Погост или пантеон?
Вокруг храма Всех Святых в Архангельске расположено обширное Кузнечевское кладбище. В городе его принято считать военным, хотя площадь воинских захоронений тут – процентов пять от общей площади. Здесь и мемориал павшим в Великую Отечественную, и уголок моряков, «афганцев», «чернобыльцев», есть даже участок с захоронениями британских воинов. А в последний год с краешку расположились в два ряда могилы павших на войне с неонацистами в Новороссии.
Решил заехать: читаю таблички, фотографирую, удивляюсь, что флаги только воинских соединений – нет ни одного российского триколора, трёхцветные только венки. А ведь уже 15 лет после изменений в закон о флаге граждане могут его использовать без ограничений. Но опять это чиновное «кабычегоневышло»… Тут ко мне какой-то мужичок подскакивает и грозно так вопрошает: «На каком таком основании вы снимаете захоронения?» «На память, – отвечаю. – А вы кто, общественный контролёр?» Дядечка смешался, обмяк и подосадовал, мол, ходят тут всякие… Бдит человек, чтобы потом фотографии какие-нибудь злодеи не использовали в Интернете в подтверждение наших военных потерь. Раз на Украине бескрайние военные кладбища с жёлто-голубыми флагами, то пусть у нас будет наоборот – их как бы нет. Спрячем. Потом мы разговорились, и мой собеседник посетовал: «Что это, выделили здесь погибшим какой-то огрызок кладбища! Нужно настоящие мемориалы большие создавать, ведь мы только вступили в войну, погибших будет ещё очень много…»
И я подумал: в самом деле, правильно ли, что у нас таких мемориалов нет? Точнее, один-то есть – около Мытищ расположен на 55 гектарах «Пантеон защитников Отечества». Он в ведении Минобороны и был открыт 22 июня 2013-го для захоронения «погибших при защите Отечества» и иных прочих, имеющих «особые заслуги перед государством». Например, там похоронены артисты ансамбля им. Александрова, разбившиеся в авиакатастрофе. Там же по закону должны хоронить и президентов. Но почему таких мемориалов нет по стране? Правильно ли, что наших погибших героев мы развозим по сельским погостам – после смерти воина, послужившего Отечеству, его могилу представляем делом не державным, а частным, семейным. Ведь во многих странах, даже не воюющих, существуют пантеоны и в дни государственных праздников на них воздают честь солдатам. Есть такие мемориалы кое-где и у нас в стране, например в Крыму.
Я поспрашивал людей, как они относятся к идее воинских мемориалов. Не поддержавшие ссылались в основном на то, что могилы должны располагаться ближе к родственникам. Но по тому же Кузнечевскому кладбищу невозможно местами пролезть: ограды впритык, приходится ходить по могилам, многие из которых позаброшены – памятники обрушились, кресты покосились. Так будет и со многими могилами наших воинов, потому что время неумолимо: родственники будут стареть, умирать, разъезжаться.
Государство же может взять на себя обязательство обустроить мемориал и содержать его в порядке, охранять от вандалов. Если у такого мемориала будет особый статус, не возникнет позорных инцидентов, подобных тому, что случился в г. Горячем Ключе, где мэр запретил хоронить героически погибших добровольцев, потому что, видите ли, это город-курорт. На воинские пантеоны можно будет приводить детей, проводить там уроки мужества. Можно будет возвести и церкви, как это сделано на подмосковном пантеоне: с 2014-го там стоит прекрасный храм в честь прп. Сергия Радонежского.
Кладбище для христианина – это святыня, а не коммунальная территория, и мемориал гораздо больше соответствует такому пониманию. Тем более когда там лежат «душу положившие за други своя». Святитель Николай Сербский сравнивал кладбища с засеянными Божьими нивами, на которых «будут произрастать чудесные и славные всходы, согласно слову апостола “сеется в бесчестии, восстаёт в славе, сеется в слабости, восстаёт в силе”… и ошибочно думать, что роль усопших окончена навсегда, что они словно воины, выведенные из строя: они воскреснут однажды и облекутся в ангельскую красоту и бессмертие». Погибшие герои – с нами, потому что у Бога все живы, потому-то обращение к ним и почитание их – источник нашей силы и славы.
Ясно, что для многих чиновников это пустые слова. Без толчка, без специальных законодательных установлений они и пальцем не пошевелят. Но, быть может, именно мы, православные миряне и батюшки, должны поднять и постоянно будировать этот вопрос, чтоб дело сдвинулось?
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий