Христианское воспитание детей
Рубрика • Православная педагогика•
Профессор Николай Пестов
Образование и трудовые навыки
«А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12, 13).
В условиях современной жизни у родителей, как правило, остается мало возможностей влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа образования стандартна и дается государством.
Было бы полезным обсудить, что из этой программы является действительно необходимым и что ненужным баловством. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как это делали христиане первых веков – веков господства язычников.
Вопрос для родителей в этом отношении состоит только в том, нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование сверх духовного воспитания. Этот вопрос следует решать строго индивидуально – в зависимости от склонностей ребенка. В общем случае это делать не надо, а всё свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение светского обучения духовным: изучением Св. Писания, истории Церкви и т.д. – путем соответствующего чтения и бесед с детьми.
Нужно помнить, что всякое светское дополнение школьного образования будет отнимать время и силы и может отразиться ослаблением духовного развития. Важно, чтобы подобные дополнительные к школьным занятия не стали теми «заботами житейскими», которыми не следует отягчать свои сердца по заповеди Самого Господа (Лук. 21, 34).
Вспомнить нужно также слова премудрого Соломона, который говорит, что «много читать – утомительно для тела». Из этих слов видно мнение Соломона, что приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг.
О том же пишет и епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным – изучение веры, пусть лучше время назначается для дела благочестия, и в случае столкновения преимуществует последнее над ученостью».
Но некоторые дети могут иметь исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства появляется определенная способность, например к музыке, живописи, поэзии, к изучению природы и т.д. В этом случае родители, конечно же, должны способствовать развитию в ребенке соответствующих данных ему от Бога талантов и искать соответствующих учителей. Занятия с ними подготовят ребенка к дальнейшей специализации.
Совсем по-другому обстоит дело с развитием у ребенка специальных трудовых навыков – этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно почему-то пренебрегают.
Уже говорилось о необходимости с самого раннего возраста приучать детей к труду, приучать самого себя обслуживать. Воспитывая детей, родители могут развивать у них специальные трудовые навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни и будут облегчать жизнь, сделают их более полезными членами общества, а может быть, и будут давать кусок хлеба в трудные минуты жизни или тяжкие годины.
Как правило, каждая мать должна научить своих детей шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна вместе с тем быть обучена умению готовить пищу и разбираться в качестве продуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладеть навыками ремесла столяра, плотника, электромонтера, переплетчика и т.п. При наличии склонностей девочек можно обучить и художественному шитью, и вышиванию.
И мальчикам, и девочкам полезно приобрести начатки знаний и навыков в области медицины, как то умение перевязывать раны, оказывать первую помощь при несчастных случаях и т.п.
Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать и к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже удается дать знания детям по каким-либо из перечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальнейшую участь их детей и в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
ДОМ И ШКОЛА
ИЗ КНИГИ СЕСТРЫ МАГДАЛИНЫ «МЫСЛИ О ДЕТЯХ»
Дети столь большую часть своего детства проводят в школе, что родителям, конечно, следует знать, что там делается. Например, стоит познакомиться с учителями, ходить на родительские собрания и посетить школьные мероприятия. Это тоже один из способов наладить мост между домашней и школьной жизнью – постараться преодолеть ту двойную жизнь, которую ведут столь многие православные дети. Родители должны быть осведомлены, чему учат их детей и каков потенциальный вред некоторых общих ложных установок (преподносимых нередко в виде «общепризнанных законов») в области религиозного образования, биологии, истории и т.д.
Вряд ли можно пожелать своим детям спорить с преподавателями или бояться услышать новые идеи – но наше дело помочь им быть начеку. «Единым на потребу» здесь оказывается наша молитва за своих детей, пока они в школе, о том, чтобы Бог оградил их от всякого зла и даровал им «преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
Дети имеют разные способности к усвоению новой информации и навыков. Иногда тот, кто получал плохие оценки в школе, вырастает интеллектуально более развитым и способным, чем те, кто хорошо усваивали предметы на уровне, требуемом школьной программой.
Одна из проблем современной системы образования состоит в том, что детей учат соревноваться друг с другом в успеваемости. Результаты экзаменов определяются не столько действительным уровнем знания, сколько позицией в классе, и это культивирует гордость. Взрослым следует показать удовлетворение и похвалить ребенка, когда тот старался сделать, что мог, а не когда ему удалось превзойти остальных. Тот, кто старался изо всех сил и все же оказался не на высоте, не должен чувствовать себя неполноценным. В конце концов, умственные способности только один из многих естественных даров, которые человек получает от Бога. Вообще современное общество поощряет людей умственно одаренных гордиться и превозноситься над прочими.
Родителям, у которых есть выбор, следует постараться найти своим детям такую школу, в которой наряду и с лучшими общеобразовательными стандартами, нравственная атмосфера чище, даже если это будет стоить некоторых финансовых трудностей и транспортных неудобств.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий