Материнские слёзы

Рубрика • Мнение•

Недавно Президентом России подписан Указ о введении фиксированной минимальной цены на винно-водочные изделия. Многие это восприняли как начало долгожданных мер по ограничению пьянства в народе. На самом же деле Указ направлен на увеличение поступлений от продажи спиртного в госбюджет. До сих пор это сверхприбыльное дело было отдано на откуп выращиваемой в России новой политической силе – спекулянтам-перекупщикам, которые называют себя бизнесменами и коммерсантами. Теперь, как видно, период «кормления» их проходит, да и в бюджете большая дыра образовалась – «пьяные деньги» понадобились самому государству.

В Москве, похоже, не очень обеспокоены повальным пьянством народа. Но что-то сделать можно и в самих регионах. На прошлой неделе в Москве был подписан федеративный договор между центром и Республикой Коми, теперь республика может сама решать неотложные вопросы. В то же время в законотворческий план Госсовета республики включен проект Закона «Об основах государственной антиалкогольной политики в РК». Каким он должен быть? Публикуем некоторые мнения и предложения на этот счет.

Фото: neizvestniy-geniy.ru

 

Одно из ярких впечатлений моего детства – финские туристы. Было время, они приезжали каждое лето к нам, в живописный уголок Северной Карелии, поглядеть на петроглифы – рисунки первобытных людей, что выбиты на каменистых берегах нашей речки Выг. Сойдя с автобуса, цепочка иностранцев во главе с гидом по тропинке углублялась в лес – «в гости к неандертальцам». И каждый раз каким-то непонятным образом несколько человек из группы оказывались… прямо в центре нашего поселка, у винно-водочного магазина. То ли сбегали с тропы, то ли выбирались из автобуса, где сидели, загодя сказавшись больными. Речевой запас у них был небольшой, по-русски знали только одно слово: «Экстра». Эта марка водки пользовалась у финнов особой популярностью. Советских денег, как правило, у них не имелось, и в ход шел простейший товарообмен. Водка выпивалась тут же, на месте. Прямо на глазах у нас, мальчишек, важный иностранец вместе с джинсовой курткой (на нее можно было обменять несколько бутылок) скидывал европейский лоск и становился похож на наших поселковых хануриков. Вот так туристы приобщались к «первобытной культуре».

Мы насмешничали над иностранцами. Нам и в голову тогда не приходило, что туристы эти – пьяницы здесь, на экскурсии, а дома они ведут себя совсем иначе.

Эта сценка всегда мне вспоминается, когда слышу рассуждения о западной демократии, о свободах, о правах человека. Мол, человеку надо дать свободу выбора – пить или не пить, иначе все равно найдет себе, «одеколон начнет пить». Но почему в той же Финляндии отвергли эту «свободу»? Или там люди глупые, не понимают? Или демократии там нет?

И вообще, что значит СВОБОДА? Приложимо ли это понятие к человеку? И да, и нет. Ведь человек – это не что-то абстрактное, не просто «социальная единица», обладающая «правами». Человек неоднороден, в нем есть дух и тело. Свобода духа – да! Свобода тела… Вот тут надо посмотреть.

Однажды я познакомился с известным, очень талантливым режиссером. Его спектакли были не похожи друг на друга, он умел отстаивать свободу своего творчества еще в «застойные» годы, считался либералом, европейски образованным интеллигентом. Лишь немногие знали, что он носит в себе… «торпеду». Это такая ампула с ядом, вживленная в тело, – она растворяется, и человек умирает, стоит ему выпить рюмку водки. Я долго в это не верил… Как же так?! Правозащитник, свободолюбец – и сам, без принуждения, стал рабом какой-то ампулы! Но тут уж не до свобод… Запои были столь ужасные, падение столь глубокое, что только страхом наказания он мог поддержать силу своей воли. В Бога этот человек, как мне показалось, не верил.

Вся Россия сейчас на грани вымирания. Есть деревни и села, где пьют не только все взрослые поголовно, мужчины и женщины, но даже и дети. Уповать на то, что они вдруг научатся воздержанию, не приходится. Там, где не хватает силы духа, там должно быть устрашение, закон и наказание. Человек сам по себе слаб и отнюдь не «звучит гордо», как учил нас Максим Горький. Человек испортил себя первородным грехом и склонен к пороку. И только вера в Творца, в свой Первообраз может оградить нас от нашей болезни. Конечно, не всегда мы крепки в вере, но Господь снисходителен: Он дал нам также и Закон, простые установления, прещения, оберегающие от порока. Закон против невоздержанности освящен Богом («Вера» неоднократно писала о библейских заповедях воздерживаться в питии). Почему же мы так осторожничаем, когда заходит речь о распространении его на наше государственное законодательство?

«Закон что дышло», – говорят в народе. И верно, закон-то может быть хорошим, но надо еще уметь применять его. Самый большой недостаток писаных законов – то, что исполняться они могут только «по букве», механистически, без любви. А ведь жизнь многообразна, и каждому человеку нужен особый подход. Только любящее сердце способно угадать, как поступить с человеком в конкретной ситуации. Одна жена спрячет от пьяного мужа бутылку и ни за что не даст, как бы тот ни умолял. Она знает: надо ему «переболеть», потом сам же будет благодарить. Другая жена, также по любви, достанет спрятанную бутылку и нальет стопку похмелиться. Сердцем угадает: этот человек, напротив, не выдержит, надо дать послабление. В благодарность к жене он, может, и усовестится.

Государство – не добрая жена, а бездушная машина. «Сухой закон» при Горбачеве тому пример. Ведь было же ясно с самого начала: закон следует вводить избирательно. Есть области в России, где виноград выращивается и есть культура пития. А есть Север – там виноград видят месяц в году, фруктов в рационе мало. Давно ведь известно, что северяне менее защищены от алкоголя, чем южане. Российские чукчи, американские алеуты и многие другие, кто живет на Севере, попросту гибнут от «огненной воды». Да и русские водку потреблять начали сравнительно недавно, и сразу в большом количестве, без многовековой привычки. Система кабаков стала развиваться лишь при Петре I. До него (и до Ивана Грозного) питейные заведения в России существовали лишь в немецкой слободе Москвы, которую народ презрительно называл «пьяной слободой». Сам народ варил лишь некрепкие напитки: медовые настои, душистые браги, полубраги, пиво. Известную фразу св. князя Владимира «веселие на Руси есть пити» специалисты по Древней Руси, кстати сказать, понимают иначе, чем мы сейчас. Мы просто не представляем то время. «Веселие» означает вовсе не пьянство. Князь отказался принять ислам, запрещающий любые хмельные напитки, не из-за самих напитков, а из-за традиции. Был такой обычай на Руси – собираться на «братчины». В обществе за разговором по кругу пускалась братина с некрепким, по нашим меркам, напитком. Само собой, из такой общей посудины никто до пьяна не напивался. Пили же только для «веселия» – дружеского мужского общения. «По-настоящему» пить русский народ не умел, и споить его впоследствии не составило труда.

Да, наш народ сейчас пьет. Без меры, без какого-либо предела. До самого конца – до грязи, до потери человеческого облика. Это болезнь почти уже смертельная. И нужны чрезвычайные меры! «Сухой закон» – но избирательный, гибкий. Главное же, чтобы этот закон шел не сверху, чтобы отдельные области, районы, отдаленные села могли самостоятельно вводить его, причем в той форме, в какой пожелают нужным. А дело власти – следить за исполнением, чтобы коммерсанты подчинялись ему беспрекословно, и никто бы не сколачивал свой капитал на слезах жен, детей и матерей.

Плакат советского времени

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий