Линия раскола

Состоявшийся в киевском монастыре Феофания 27 мая то ли собор, то ли архиерейское совещание заявило о разрыве с Московской Патриархией. Примерно это и предполагал я, когда в предыдущем выпуске Хронографа упомянул о предстоящем событии. Тема неприятная, но обойти её невозможно.

Действительно ли после собора «единство сохраняется», как утверждает митрополит Иларион (Алфеев)? Послушаем, однако, того, кто непосредственно в мероприятии 27 мая участвовал. Это митрополит Львовский и Галицкий Филарет. Вот его заявления (из интервью):

«Теперь мы полностью за пределами РПЦ. Патриарх Кирилл больше не Предстоятель нашей Церкви ни в каком виде. Из Устава УПЦ был вычеркнут один из основных пунктов, где отмечалось, что УПЦ соединена с Поместными Православными Церквями через РПЦ… Постановления Поместных и Архиерейских соборов РПЦ для нас больше не имеют значения. Даже формальное благословение Московским Патриархом больше не нужно… Пункт о том, что Предстоятель УПЦ является постоянным членом Синода РПЦ вообще убирается из устава – Блаженнейший [Онуфрий] выходит из руководящего органа РПЦ так же, как епископы. Исходя из этих решений, можно сказать, что это реально две отдельные Поместные Церкви».

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Митрополит Иларион заявил: «Мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает УПЦ». Так ведь и отпадение 1596 года Киева в унию тоже можно оправдать давлением поляков. Но вот что сказал Святейший Патриарх 5 мая в Белоруссии: разделение, разрушающее «единство со Христом и с Его Церковью, совершённое ради любых политических, социальных или иных человеческих целей, есть раскол и не может быть оправдано».

С духовной точки зрения на это давление взглянул митр. Запорожский и Мелитопольский Лука: «Главное ведь не в том, в каком каноническом статусе будет существовать наша Церковь в дальнейшем. На Церковь давит, прежде всего, общество. Общество светское, враждебно настроенное к самой Церкви, не имеющее никакого отношения к ней и в вопросах её внутренней жизни не разбирающееся. Нас сегодня притесняют, гонят и терроризируют, так как не могут простить инаковости, того, что Церковь невозможно встроить в политический контекст, заключить в рамки идеологии, поставить на службу государству или обществу. “Ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас” (Ин. 8, 37)».

Но всё же статус тоже важен. Ведь это огромное искушение для православных. Конечно, нельзя не учитывать, что архиереи собирались под бдительным оком нацистской власти, когда словами о борьбе за мир не отделаешься. Нельзя недооценивать и давление накрученных враждебностью к России масс на Украине. И всё же грех раскола лежит на архиереях. А ведь «развода» можно было избежать, сославшись хотя бы на отсутствие единомыслия. Восточные епархии отказались поддержать решения 27 мая. И теперь Крымская епархия УПЦ заявила о своём желании остаться под омофором главы РПЦ. Ровеньковская епархия – тоже, притом приостановила поминовение за богослужением митр. Онуфрия. Донецк вытребовал себе право не подчиняться временно решениям «воровского собора», но, думается, процесс пойдёт дальше: епархии, расположенные на подконтрольных России территориях, будут уходить в «юрисдикцию» РПЦ. Верных нашей Церкви определит теперь линия фронта.

Русское государство всегда было гарантом свободного существования Церкви, причём не только Русской, а и православных в Сербии, Болгарии, Греции, Палестине… Вот и глава МИДа Лавров на днях подтвердил, что государство будет защищать православных. «Россия всегда будет отстаивать интересы Православных Церквей, – ещё раньше говорил он, – всегда будет выступать против попыток государственного вмешательства в их внутренние дела, будет действовать рука об руку с иерархами Православных Церквей». Осталось уточнить, с какими именно архиереями. С теми ли, которые самочинно решили варить миро в Киеве? А может, лучше поддерживать верных Церкви иереев и монахов, которые на самом деле и несут свет Христов мирянам?

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий