ Светлана Анатольевна.
Вы тоже можете поддержать работы пожертвованием на карту Светланы Анатольевны Кобелевой (тлф. 8-921-4791204) или на сайте фонда «Вереница». А всего у «Вереницы» в подопечных около 17 памятников в Архангельской области.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий