«Они крещены в нашу веру»

Крепость Орешек, современное фото (kuda-spb.ru)

Семьсот лет назад, в 1323-м, была основана легендарная русская крепость Орешек. Помните последние строки недописанной «Истории государства Российского» Николая Карамзина? «Тихвин, Ладога сдалися генералу Делагарди на условиях новгородских; Орешек не сдавался…»

Речь о событиях Смуты 1612-го. Крепость тогда шведы всё-таки взяли, но этим поражением мы можем гордиться больше, чем иной победой. Орешек сражался восемь месяцев, хотя врагов было вчетверо больше. Когда враг ворвался внутрь, то нашёл лишь сотню умирающих от голода воинов, остальные – тысяча двести человек – погибли в боях. Согласно легенде, защитники замуровали в стену образ Казанской Божьей Матери в надежде на то, что Богородица поможет русским однажды вернуть свою твердыню. Вернули. Ровно через девяносто лет, при Петре Первом.

Скажем о том, как было положено начало Орешку. Случилось это после поражения Великого Новгорода. Со свеями тогда пришлось в который раз заключить вечный мир, уступив им три погоста в Карелии из семнадцати. Особой надежды, что противник остановится, не было, и закипела работа на Ореховом острове – там, где Нева берёт начало в Ладожском озере.

Свеям крепость была как кость в горле, и не только потому, что перекрывала доступ в Ладогу. Под защиту Орешка бежали православные карелы, не желавшие принимать католицизм. В то время люди ценились куда больше территорий: людей было мало, а свободной земли – сколько угодно. Но чтобы людей повязать, стали им навязывать чужую веру, и всё пошло наперекосяк.

По условиям договора со шведами, беглецы подлежали возвращению обратно. Но как выдать в таких обстоятельствах своих, православных, страдавших за веру? В общем, читаем в летописи ответ русских на шведские жалобы: «Если к вам наши побежат, секите их или вешайте, если ваши к нам, то поступим так же, чтобы не ссорили нас друг с другом. А этих карел не выдадим, они крещены в нашу веру. И без того их мало осталось, а то все погибли…» То есть если к нам перебегут католики, выдадим, а православных – нет.

Не только вера карел не нравилась шведам. Большая часть их древних песен, на основе которой создана была потом Калевала, сохранилась у беломорских карел-старообрядцев, в то время как у карел, оказавшихся под шведами, записывать оказалось нечего.

Когда началась Смута, вновь вспыхнула религиозная война. Царь Василий Шуйский отдал тогда свеям Корельский уезд с центром в городке Корела – ныне Приозёрск, но православные христиане знали, чем это обернётся, и восстали. Сопротивление возглавил епископ Корельский Сильвестр. Два года сражались, только теперь уже не с католиками, а с лютеранами. А как пал Корела, так и началась осада Орешка, на стенах которого можно было видеть и не смирившихся карел.

Шведы чего только не придумывали, чтобы их удержать: льготы ввели, от мобилизации освободили, даже названия селений сменили с русских на карельские. Но жить под иноверцами православные отказались и вновь побежали на Русь, к своим. Местность обезлюдела. Как показывают переписные книги, где жили сотни семей, оставалось с десяток человек.

В заключение скажем, что кому-то кажется натяжкой, когда о победе святого Александра над шведами в Невской битве говорят как о религиозной, как об эпизоде противостояния с Западом. Но оно действительно было, и Орешек стал именно православной твердыней на пути католической, а затем лютеранской экспансии.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий