Сестра Тамара
21 апреля епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим освятил место строительства подворья в Сыктывкаре Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря – на Октябрьском проспекте, напротив педагогического колледжа (бывшего педучилища № 1).
Храм при подворье решено назвать в честь Воскресения Христова. Строительные работы уже начались. Старшей сестрой подворья назначена Тамара Куратова. О ней наш рассказ.
Подворье Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря в Сыктывкаре существует с сентября прошлого года. Сейчас в нем постоянно служат пять сестер: три монахини и две послушницы. Несмотря на то, что подворье занимает всего лишь небольшую комнатку в деревянном двухэтажном доме, настолько маленькую, что сестрам всем вместе даже трудно разместиться, здесь неустанно ведется тихая невидимая война за души людей. По очереди постоянно читают Неусыпаемую Псалтырь, творят молитвы за всех людей. Каждому человеку здесь готовы прийти на помощь, помочь в трудные моменты жизни. Сестры совершают отпевание, читают молитвы о здравии и за упокой, выполняют разные требы и послушания по монастырю.
Более всего забот легло на плечи Тамары Куратовой – старшей сестры по подворью. Она пока еще не приняла постриг и находится в послушании, но своим служением Богу помогла уже многим людям и привела их к Богу. Первые среди них – ее собственные дети. Старший сын, Роман, сейчас монах Ульяновской обители, а младший, Михаил, готовит себя к иноческой жизни.
Тамара Михайловна считает, что ее путь к Господу был предопределен еще в детстве. Родилась она в 1947 году в поселке леспромхоза, что в версте от Кылтовской обители. В ту пору в монастыре располагалась тюрьма ГУЛАГа. А раньше, когда монастырь еще действовал, там воспитывалась ее мама – туда отдали ее трехмесячным ребенком, когда она осиротела. Сиротой же себя почувствовала, когда обитель разогнали, образовав «коммуну для беспризорников». В ней она и продолжала воспитываться до 15 лет. Разумеется, в атеистическом духе. Но монахини успели привить ей любовь к Богу, которую она смогла передать своей дочери Тамаре.
Отец Тамары Михайловны был тоже человек верующий. Коренной устьвымец, он хорошо знал историю села, которое когда-то было центром православия на Коми земле. Он собирал старинные книги, в их доме была большая библиотека. Когда в Усть-Вымь приезжали экскурсанты, все шли к отцу, и он рассказывал им о святителе Стефане Пермском: как он крестил здесь язычников, строил церкви. По тем временам это было смелым поступком. Тем более, для человека, который был «на заметке». Ведь последние, репрессированные священники о. Герасим и о. Питирим были его двоюродными братьями.
Гонения на веру в селе периодически возобновлялись в течение нескольких лет. Бабушка Тамары рассказывала, как разоряли церкви в самом начале революции, когда в село ворвался вооруженный отряд. Бандиты с красными звездочками на фуражках таскали ее за волосы по улице на лошади лишь за то, что она из «кулацкой» семьи. Тогда священники многие церковные ценности прятали от безбожников. Иконы и книги уносили и закапывали в лесу, а часть попрятали рядом с церквями в домах и подвалах священников и их родственников. Помнит Тамара Михайловна, как их бабушка – старенькая уже была – часто бросала в их колодец камушки, словно говорила, что в колодце что-то спрятано. Да и отец, когда брал детей в лес, постоянно показывал им одни и те же места и повторял с особым смыслом: «Запомните эти места, это наши места». Что там спрятано?
Сама Тамара Михайловна помнит лишь отголоски тех времен. Видела, как пытались разрушить в Усть-Выми Михайло-Архангельский храм. Было это в конце 50-х годов. Тогда за один день всю церковь разорили, всё внутри разбросали. Хотели сломать купол, но не смогли, только погнули. До недавних пор там был музей.
Вот уже три десятка лет, как Тамара Михайловна уехала из Усть-Выми и живет в Сыктывкаре. Семейная жизнь не сложилась, муж оставил ее с двумя малыми детьми. Всю себя она посвятила детям, воспитывая их в православном духе. Когда дети подросли, окрестила их, а потом они сами потянулись к Богу, стали ходить в церковь. Даже в пионерском лагере, бывало, выбирались за ограду и ходили в церковь. Летом 1990 года, когда плавали на теплоходе по Вычегде и Северной Двине от Сыктывкара до Архангельска, ходили по разрушенным церквям, кланялись святыням.
У старшего сына, Романа, ещё в школе созрело решение посвятить свою жизнь Богу. Он пришел в Свято-Казанский храм к о. Андрею, напросился к нему в помощники. Вначале работал послушником при церкви, потом читал на службах. Узнав, что в Печоре открылся женский монастырь, где вокруг отца Питирима собирается и мужская монашеская братия, написал ему о своем желании стать иноком. Отец Питирим желание поддержал, стал наставлять его в письмах, а когда стал настоятелем Ульяновского монастыря, пригласил в обитель. Когда мать узнала о намерении сына уйти в монастырь, она обрадовалась. Так настоятель монастыря заменил детям родного отца, которого они не видели с детства. По его совету Роман, прежде чем принять постриг, попросил благословения у матери. И недавно он был пострижен в рясофор с именем Арсений.
Видя благочестивую жизнь Тамары Михайловны и ее младшего сына, о. Питирим посоветовал им пойти в монастырь. Но мать с сыном решили не спешить, прежде чем принять столь ответственное и важное решение. Поскольку считают себя еще не достаточно готовыми для иноческой жизни в монастыре. Михаил после окончания школы решил получить образование и специальность, которая не помешает и в монастыре, где сейчас так много работы. А Тамара Михайловна до совершеннолетия сына по совету о. Питирима пока помогает Кылтовскому Крестовоздвиженскому монастырю. С самого его открытия они с сыном каждую неделю ездили туда работать. Когда в Сыктывкаре открылось подворье монастыря, то его настоятельница м. Стефанида предложила Тамаре Михайловне стать старшей по подворью.
Теперь Тамара Михайловна совмещает свою работу фармацевтом в аптеке, где проработала всю свою жизнь, со службой на подворье. Сразу же после работы она идет на подворье и, принимая «эстафету» у сестер, читает Неусыпаемую Псалтырь. Домой возвращается поздно вечером. С молитвой не расстается теперь никогда. И стала замечать: идет с молитвой по ночному городу – и встречные пьяные на другую сторону улицы переходят. Даже во дворе, где она живет, почему-то перестали появляться пьяные, хотя раньше целые оргии устраивали. Почему? Удивительные вещи стала замечать в своей жизни сестра Тамара. Но не думает об этом, лишь благодарит Бога…
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий