Христианское воспитание детей

Рубрика •Православная педагогика

Художник Уильям-Адольф Бугро. Благодарственная жертва. 1867

Молитва родителей о детях – залог успеха воспитания

«Просите, и дано будет вам» (Лк. 11,9).

Глубокий знаток духовной жизни св. Исаак Сириянин основным условием для успеха всякого дела человека считал следующее: «Всякую вещь, малую или великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего».

Итак, первым условием успеха воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если мы почувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению святых отцов, качество нашей молитвы мы должны, как говорилось выше, восполнять количеством ее. Так советовал преп. Серафим. Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но, подражая инокам, вставать на молитву и в полуночный час. Примеры усиленной молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета.

Так Иов, «вставая рано утром, возносил всесожжения» по числу всех детей своих, говоря: «Может быть, сыновья мои согрешили…», – и так делал Иов во все дни (Иов 1, 5). В своих молитвах за детей Иов был близок духу Христову – духу Посредничества между Богом и людьми.

Как всякая молитва, молитва и родителей, и детей может быть разумной и неразумной. Апостол Иаков говорит: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4,3).

О чем же прежде всего должны молиться родители в отношении детей?

Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребенка – живого члена Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполняет в свое время. Но когда придет это время, не дано нам знать – бывали случаи, когда Господь вел юношей не прямым путем, но спасал их от гордости, допуская временные уклонения их от прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще прилежнее умоляют Всемогущего, «утомляют своей молитвой Неукротимого».
Надо помнить в таких случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына – блаженного Августина. Он в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев. Все, что могла, делала Моника для спасения сына. Она не только увещевала его, но одно время даже лишала его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала сына как мертвеца и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере. Обращение это случилось не скоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем обращении сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного епископа повлиять на сына. Епископ, однако, отказался от этого, считая, очевидно, безнадежными такие попытки при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он советовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: «Не может быть, чтоб погиб сын таких слез». Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды учителей Церкви. И вспоминая значение в его жизни молитвы матери, его часто называют «сыном слез».

Св. отцы говорят: «Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина». Это относится и к молитве родителей, и, в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этом случае смиренная покорность Всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящих, как бы горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

В таких случаях надо помнить, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее сыновей на земле. Она увидела их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножам и наносят друг другу смертельные раны.

Очевидно, не с этой матери надо брать пример родителям, а с матери Людовика Французского – католического святого, которая говорила ему: «Мне легче видеть тебя мертвым, чем совершающим смертный грех».

Поэтому нельзя предаваться отчаянию при смертельной болезни ребенка, но брать пример с царя Давида. При болезни сына неделю молился царь и ничего не ел, говоря: «Кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» Но когда дитя умерло, Давид успокоился и стал есть, так объясняя своё поведение окружающим: «А теперь оно умерло: зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12, 22-23).

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божьей дети умирают, несмотря на мольбы родителей, имеется еще больше случаев, когда усердная молитва родителей спасала смертельно заболевшее дитя. Надо помнить, что молитва родителей за детей движет и горячую молитву, а горячая молитва не остается неуслышанной Богом.

Я слышал рассказ из жизни наших детей. Родители отпускали от себя сына на три года в среду, полную опасностей для его тела и для его духа. «Сын наш, – сказал ему отец, – где бы ты ни был, в 12 часов ночи всегда вспоминай, что твои родители в это время молятся о тебе преп. Серафиму». И в полуночный час, когда все затихало, сын вспоминал своих родителей. Он знал, что родители исполняют свое обещание и в это время возносят свою ночную молитву о нем преподобному. Будучи во многих опасностях, он всегда чувствовал охранительную силу родительских молитв. А когда вернулся через три года разлуки, то первыми его словами отцу были: «Пап, преподобный Серафим спас меня вашими молитвами».

Сила родительской молитвы такова, что бывают случаи, когда Господь не отказывает родителям даже тогда, когда следовало б отказать.

Свидетельством этого может быть случай из рода московского купца Азурина. За страшный грех был наказан не только сам Азурин (за клятвопреступление), но и его потомство. Все мужское поколение Азуриных постигло или самоубийство или сумасшествие. На этом роду оправдались слова Св. Писания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Одна из Азуриных при смертельной болезни ребенка всю ночь с исступлением молилась и рыдала перед образом святого, особо почитаемого семьей, умоляя спасти сына. Под утро в полусне она видит, что святой вышел из иконы и сказал ей: «Неразумна твоя молитва, ты не знаешь, кем будет твой ребенок. Но если так просишь, то пусть будет по твоей просьбе». Сын выздоровел, вырос, и жизнь его стала проклятием для его матери.

Как к тяжелой, так и ко всякой болезни ребенка родители должны относиться спокойно. «Здоровье есть дар Божий», – говорил преп. Серафим, но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет одуматься, осознать свою немощь и вспомнить о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.

О болезнях последних так пишет в своем письме старец Амвросий Оптинский: «И малые дети получают душевное повреждение от того, что видят и того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает, очищение же душевное, по большей части, бывает через страдания телесные… Посмотрите, и самые грудные младенцы без болезней или без страданий переходят будущую жизнь?»

Тяжело видеть страдания детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. «Чужое брал?» – строго спросил старец. «Брал, грешил, батюшка», – отвечал крестьянин. «Вот тебе и наказание», – сказал старец и отошел от несчастного отца, оставив его без помощи в беде.

Точно так же в житии преп. Аммона (память 4 октября) рассказывается про отрока, укушенного бешеной собакой в наказание родителям за их грех – кражу вола.

Смерть сына царя Давида последовала также как наказание за вину отца (2 Цар. 12, 14).

Страдания невинных детей так объясняются св. Нифонтом, епископом Кипрским: «Многие, живущие в мире, в грехах не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к произнесению покаяния и тем оправдать их на Страшном Суде Своем… Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия, истинного покаяния».

Поэтому при страдании ребенка нам следует спрашивать свою совесть: «Не покарал ли Господь за мои грехи моего ребенка?» Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Здесь, как и ранее, мы находим тот основной вывод, который должен глубоко запасть в наше сердце, сердце родителей, – судьба, счастье, спасение наших детей зависят, прежде всего, от нас, от родителей. Поэтому с полным самоотвержением и любовью, трудясь «в поте лица» и идя «узким путем» и путем «безумной мудрости» (1 Кор. 3,18), постараемся спасти себя покаянием и стяжанием Духа Святого Божия, а через это спасем наших детей.

Прежде всего, на деле докажем нашу действительную деятельную любовь к ним и прибегнем к теплой, постоянной и усердной молитве Богу за наших детей и о даровании нам мудрости в важнейшем для нас деле – в деле их духовного воспитания. Ибо, по словам Псалмопевца, «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страх» (Пс. 126, 1).

Профессор Николай Пестов

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий