По протоптанной канавке

Рубрика • Паломничество•

Мир всем вам, братья и сестры во Христе! Очень хотелось еще раз показать этим рассказом, как нам помогали Божия Матерь, святые, ангелы. И как все хорошо устроено у Господа по промыслу Божьему. Батюшка отец Андрей уже в августе меня благословил написать о паломничестве по святым местам. Но все времени не хватает, и я это делаю в первый раз, я, простая женщина-грешница, раба Божия. Бабушка моя была очень верующей, я часто видела, как она плакала и молилась на кухне за нас, грешных. У нас семья большая, и никто в церковь не ходил, а она соблюдала посты и часто ходила в церковь, а мы над ней подшучивали, я ругала ее. Но вот сейчас я сама на ее месте. Молитвами моей бабушки Евдокии, Царство ей Небесное.

Всю жизнь я жила для своего удовольствия, ездила по путевкам по Волге, и где другие шли смотреть монастыри и храмы, я – в магазин. Сколько бы я увидела! Но тогда я была далека от Бога. Для души я ничего хорошего не приобрела. Душа тосковала, ждала чего-то. В замужестве тоже ничего хорошего не нашла, одни слезы и печаль. Пришла в храм один, второй, третий раз за утешением. Потом причастилась раз-другой и стало легче на душе. В последний год ходила уже до работы и после работы, утром и вечером. Надо мной все стали потешаться – и дома, и на работе. Я редко болела, а один раз у меня заболело сердце, я легла, взяла икону Божией Матери и стала молиться. Сын вызвал скорую. Когда они приехали, я уже встала сама, без лекарств стало легче. Много раз в моей жизни были случаи, что Господь мне, еще неверующей, помогал.

Столько грехов накопилось, что целый год ходила по два раза в месяц исповедоваться. Захотелось побывать в монастыре. Стала просить святых угодников, батюшку Серафима, Преподобного Сергия, Николая Чудотворца, Божию Матерь. Я одна воспитывала двух детей, денег не было лишних. И вот узнаю, что едет одна бабушка в монастырь, я – к ней. Она без разговора купила и мне билет, даже не зная моего имени. Я как раз вышла в отпуск, и мне дали деньги. Детей-подростков оставляла одних на попечение Божией Матери, всех святых.

Было много препятствий. Спрятали мой паспорт родные, родители не хотели благословить. Но в последнюю минуту благословили, дали паспорт. Вот я уже в поезде. Господь все чудно устроил. Просящую и хотящую исправиться и укрепиться в вере отправил к Преподобному Сергию… Вот я в Сергиевом Посаде. Всю дорогу молилась Преподобному Сергию и Николаю Чудотворцу, чтоб нас хорошо устроили. В эту поездку соборовалась в Черниговском ските у прозорливого батюшки Бориса. Много грехов там вспомнила. Плакала возле мощей  Преподобного Сергия…

Открылась церковь Параскевы мученицы. Когда зашла в первый раз в Трапезный храм, я поразилась, так мне там понравилось – как в раю. В храме Покрова Божией Матери (домовой церкви Духовной Академии) слушала акафисты с колокольным звоном. За поездку я много увидела, поняла, укрепилась в вере.

Во второй раз, когда ездила в Донской монастырь, направили меня в Данилов монастырь. А там была лавка с небольшой церковью батюшки Серафима. Значит, душою надо съездить в Дивеево! Встретила женщину из Сыктывкара, она тоже туда собралась, заняла у нее денег, благословилась у батюшек в Лавре – и поезд везет уже в Арзамас. Попали на утреннюю службу. Там была три дня. Много увидела. В 4.30 ходили по Канавке, где ходит Божия Матерь. Искупалась в источнике Божией Матери Казанской. Это было зимой. После купания нисколько не замерзла, даже тепло стало. Опять я много увидела и укрепилась в вере. Без Церкви я уже не могла, очень переживала, когда дежурила и не могла зайти в храм. На душе все поёт, утром просыпаюсь с молитвой: как хорошо быть христианкой, делать людям добро, жить с Богом. Счастливые люди – живущие в святых местах!

Потом побывала у родителей Сергия – преподобных Кирилла и Марии – в Хотькове. Возле всех мощей просила вразумления, укрепления в вере, просила помощи и молитв о детях моих, которые далеки от веры, по моим грехам.

Летом тоже очень хотелось побывать и в Сергиевом Посаде, и в Дивеево, и вот долго просила, молилась Сергию и Серафиму, Николаю Чудотворцу – и снова дорога.

Приближался праздник – день памяти Серафима Саровского, 1 августа. Денег нет… Одна женщина, больная, рассказала, что бывала всего один раз там и всего на один день, в день открытия мощей. И я решилась ехать пораньше. Одна благочестивая женщина дала 100 тысяч на одну дорогу (в одну сторону). Дай Бог ей здоровья и спасения. На моем пути всегда встречаются хорошие люди, готовые помочь, приютить. Всем здоровья и спасения. Детям оставляю немного денег и записку: “Мама уехала в монастырь. Оставайтесь с Богом, Божией Матерью, ангелами”. За три минуты дали билет, еле успела найти вагон и сесть, поезд тронулся в Арзамас.

Как благодарить Царицу Небесную, всех святых, Ангела Хранителя – не знаю! Читаю акафисты в дороге. Больше всего я обращаюсь за помощью к Божией Матери, Заступнице, Споручнице грешных. При любых трудных ситуациях я получала помощь и вразумление. А также Ангела Хранителя не забываю, и Архангелу Михаилу – акафист в дороге. Утром рано мы в Арзамасе переезжаем (встретила двух женщин) на другой вокзал, сразу бегу в кассу и беру три билета на автобус, тут же садимся и едем.

Около 9 утра выходим в Дивеево. В воздухе благоухание, спрашиваю у женщин, они тоже чувствуют: чем ближе монастырь, тем больше благоухание. В храм не смогли зайти, народу много, даже на улице. Службу слушаем через мегафон. Всю службу лаяла какая-то женщина, бесноватая. Весь двор монастыря наполнен народом. У всех радостные лица. Был крестный ход вокруг храма. Многие верующие плакали, так было на душе радостно.

После службы всех паломников и нищих накормил батюшка Серафим. Столы накрыты были на улице. Потом многие уехали в Саров, на дальний источник. Приехали они все с радостными лицами, на их глазах исцелилась та молодая женщина, которая гавкала в храме. А я ходила на близлежащие источники: Казанский, Серафима, Александры. Облилась целебной водой во всех трех источниках. Четыре дня прошли незаметно. Каждый день послушание в храме, служба утром и вечером. После вечерни – крестный ход по стопам Божией Матери, по так называемой Канавке с иконой «Умиление», пред которой умер батюшка Серафим. Там стоят толстые дубы, которые сажал сам Серафим Саровский. После крестного хода приложились к иконе. К хозяйке, у которой остановились, приходили только поздно вечером, на ночлег. Каждый день акафисты преподобному Серафиму. Если проездом бывают посторонние батюшки, они тоже со своими людьми читают акафист. Я несколько раз просила прочитать о здравии иерея Андрея, сослужителей его и всех прихожан нашего храма.

Источник в честь иконы Казанской Божией Матери

Потом были праздники пророка Ильи, Марии Магдалины, два раза причастилась. 100 тысяч благочестивой женщины приберегла для Сергиева Посада. В субботу уехала из Дивеева. Не хотелось уезжать, но надо на работу. Билет до Москвы дали на 21.00. Я поехала посмотреть большой храм Воскресенья Христова в Арзамасе. Служба уже закончилась, я направилась на послушание. Прибрали храм. Оставила там вещи и пошла рядом в Никольский монастырь. Взяла с собой акафистник и встала возле монастыря читать акафист Николаю Чудотворцу, попросила накормить меня. И святой услышал! (На столе было очень много еды разной. Я давно так хорошо не ела. Николай Чудотворец не только накормил меня, но и дал в дорогу огурцов, даже один огурец доехал до дому.)

Потом снова послушание – на монастырской кухне. Убрала посуду, помыла пол, и приехал какой-то батюшка, я спросила, не благословит ли он меня. Он благословил, и я стала дочитывать акафист. Во время вечерней службы в монастыре узнаю, что этот простой батюшка с палочкой – епископ Иерофей. Он пришел без свиты, один сам кадил, сам вел службы, сам пел и читал псалтырь, потому что монашек мало было, всего три монашки. Все бабушки его очень любят и мне велели второй раз благословиться. Епископ Иерофей очень сильно хромает и ходит с палочкой, но это не мешало ему вести службу. После окончания службы прощаюсь с послушницами и иду в Воскресенский большой храм, там еще раз помазалась и достояла службу до конца, затем на вокзал – и в поезд, в Москву, к Преподобному Сергию.

Утром приехали рано в Москву. Беру билет домой в Сыктывкар. Только на 9 августа дали. Три дня можно пожить у Преподобного Сергия. Какое счастье! В 6 часов села на электричку – и в 7.00 уже в Посаде. Успела на утреню, но вначале бегу к своей любимой хозяйке, матушке Ксении, где всегда останавливаюсь. Она прозорливая, знает, что я уже иду к ней. Ждет дома – и вместе в храм. Моя дорогая хозяйка 40 лет работает уборщицей у монахов. Ее все любят, я рада, что успела на воскресную службу. Помолилась у мощей Преподобного Сергия. Поблагодарила его – и в Успенский собор, где я еще не бывала. Поразило меня то, что с одной стороны там большая очень икона, цветная, мозаика Казанской Божией Матери, а с другой – такая же цветная мозаика Стефана Пермского. А до поездки в Дивеево я ездила в Ульяновский монастырь и просила Стефана Пермского найти мне денег и отправить в Москву. Вот батюшка Стефан и Божия Матерь и отправили, и встретили меня в Успенском храме.

Мозаичная икона Архидиакона Стефана, которую автор ошибочно приняла зи икону свт. Стефана Пермского

На другой день – в Черниговский скит. Соборовалась, а до этого помылась в рядом стоящем источнике Черниговской Божией Матери. Во вторник посетила все другие храмы.

Преображаются вновь открывающиеся храмы! У Параскевы Пятницы очень уютно стало и хорошо, хороший хор, есть и детский хор. Ходила в Ильинский храм, благодарила Серафима возле его камушка. У Николая Угодника заказала молебен о неутешной верующей Нине. Остался один храм Архангела Михаила и всех Небесных Сил. Он был закрыт – я просила, и мне открыли, я благословилась у ангела на обратную дорогу. Почитаемый мной Ангел Хранитель тут же устроил встречу с одним старцем. Он мне сказал, что дети тоже вразумятся и будут ходить в храм, и будут исправляться. Только, мол, молись за них – молитва матери много может сделать – и проси ангелов-хранителей детей, чтобы они помогали, а также молись Божией Матери и святым угодникам.

Утром после службы целителю Пантелеимону прощаюсь с дорогой хозяйкой – и в путь. Благословилась у батюшек на дорогу и у Преподобного.

Благодарила Преподобного Сергия за все. В Москве до отхода поезда решила сходить в самую близкую к вокзалу церковь. Это оказался самый главный Богоявленский собор, где служит Патриарх. Там чудотворная икона Божией Матери Казанской. Приложилась со слезами к ней. Там же мощи Алексея Святителя. До 12 часов там простояла на службах, со всеми своими вещами, пришла туда одной дорогой, а возвращалась другой, через Казанский вокзал – но не заблудилась. Ангел Хранитель помог и добрые люди. Дай Бог всем здоровья и спасения. В поезде радостно вздыхаю, что еду домой. В гостях хорошо, но дома лучше. Приехав, сразу иду в любимый Казанский храм. По нашему маленькому сельскому храму уже соскучилась, по батюшке Андрею и по всем прихожанам. Все они мне дороги, все как родные братья и сестры. Мир всем и здоровья.

А в январе снова дорога, снова Сергиев Посад. Деньги Николай Чудотворец достал. Как бы с неба свалились: добрые люди опять дали немного и получка с премией помогли. Поехала я тогда на свои именины. Думала причаститься у Преподобного Сергия, а попала в Крестовоздвиженскую церковь в Москве. Там исповедалась, причастилась – и к Сергию. В Москве очень неспокойно, пожары, пропадают люди, нападенья на поезде. Второй раз причастили у Преподобного Сергия – и в обратный путь. Хотела неделю пожить, но благословили после причастия домой ближайшим поездом.

В последнюю поездку слушали проповедь архимандрита Наума о покаянии, что надо много посещать церковь, полностью очистить душу от грехов и к Пасхе явиться всем к Господу со светлой душой. Молиться можно не только в монастыре, но и дома, каждый на своей родине. Господь обитает везде.

С каждой поездкой я укреплялась в вере, душа становилась все чище и спокойней. Кто живет с Богом, просит помощи у Заступницы нашей Богородицы, просит молитв святых угодников и святых ангелов, тот нигде не пропадет и придет ко спасению. Слава и благодарение милосердному Богу за все благодеяния, за промысел Божий о всех людях земли!

Всем желаю жить с Богом и спастись. Бог в помощь в покаянии и спасении. Не забывайте ставить свечи. Я ставлю пять: Господу, Божией Матери, всем святым, ангелам и за упокой. Наши усопшие также молятся там за нас, грешных, живущих на земле.