«Был ли Христос патриотом?»
Рубрика •Взгляд•
«Был ли Христос патриотом?»
– вопрошал доцент кафедры культурологии СГУ Виктор Муравьев на литературно-дискуссионном клубе Института биологии Коми научного центра, прошедшем в минувший вторник в малом зале института.
Инициатором организации подобного клуба в институте явилась доктор биологических наук Инна Борисовна Арчегова. По ее замыслу, он должен стать местом встреч и литературных дискуссий городской интеллигенции. Подобная идея не нова: несколько лет назад в стенах Дома искусств «Серпас» ее пыталась претворить в жизнь покойная журналистка Татьяна Зубарева. И вот через несколько лет традиция начала возрождаться в среде ученых.
Нынешнее заседание – «Поговорим о духовном…» – второе в этом году. Как уже видно из названия, темой для дискуссии явилось отношение человека к вере, сосуществование в республике православия и иных религиозных конфессий…
Помимо В. Муравьева, в дискуссии приняли участие епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, рассказавший о своем пути в Православную Церковь. Юрий Екишев, председатель приходского совета с. Вотча, в своем выступлении обратился к религиозной поэзии А.С. Пушкина.
Дискуссия продлилась до позднего вечера и дала достаточно поводов для размышлений.
А на поставленный вопрос г-н Муравьев ответил предельно ясно: «Конечно же, нет», – и посетовал, что, мол, ругают нас православные, хотя мы всех любим и никому путь к Богу не закрываем: будь ты баптистом, адвентистом, мусульманином или пятидесятником, или иеговистом… И призвал всех посещать Библейскую школу, директором которой он является и которая, оказывается, имеет лицензию Министерства образования. Стыдно за наших деятелей образования, не понимающих, что за красивым словесным фасадом изучения Библии «как явления культуры» происходит нивелирование личности молодежи, приведение религии к «тусовке», где в совместном экстазе можно познать и Бога, и нечто иное…
Кстати, православных, как он признал сам, в этой школе нет. Видимо, не понимают «нелюбвеобильные» православные такого пути к Богу, предполагая, что он более сложен, нежели прогулка на дискотеку.
Что обидно, не очень пекутся отцы Церкви, в отличие от их предприимчивых оппонентов, об организации в республике школ для православных прихожан. Поэтому повод для размышлений есть и в этом отношении. А не только в том, был ли Христос патриотом.
В. ГЕЦЕН
ОТ РЕДАКЦИИ
Эту заметку принесла нам наша коллега из сыктывкарской газеты. Краткую информацию о дискуссионном клубе и провокационном выступлении В. Муравьева, бывшего доцента кафедры атеизма СГУ, а ныне активного члена американской секты «Церковь Христа» и доцента кафедры культурологии, она дала в своем издании «7 дней – экспресс».
Примечательно здесь то, что богословские вопросы начали «вылезать» на страницы вполне светской республиканской прессы, и эта публикация – не единственная.
К примеру, в самый канун православного Рождества в «Молодежи Севера» вышла полосная статья того же доцента Муравьева об идейном содержании… протестантизма. Незадолго до этого в «Рабочей трибуне» состоялся «заочный диалог» сектанта с православным, в котором принял участие тот же В. Муравьев, причем с еще более резкими провокационными выпадами. Создается впечатление, что названный доцент пытается вызвать негодование православных, чтобы втянуть в полемику. Так о великом церковном Таинстве, пресуществлении Святых Даров, он пишет, что они «превращаются под колокольный звон». О вероисповеданиях рассуждает: желающие душевного сочувствия могут идти к евангелистам-баптистам, желающие острых религиозных переживаний – к пятидесятникам, кому нравится красивый обряд – к православным. И так далее. Все это скреплено ученой степенью, приложенной к фамилии автора.
Сектанты любят втягивать собеседников в спор. И поддаваться этому нельзя хотя бы по двум причинам. Во-первых, секта (отпавшая ветвь Церкви) тем самым как бы ставится наравне с Церковью. Во-вторых, в споре зачастую побеждает не тот, кто апеллирует к истине, а тот, кто говорит полуправду, опираясь на ограниченный человеческий рассудок слушателей. Тот же, кто говорит об Откровении, о духовной жизни, трудновыразимой словами, чаще бывает не понят. В «Рабочей трибуне», кстати, православный участник дискуссии выглядел агрессивнее В. Муравьева и «проигрывал» ему. Но это не означает, что надо уходить от разговора. Не спорить – но свидетельствовать.
О том, что Таинство потому и называется «таинством», что оно скрыто от людей нецерковных, какие бы научные степени они ни имели; что принять Таинство можно лишь придя в Церковь. О том, что православный обряд потому и называется «обрядом, одеждой», что за ним кроется содержание, в том числе и «душевное сочувствие», и «религиозные переживания», и многое другое, о чем сектанты даже не ведают. И святые наши – живое свидетельство этого. Вне единой церковной жизни, без «обряда» сочувствие превращается в бездуховную сентиментальность, религиозные переживания – в кликушество.
Да, свидетельствовать. Но не о том, «был ли Христос патриотом», а о любви к своей Родине, своим родным, соотечественникам. О той пронзительной жертвенной любви-сострадании к нашей России, любви истинно христианской. Только любящий так может вместить слова: «нет различия между иудеем и эллином» (Рим. 10, 12). Разве не был послан Христос ко всем народам – но в лице одного единственного, еврейского народа? Разве отверг Он народные обычаи, освятив свадьбу присутствием Своим и совершив там первое Свое чудо? Разве не Он сказал, что нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя? Где любовь – там и Христос. Так можно ли упрекать в любви, хотя бы и к своей Родине, к Божьему промышлению о своем роде, к прекрасному мирозданию Божьему – березкам, полям, рекам, к воспоминаниям своего детства, чистого и открытого Богу? Разве может человек любить, не научившись прежде любить мать, отца, родную свою сторонушку? Только слепой не может видеть в любви к Родине чаяния Царства Небесного и любви к своему Творцу.
Провокационные выпады апологета американской секты В. Муравьева – лишь один из первых «звонков». Интеллигенция Сыктывкара давно уже расколота на сектантов и православных. Скоро закончится строительство в Сыктывкаре Академии христиан-евангелистов (баптистов), еще более «американизируется» СГУ, начнутся «органные вечера» в баптистском «Храме Христа Спасителя» – и тогда начнется, так сказать, «дискуссионный клуб». Но уже не такой, что в КНЦ или на страницах «Рабочей трибуны». И совершенно права наша коллега Вера Гецен. Сектанты пока предприимчивей…
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий