Соловецкое небо

Рубрика • Паломничество•

 

В этом месяце ребята из Стефановского скаутского центра совершили паломничество в Соловецкий монастырь. Публикуем выдержки из дневника паломничества, который вела Алла Таскаева.

8 ноября

Сформировалась группа из 18 человек: это учащиеся лицея и студенты, потрудившиеся на восстановлении Ульяновского монастыря, педагоги из Школы православной культуры, ребята из п. Койдина и п. Кебанъель (это недалеко от Ульяновского монастыря), фотограф, видеооператор. Хочется все увиденное сохранить не только в своих сердцах, но и рассказать, показать всем ребятам, оставшимся в Сыктывкаре, т.е. все отснять и на фотопленку, и на видео.

В 7.00 объявлен сбор в аэропорту г. Сыктывкара. Не успели оглянуться – уже Архангельск. Отправляемся в аэропорт местных авиалиний «Васьково». Вместе с нами – трое из братии Ульяновского монастыря: отцы Ефрем, Макарий и Савватий. Это тем более радостно, что многие скауты были крещены о. Ефремом во время пребывания в Ульяновском монастыре, некоторые ходили к нему на свою первую исповедь.

Не покривлю душой, если скажу, что многие наши ребята и педагоги посильную помощь Ульяновскому Троице-Стефановскому монастырю считают делом своей жизни. Часто разговаривая по душам, мы снова и снова благодарим Господа нашего, что привел нас к монастырю, что мы стали причастны к этому великому делу! Страшно подумать, что все это прошло бы мимо… И наше желание посетить Соловки естественно, ведь именно соловецкие монахи в 1866 году прибыли в далекий зырянский край на «возобновление святой обители», на «помощь духовную младшей братии».

…Около 12 часов дня садимся в маленький самолет. Под крылом самолета мир двухцветный, черно-белый, и от этого особо торжественный. Бескрайние холодные серые воды Белого моря, волны, еле движимые ветром…

И вот – всеобщее оживление! Взорам нашим предстает Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь с высоты птичьего полета! Очень большая скорость самолета – и образ увиденного мелькает быстрыми кадрами: могущественные башни, валуны, шатровые крыши, купола собора, монастырская стена…

Размещаемся в гостинице «Сола». В 16.00 обедаем. Устанавливаем себе правило, чтобы во время трапезы кто-нибудь читал вслух «Соловецкий патерик».

С 17.00 – все идут на службу в Благовещенскую надвратную церковь. Я и Екатерина Валерьевна дежурим, поэтому на службу мы смогли пойти только к 18.00, и первое знакомство с монастырем прошло для нас в сумерках. Как он строг и величественен!

В окнах – темно, лишь в алтаре Благовещенского храма теплится свет, там творится молитва, там братия, там паломники, туда спешим и мы, от ветра, от снега, прикоснутся ко святым мощам преподобных отцов соловецких Зосимы, Савватия и Германа.

Вечером погас свет. Женя затопил печь, зажгли свечи, ветер за окном завывает. Без электричества нет воды, но мы успели набрать 2 кастрюли, на ужин хватит.

9 ноября

6.00. Идем в Благовещенскую церковь. Еще темно, поселок, окружающий монастырь, спит, а в храме уже братский молебен. После молебна – утреня, отец Ефрем сослужил соловецким батюшкам. Как красиво поют монахи, их многоголосый хор величием звучания заполняет все пространство…

Ноябрьское утро. Все-таки в эту пору монастырь угрюм. Земля уже прочно укрыта снегом. Конечно, летом монастырь более привлекателен, но сейчас мы на себе, хоть отчасти, можем ощутить, как жили на острове монахи долгими зимними месяцами, отрезанные от Большой земли до новой навигации, а это 8 месяцев.

В 10 часов утра отправились на экскурсию. Посетили выставку, совместно созданную монастырем и музеем: в фотографиях оживает совсем недавняя история. Монастырь потихоньку восстанавливается, полностью обустроен главный Преображенский собор, начаты работы на Анзерском острове в Голгофо-Распятском ските… Как огромен монастырь! Посетили Трапезную палату с церковью Успения, келарской и колокольней. 500 квадратных метров. По грандиозности эта палата сравнима с Грановитой палатой Московского Кремля. «А трапезная каменная об одном столпе, чудна, светла и превелика». Только 10 человек смогли обнять вместе столб – основание, на котором держатся своды. Даже о. Ефрем встал с нами в цепочку, чтобы обхватить столп.

Потом мы отправились на встречу с о. Германом, он был первым монахом возрожденной соловецкой обители. Мягкостью голоса, добротой взгляда он сразу расположил нас к себе. Отец Герман рассказал нам о чудесных историях, случающихся в монастыре. В одной из групп туристов, посещавших Соловки, была женщина, отец которой, Косьма, сидел в Соловецком лагере особого назначения и попал на Секирку в штрафной изолятор, а оттуда сгинул бесследно. И вот она приехала сюда, на Соловки, чтобы хоть приблизительно узнать место смерти отца. Возвращаясь с Секирной горы, мысленно обращалась к Богу указать место захоронения отца – и услышала мужской хор, поющий «Святый Боже». Пение сначала было рядом с ней, потом уходило в сторону леса и далее стелилось над морем, где и пропадало. Придя в монастырь и поговорив с музейщиками, она выяснила, что партия заключенных, в которой, видимо, был ее отец, была отправлена на материк на барже, которая затонула в море. Вот почему голоса затихали над морем.

И еще одно чудо – обретение братией иконы преподобных соловецких отцов Савватия и Германа. А случилось это так. Когда братия поднималась в Благовещенскую церковь, все обратили внимание на дверь в коридоре – очень она была толстая. «Вот бы на этой двери икону написать!» – решили монахи. Когда реставраторы занялись этой дверью, оказалось, что это и есть икона. Очистив поверхность «двери», все увидели образ преподобных Германа и Савватия с изображением строительства на том месте, где теперь стоит Савватьевский скит – место первого монашеского служения на Соловецких островах.

10 ноября

Подъем в 6.00. Все отправляемся в церковь. Я шла одна: небо еще темное, тусклый круг луны, силуэт монастырских стен – и снег, снег, снег, убеливший все вокруг. Ощущение затерянности, оторванности от мира захватывает меня, я представляю монастырь маленькой точкой на карте, а вокруг – море, земли, страны, люди – но все очень далеко и как-то нереально, в другом измерении.

Служба закончилась к 10 часам утра.

Главное событие сегодняшнего дня – посещение Вознесенского скита на Секирной горе, а также Исаакиевского и Савватиевского скитов. Скитов на территории монастыря было много. Строились они для монахов, желающих уединится от суетной и шумной, на их взгляд, жизни в самом монастыре. Секирную гору венчает Вознесенский храм, на куполе его еще монахами был установлен маяк. В хорошую погоду его свет виден на Карельском побережье, в г. Кеми, за 60 км отсюда.

В годы репрессий палачи устроили здесь лагерный ШИЗО. Одной из самых изощренных пыток, применяемых на Секирке, были «жердочки». Своды храма поддерживаются двумя столпами, между ними на огромной высоте палачи установили металлические стяжки. Вот на них-то и клали жердочки и сажали туда заключенных на 24 или 48 часов, а лестницу убирали. Упадешь – покалечишься, вот и сиди – не шелохнись, тело все затекало.

Господи! Чего только не видела эта земля. Все силы тьмы устремились сюда – в эту крепость святости, когда врата вдруг открылись. Вот уж они радовались. Но недолго зло победу праздновало…

11 ноября

С восьми утра все мы были на литургии. Потом были в гостях у Кожухаря – удивительного человека, трудящегося в монастыре: его руками сделаны Поклонный крест у Секирной горы, иконостасы в возрожденных храмах. Сейчас в его мастерской – огромный разборный крест. Он будет установлен в воде – между берегом и мысом, напротив Святых ворот, запирающих бухту. Такой «плавающий» крест издавна встречал корабли с паломниками.

В 16.00 в Благовещенской церкви о. Ефремом отслужена панихида по соловецким монахам, возродившим Ульяновский монастырь. С 17.00 – вечерняя служба.

13 ноября

Сегодня в 9.30 мы покинем Соловецкие острова. Что же произошло с нами? Чем стали эти 5 дней для каждого из нас? Монастырь этот – Спасо-Преображенский, и в этом глубокий для нас смысл. Христос молился на горе, а апостолы Петр, Иоанн и Иаков созерцали Его преображенным: лик Его после молитвы излучал сияние, одежда была пронизана светом… Нам можно остаться твердым, только храня в себе этот преображенный свет, этот блеснувший маяк в бурном и грозном житейском море.

Света Можегова (учащаяся сыктывкарского лицея, 11 класс):

«…Поражает здесь чувство старика, как время идет вразрез с историей, та мощь монастыря, но мощь не тяжелая, а светлая, легкая. Я точно могу сказать, что здесь я поняла для своего духовного внутреннего мира нечто важное, о чем раньше даже не задумывалась.

Удивителен обычай монастыря «прощаться» после службы (вечерней). Очень было интересно узнать о преподобных отцах Зосиме, Савватии и Германе, как много сделали они не только для монастыря, но и для многих людей. Все здесь дышит каким-то благоговением, чистотою, истинною верою. Я никогда не забуду эту поездку».

Максим Воробьев (Усть-Куломский район, п. Кебаньель):

«…История основания, история жизни – вот что произвело на меня очень сильное впечатление. Очень понравился валунный принцип строительства».

Катя Онучина (студентка СГУ, 4 курс):

«Соловецкое небо… Соловецкое солнце… Соловецкая природа… Во всем простота, мудрость и величие. Хочется в смирении склонить голову и, встав на колени, внимать сердцем колокольному звону.

Святая земля! Пять дней Соловецких… Пять дней напряженного переосмысливания всего. Пять дней разговора со своей совестью, душой и Богом».

Саша Александров (учащийся сыктывкарского лицея, 11 класс):

«Понравилось в церкви. Стоялось как-то особенно легко, несмотря на продолжительность (примерно 3,5 часа). Я исповедался и причащался».

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий