Вера в исцеление

Рубрика • Вонмем •

Архимандрит ИОАНН (Крестъянкин)

 

Гебхард Фугель. Христос и прокаженные, 1920 год

 

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 85-е зачало, 17, 12-19

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 

и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Положено к чтению в храмах в неделю 27-ю по Пятидесятнице (евангельское чтение Недели 29-й), день воскресный, 17 декабря.

 

Отец Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Встань, иди, вера твоя спасла тебя», – слышим мы с вами, дорогие мои, други наши, в сегодняшнем евангельском чтении слова Спасителя.

Слова тем более удивительные, что они обращены к грешному человеку и что они еще при жизни его свидетельствуют человеку о его спасении. Спасение человека уже совершилось. И одно только слово открывает нам причину совершившегося.

 Вера!

«Вера твоя спасла тебя!»

Но какой смысл сокрыт в этом слове – «вера»? Какая вера? Какая жизнь? Ведь и мы тоже веруем, но так ли, чтобы и нам услышать решительное слово: «Иди, ты спасен!»

Краткое евангельское слово обращено к нам – прииди и виждь, научись спасению – верой.

Враг рода человеческого исказил душу человека грехом. Он, как ловец, преследует душу без устали, он сделал ее согбенной аж до земли. И человек перестал видеть небо. Лишь собственное чрево да прах, попираемый своими же ногами, предстают его взору, его помыслам. И болезни тела неотступно следуют за болезнью души. Так десять прокаженных, десять страдальцев, чьи распадающиеся, гниющие тела несли на себе страшные язвы греховной жизни, предстали Господу Спасителю. Они стояли вдали от Него, колеблемые слабой верой и неверием одновременно.

Но слух о Христе как о великом целителе уже дошел и до них и родил в их душах некоторую надежду. «Иисус Наставник! помилуй нас», – взывают прокаженные о помощи.

И вид их страданий, и вопль о помощи преклоняют Господа на милость. Он отсылает больных в церковь, требуя от них исполнения закона: «Пойдите, покажитесь священникам». Своей же целительной силой Христос снимает проказу болезни, хотя они находятся еще только на пути к исполнению закона, на пути в церковь. Вознаграждена и сама готовность грешников исполнить закон. И десять человек вошли в церковь прощенными и, как следствие прощения, получили исцеление от неисцельной болезни своей!

Но что происходит дальше? Их было десять, несчастных грешников, изувеченных общей болезнью, но только один, как слышим мы в Евангелии, получил дар вечной жизни – спасение. Только один из десяти прокаженных, пораженный чудом, совершившимся над ним, видя себя исцеленным, очищенным, вновь ищет Христа, чтобы припасть к Нему с чувством благодарности и изумления, ибо он познал в целителе Живого Бога. И он возвращается ко Христу, чтобы уже никогда не отойти от Него ни словом, ни делом, ни помышлением.

И благодарность его стала свидетельством живой веры. А вера стала его жизнью, стала силой души. Чувство Живого Бога, потребность идти к Богу, хваля и прославляя Его, даруют человеку спасение.

А девять, получив желаемое, получив милость прощения и очищения, возвратились в свою прежнюю жизнь – жизнь греха и порока. Они ушли, забыв о чуде, забыв о Том, Кто даровал им милость Свою. И вера их сразу угасла, ее задул вихрь жизни, ее похитил диавол.

И снова нет любви к Богу благодетелю, целителю, источнику жизни. И опять Бог забыт до какой-нибудь очередной беды, болезни, скорби, которые опять вскормит их же греховная жизнь.

Но это можно сказать и о нас.

Человек без конца подбегает к Богу и требует, требует благ: счастья, довольства, здоровья.

Он подбегает к Богу со своей нуждой, но не живет Им и всякий раз, получив просимое, возвращается к привычной прежней, греховной, жизни. И эта бесплодная толчея человека возле Бога все чаще и чаще вызывает в прокаженных душах ропот на своего Творца, ропот на все и вся. Тогда Бог становится виновным во всем. Это Он не отвечает на просьбы-требования, это Он не дает человеку всю полноту жизненного счастья.

В нынешнем Евангелии мы опять ясно зрим борьбу двух начал – света с тьмою, добра со злом, жизни со смертью, Бога с диаволом…

В каждую эпоху истории Церкви враг изобретал свои особые приемы борьбы с ней, и каждый раз он то ополчался на Святую Церковь извне – гонениями от предержащих властей, то ввергался в лоно Церкви расколами, то роем ересей, заблуждений и неправд извращал истину, расторгая единство и ниспровергая веру.

Самый же страшный способ богоборчества и уничтожения Православной Церкви в настоящее время – это извращение истинного христианства и подмена его ложным. Евангелие, которое ныне известно всем, становится объектом личного переосмысления, перетолковывания всяких измышлений на основе слова Божия.

Враг же рода человеческого – деятельный помощник и вдохновитель этих несчастных – предпочитает оставаться в тени. Изобретенным под его диктовку самостоятельным верам уже и теперь нет числа, а будет их еще больше: что ни царство, то свое исповедание, потом, что ни область, далее, что ни город, а наступит и такое страшное время, что ни человек, что ни голова – то своя вера.

Дух Божий еще в первые века христианства остерегал всех живущих, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».
Ныне отступление от Бога и веры распространяется по земле. Человек, отвергая добро и избирая зло, становится соучастником темной силы в борьбе против дела Божия – созидания жизни на земле.

Мы видим это совершающимся.

Вот какая страшная опасность грозит миру! Как же жить нам на этой обезумевшей от зла земле?

Слушайте внимательно.

Святой святитель Божий Игнатий отвечает нам: «Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями».

Дорогие мои, это чрезвычайно важное указание нам!

Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу.
Ныне время, когда иссякли благодатные руководители подлинно духовной жизни. Теперь безопаснее руководствоваться Святым Писанием, писаниями подвижников благочестия. Господь и здесь пришел на помощь «малому стаду», ищущему Его. Книги истинных духоносных отцов вновь увидели свет, снова пришли к верующим.

Читайте святого святителя Феофана Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам.

А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные времена: «Отступление попущено Богом; не покусись остановить его немощною рукою твоею… Устранись, охранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния».

Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного!

И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы протянемся к сладчайшему источнику жизни – к Богу – и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: «Встань… встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя…».

И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.

Притча о десяти прокаженных.

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

Добавить комментарий