Культура и «культурки»

Вот кто из них действительно русский-то? Певец с псевдонимом Шаман, спевший: «Я русский, моя кровь от отца», – и получивший от земляка из Тулы заявление в прокуратуру с обвинением в «экстремизме»? Или некто Денис Капустин, приведший своих боевиков с Украины в село Любечане Брянской области, убивший там двух мирных жителей и ранивший 10-летнего мальчика? Капустин тоже называет себя русским, а свою неонацистскую организацию – «Русским добровольческим корпусом». Шаману пришлось объясняться, что «кровь от отца» в его песне – это не выпячивание своей национальной принадлежности, не национализм, а наследование духу своих русских предков, их подвигам. Капустину же нет нужды что-то объяснять, он прямо объявил себя русским националистом и позирует с символикой РОА, которая воевала в рядах фашистов против Красной Армии. Наверное, кровь у него тоже «от отца». С матерью, правда, вопрос: перед тем как попасть на Украину, в 2001 году он с мамой переехал из Москвы в Германию по программе для еврейских эмигрантов. Но разве это важно? Называет же себя русским…

После запроса в прокуратуру и выезда полиции по месту прописки Александра Дронова (певца Шамана) тот написал объяснительную: «Мою песню “Я русский” знают, любят и поют представители совершенно разных национальностей, населяющих нашу страну. Для каждого из них, говорящих и думающих на русском языке, утверждение “я – русский” означает принадлежность к нашей общей истории, великой культуре и духовное родство с миллионами других сограждан, считающих Россию своей Родиной». Лучше и не скажешь. Если человек живёт русской культурой – знает наизусть Пушкина, читает Достоевского и Толстого, купается в богатстве русского языка, то никогда не опустится до пещерного национализма.

Так совпало, что в эти же дни Госдума приняла закон о госязыке. Подробнее о нём рассказывает коллега в комментарии на соседней полосе газеты. С моей точки зрения, хороший закон. Он призван ограждать наше культурное пространство от чуждых заимствований. Против засилья иностранщины наши люди давно уже выступают. Но что пишут доморощенные блогеры-«лингвисты»? Некто Владимир Лакодин, автор пензенского интернет-журнала «ПНЗец.ру», прежде разглагольствовал: «Миф о “человеке труда”, который есть соль земли и мера всех вещей, наконец, перестаёт быть популярным… “Пахать” молодые не желают, и правильно делают». Плавно переходя с такой точки зрения на подвернувшуюся тему русского языка, он вставляет свои три копейки в дискуссию: «Никакого “чистого, исконного русского языка” в природе не имеется. И зафиксировать в моменте существующий русский, залить его законодательной эпоксидкой в принципе невозможно». Новый закон он назвал фарсом. Не само это примитивное мнение чем-то интересно, а то, что в нём сконцентрирована позиция целого поколения блогеров, выросшего в отрыве от русских корней, от традиционной нашей культуры.

Между тем с чуждыми словами приходят чуждые смыслы, а подчас и деструктивная идеология. Вместо слов «общество», «община» в обиход проникает заимствованное «комьюнити», что означает «группу людей, объединённых одной темой, интересом или брендом». Так и страну развалить можно, разделив её на группки по интересам. Что показательно, все эти словечки из офисного новояза крутятся среди людей, которые живут в своих каких-то субкультурах, выделившихся из общей культуры. В традиционной русской «большой» культуре сосуществуют люди самых разных взглядов, и крайности, острые углы «стачиваются» друг о друга.

А представители выделившихся малых сообществ – субкультур – то впадают в космополитизм и уже не считают себя русскими (или татарами, карелами, чувашами и т.д.), то, напротив, дрейфуют в сторону ярого национализма. Взять того же нацика Капустина – по всему видно, что большой культурой этот «чел» не обременён. С юности воспитывался в субкультуре футбольных фанатов, участвовал в движении болельщиков ЦСКА, а переехав в Германию, влился в субкультуру местных скинхедов («бритоголовых», говоря по-русски). И неслучайно в конечном итоге пристанище он нашёл на нынешней Украине, где его террористический «Русский добровольческий корпус» в 2022 году официально включили в ВСУ.

Вся Украина нынче – такая искусственная субкультура, оторвавшаяся от общих русских корней. Наиболее яркое подтверждение тому – исключение там из учебных программ в школах произведений русских и советских писателей, в том числе Александра Пушкина. Даже больше – уже и памятники Пушкину ломают. Хотя тот же «щирый» кобзарь Тарас Шевченко считал Пушкина, Лермонтова и Аксакова своими учителями, говорил: «Нужно стремиться не отдалять, а объединять русский и украинский народы и их литературы. Как много дал всем нам великий Пушкин! А Гоголь, в творениях которого оживает и наша дивная Родина, и вся огромная Россия!»

«Очищение» себя от богатой истории и разноплановой, многоликой общей культуры и признание единственно верной только собственной точки зрения, провозглашение ценностью только узкого круга однородных вещей – это как раз и есть признак оскудения, ухода в субкультуру.

Разбиение общей культуры на субкультурки в России социологи объясняют урбанизацией, мол, в больших городах людям некогда приобщаться к национальному наследию и они ищут себе культурные лакуны попроще. Недавно специалисты из лаборатории исследований культуры НИУ ВШЭ определили, где в России живут «с самым высоким культурным капиталом». Санкт-Петербург, который считается нашей «культурной столицей», занял всего лишь 13-ю строчку рейтинга, Москва – на 28-м месте. А в первую десятку культурных городов вошли Петрозаводск, Белгород, Томск, Архангельск, Вологда, Саранск, Якутск, Калининград, Екатеринбург и Иркутск. При этом учитывалось не только наличие музеев, театров и прочей «культурной» инфраструктуры в городах, но и их востребованность. В небольших городах люди меньше куда-то спешат, они вдумчивее – «у людей есть время спокойно сесть и разобраться в интересующих их вопросах», утверждают учёные. А потому именно из глубинки мы ждём пополнения отечественной культуры настоящим, созданным на века.

Вот, к слову, тот же Ярослав Дронов, чей природный талант заметили только сейчас, после начала специальной военной операции, тоже из провинции. Помню, как в 2014-м он впервые появился на прослушиваниях в шоу «Голос» и на вопрос, откуда он, этак извиняясь, махнул рукой: «А-ах, из Новомосковска Тульской области, это километров двести отсюда, за два часа на автобусе можно доехать». И чего ему было стесняться тогда? Он действительно русский.

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

Добавить комментарий