Увидеть творца в каждом ребёнке
Экспериментальная студия эстетического воспитания детей в Сыктывкарской художественной школе работает четвертый год. А необычна она тем, что дети в студию набираются с четырехлетнего возраста и занятия в ней проводятся по детской Библии.
Галина Валерьевна Пунегова – преподаватель библейского курса – очередное занятие начала с вопроса:
– Дети, на каком мы с вами языке разговариваем?
– На русском, – последовал дружный ответ.
– Правильно. А какие языки вы еще знаете?
– Коми, английский, немецкий, американский, австралийский, японский, – посыпались ответы.
– Вот видите, сколько много разных языков на земле. А представьте себе, если бы мы все с вами заговорили сейчас на разных языках. Мы бы друг друга перестали понимать. Вот если бы я говорила сейчас вам по-японски, вы бы меня поняли?
– Нет, я по-японски не знаю, – ответила шустрая пятилетняя Оксана и тут же добавила: – Я знаю только русский, английский и еще украинский.
Остальные дети знали только русский.
– А раньше, – продолжала учительница, – еще во времена Ноя, все люди разговаривали на одном языке. Помните, мы проходили «Всемирный потоп» и «Ноев Ковчег»?..
И дальше Галина Валерьевна рассказала детям о том, как люди позабыли о Боге, возгордились и начали строить на высокой горе сами себе памятник – огромную высокую башню до самых облаков. Они так хотели прославиться, что работали день и ночь, и башня быстро росла вверх. Но Бог, увидев, что люди его забыли, возгордились своей силой и строят башню, чтобы прославить себя, не благословил строительство, а нагнал на людей страшную бурю. Сильный ветер перепутал все слова у людей так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга. Не понимая друг друга, они не могли дальше работать. Недостроенная башня вскоре совсем разрушилась. А люди разбрелись по всей земле и образовали отдельные народы. Город, где строили башню, назвали Вавилоном, что значит смешение, а башня стала называться Вавилонской.
Вот такая история. Каждый ребенок историю Вавилонской башни увидел по-своему. Полностью погрузившись в свое воображение, дети самозабвенно размешивали краски и упоительно рисовали только им одним понятные линии и штрихи, из которых потом неожиданно возникала целая картина. Дима почему-то начал рисовать корову, лужок, а вверху – солнце. Потом неожиданно за коровой вдали он нарисовал пирамиду, похожую на пирамиду Хеопса. У Павлика на листе целое «Вавилонское столпотворение». Башня рассыпается по частям, и камни от нее разлетаются в разные стороны. У Иры башня поднялась выше облаков, до самого солнца. Все-таки дети очень любят рисовать солнце. И даже в такой, казалось бы, безрадостной теме, солнце присутствует почти на всех детских рисунках. Артур большие размеры башни показал тем, что нарисовал ее без начала и конца. Она у него не поместилась даже на ватмане. А Валентин высоко на облаках красной краской нарисовал Бога, который гневается на людей. Галина Валерьевна не мешала творческой фантазии детей. Лишь помогала воплотить ребенку задуманное. После того как дети закончили свои работы, они пригласили своих мам и бабушек и тут же пересказали им только что услышанную историю.
После занятий в двух группах – у мальчиков и у девочек – я расспросил Галину Валерьевну о работе студии.
– Идея заниматься с детьми живописью с самого раннего детства возникла у директора школы Ольги Викторовны Тестовой совместно с преподавателем школы Нелли Томасовной Гайнерт. Обычно в художественную школу детей набирают с 10-12-летнего возраста. В это время ребенок приходит уже закрепощенным, закрытым от духовного мира, с навязанными им взрослыми стереотипами. А в 4-5 лет ребенок еще открыт духовному миру, находится близко к Богу. Он свободен от нашего воспитания, свободно воображает, фантазирует, творит. Он верит в свои силы. Этот благодатный возраст важно не упустить, развить в детях их творческое начало. Я до художественной школы работала в Республиканском художественном музее искусствоведом и уже преподавала там христианское воспитание детям на примере церковного искусства. В основном мы занимались по иконописи. Как-то мы с Нелли Томасовной и Ольгой Викторовной собрались втроем (мы дружим еще с училища искусств, которое оканчивали вместе), наши устремления в необходимости развития духовного видения человека с раннего детства совпали. А развитие духовности – это прежде всего развитие православной культуры, поскольку православие – та база, на которой создается все. Так появилась наша студия.
– Занятия с детьми как-нибудь на вас повлияли?
– Когда я начинала заниматься с детьми, у меня был чисто светский подход к религиозным вопросам. То есть я понимала, что православная культура – это то сокровище, которое необходимо знать всем, но в Бога до конца не верила. Поэтому и рассказывала о Боге абстрактно. Но дети воспринимали Бога как реальность, как существующего живого человека. В 4 года их духовное зрение еще не совсем закрыто, и они на занятиях рассказывают о том, как видят ангелов, как видят невидимый для взрослых небесный мир. Ребенок обманывать не может. С их помощью и я быстрее приняла Бога в себя, окончательно поверила.
– У вас занятия с девочками и мальчиками проводятся раздельно. Почему?
– Девочки и мальчики изначально созданы Богом непохожими друг на друга. Их различие не только в физическом строении тела. У них разная психика, разное восприятие, и по жизни они предназначены выполнять разные функции. Если из мальчика должен вырасти защитник, глава семейства, то из девочки должна вырасти будущая мать, которая должна быть помощником мужчине. Поэтому и развивать у мальчиков нужно качества, присущие мужчине: стойкость, мужество, а у девочек – женственность, смирение. Многие сегодняшние социальные проблемы общества коренятся в семье в неправильном подходе к воспитанию детей. Мы не новички. Подобные школы есть и в других городах. А в Сыктывкаре я занимаюсь с детьми по церковному искусству еще в детской библиотеке, в Школе православной культуры в скаутском центре и продолжаю вести занятия в Музее изобразительных искусств. У детей есть не только уроки живописи по Библии, но они еще занимаются лепкой из пластилина и глины. Им очень важно почувствовать форму, почувствовать себя творцом. Кроме того, мы ездим в церкви, показываем детям иконы, крестим их, говорим с ними о молитве. У каждого ребенка есть свой образок. Дети быстро все запоминают, они начинают различать святых на иконах, учатся, как вести себя в церкви.
– Я спрашивал у детей и у взрослых перед занятиями, нравится ли им заниматься в школе. Все дети ответили, что им очень нравится, а взрослые сказали, что детям занятия помогают не только в умении обращаться с кистью и пластилином, но они лучше ведут себя и дома. А вы видите плоды своего труда?
– Да, я чувствую, что занятия детям помогают. Они духовно растут прямо на глазах. Самое интересное, что они потом оказывают влияние и на родителей. Был такой случай, когда папа выругался при ребенке, а его дочь сказала ему, что это грех, так делать нельзя, а то Бог накажет. В следующий раз папа, думаю, воздержится от такого выражения эмоций.
– Все дети рождаются талантливыми, – закончила наш разговор Галина Валерьевна. – Только не все имеют возможность проявить свой талант. Мы пытаемся помочь им в этом.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий