Создана епархия

Рубрика • Событие •

В предыдущем выпуске газеты мы уже сообщали о важном событии в жизни христиан Республики Коми: здесь решением Собора создана самостоятельная епархия Русской Православной Церкви. Надеемся, в ближайшее время состоится хиротония (рукоположение) нового епископа – Сыктывкарского и Воркутинского, и мы сможем представить читателям беседу с ним. А пока о том, что значит создание епархии для православной жизни огромного региона, чего в связи с этим ждут люди, – обо всем этом мы попросили высказаться на страницах газеты наших читателей.

«Положение изменится к лучшему…»

Я считаю, что создание своей епархии продиктовано не только стремлением руководства республики заработать на этом политические дивиденды себе и упрочить положение республики, но и Божиим произволением. Я основываюсь соображениями здравого смысла. Ведь ясно же, что огромную территорию республики по причине большого удаления от других епархий, неразумно относить к Архангельску, Вологде или Перми, как это было раньше, а необходимо выделить в отдельную епархию, как это было при Стефане Пермском. Республика Коми способна играть свою роль в духовной жизни Европейского Севера, и я думаю, что эта роль может быть ведущей, во многом определяющей духовную жизнь не только Русского Севера, но и всей России.

Я считаю правильным наречение в епископы местного игумена Ульяновского монастыря о. Питирима. Свой батюшка лучше знает духовные запросы жителей, чем кто-либо, присланный из Москвы. Тем более что о. Питирим уже снискал любовь и уважение паствы в республике. В Ульяновский монастырь приезжают из Москвы, Минска, из Средней Азии и Дальнего Востока. И всем батюшка приходит на помощь, для всех находит нужные слова, утешает в скорбях и болезнях, врачует души. Уезжая из Ульяново, люди чувствуют духовное облегчение. Я знаю случаи исцелений от болезней после отчиток о. Питирима.

Во всех уголках республики, от Сыктывкара до Воркуты, о. Питирим оставил след своего миссионерского служения, активно проповедуя православие и крестя людей. При его непосредственном участии открыты три ныне действующих монастыря в республике. В обоих женских монастырях о. Питирим является духовником. Обе игуменьи – м. Мария-Магдалина и м. Стефанида – пострижены в монахини о. Питиримом.

С момента своего открытия Ульяновский монастырь стал духовным центром республики. Со всех ее уголков в него стекаются паломники. Особенно много верующих приезжает в христианские праздники. Ульяновский монастырь стал тем «институтом» подготовки священников, которых потом назначают на вновь образованные приходы. Среди его духовных «детей» – о. Максим, настоятель Свято-Успенского храма в г. Емве, и о. Владимир, интинский благочинный.

Другое дело, что республика, по-моему, еще не готова стать епископией. Пока не построено ни одного нового православного храма. Нет кафедрального собора, нет епархиальной резиденции, да и количество действующих храмов, восстанавливаемых из разорения, ничтожно мало. Если на всю столицу сейчас один небольшой действующий Свято-Вознесенский храм, который уже давно не справляется с окормлением всех верующих столицы, то в других городах – Воркуте, Ухте, Сосногорске, Усинске, Вуктыле – нет и такого храма.

Но хочется надеяться, что это положение при создании епархии изменится к лучшему, что институт епископии ускорит процессы духовного возрождения в нашей республике.

Е. ЛЕБЕДЕВ, прихожанин Свято-Вознесенского храма г. Сыктывкара

«Святителю отче Стефане, моли Бога о нас»

Святитель Стефан. Просвещение зырян

После того как Господь наш Иисус Христос основал на земле Свою Церковь, Он поставил в ней и служителей. Сначала это были апостолы, Его ближайшие ученики. Неоднократно Он говорил им о пастве, о данной им власти «взять и решать», призывал их и душу полагать за словесных овец. По мере распространения Церкви по лицу всей земли, с увеличением числа верующих апостолы, для духовного руководства, назиданием за пасомыми в духе Христовой любви поставляют по городам своих учеников в диаконы, пресвитеры, а наиболее достойных – в епископы.

Постепенно крупные христианские общины разделяются на отдельные епархии. Слово епархия буквально и означает «область, подведомственная в духовном отношении епископу».

С распространением христианства на все континенты появляются Поместные Церкви, во главе которых стоят патриархи, старейшие и достойнейшие из епископов.

Все священнослужители и миряне составляют собой единую Церковь и имеют одну главу – Христа. «Епископы и члены клира, – пишет один из церковных историков, – управляли, учили и совершали богослужение. Миряне были пасомыми, но и они также принимали участие в богослужении, в управлении церковными делами и даже в избрании епископов и членов клира».

Русь после принятия христианства в 988 г. долгое время являлась митрополией Константинопольского Патриархата. Уже при святом князе Владимире здесь открывается восемь епархий. С 1448 г. Русская Церковь получает автокефалию, т.е. самоуправление, самостоятельность, а с 1589 г. является уже Поместной Церковью во главе со своим Патриархом.

В XIV веке святитель Стефан Пермский просвещает Коми край светом Христовой веры. В 1383 г. здесь открывается Пермская епархия, с епископской кафедрой в селе Усть-Вымь, которое называлось «владычным городом».

«Прямо скажем, – повествует бытописатель, – непременно требовала земля та епископа, поскольку до митрополита и до Москвы отсюда далеко, как далеко отстоит Царьград от Москвы, так же удалена от Москвы отдаленная земля Пермская. И разве можно было земле той остаться без епископа? Разве может кто-нибудь в столь далекий путь часто и на долгое время отправляться ради всех епископских дел, связанных с церковным управлением, поставлением священников, попов, дьяконов и игуменов или основанием церквей, их освящением и многим прочим, требующим присутствия на месте епископа» (Житие св. Стефана Пермского).

Первым епископом во вновь открытой епархии и был поставлен сам святитель Стефан. Что это дало зырянскому народу, мы узнаем из церковной истории. Азбука, грамотность, культура, а самое главное – по всей Перми, по всему северо-востоку прозвучало спасительное слово Божие. Повсюду воздвигаются храмы Божии, монастыри, в которых правится Божественная служба и слышна проповедь на зырянском языке.

«И чудо можно было видеть в земле той, – продолжает бытописатель, – где прежде идолослужители бесовские были, богомольцы являлись, где прежде капища идольские и кумирницы жертвенные были и жертвенники языческие стояли, здесь церкви святые воздвигнулись и монастыри, и молельни выросли, кумирское наваждение и идолослужение сгинуло, и благодать благоразумия воссияла, вера христианская расцвела».

Вот как, например, отзывался в XIX веке о верующих коми-зырянах епископ Архангельский и Холмогорский Макарий: «Усердие их в церкви всем известно. Редко, где можно встретить такие великолепные церкви и такую набожность, как в зырянских деревнях. Почти в каждом значительном селении находится каменная церковь с громким звоном, с богатым

иконостасом, украшенным иконами в серебряных, позолоченных ризах. Церкви во время богослужения всегда бывают полны народом. По старому обычаю мужчины стоят на правой стороне, женщины – на левой».

С XV века к Пермской епархии присоединяют вологодские церкви. Усть-Вымские епископы получают титул Пермских и Вологодских. С этого времени они все чаще проживают в Вологде.

В 1571 году, при царе Иване Грозном, к Пермской епархии присоединяются Двинские земли. Епископская кафедра из Усть-Выми окончательно переносится в Вологду и называется уже Вологодской и Пермской.

Далее, вплоть до наших дней, коми-зырянская паства входит то в Вятскую, то в Тобольскую и т.д. епархии. Здесь можно было бы привести разные причины этого факта – и политические, и экономические, и социальные. Естественно, что при таком состоянии дел, когда и епископы жили далеко, и Усть-Вымь стала глубокой провинцией, мы редко где можем найти заметку, что тогда-то Коми землю посетил такой-то Преосвященный. А ведь епископ – это всегда праздник для паствы, подъем духа, укрепление веры.

В дореволюционных источниках постоянно встречаются сетования на острую нехватку в северо-восточных регионах священнослужителей. Но вряд ли и сейчас кто решится сказать, что в наши дни эта проблема решена окончательно. Несмотря ни на что, зырянский народ не утратил свой дух, свою веру. Вот какой отзыв, например, мы находим у нашего современника митрополита Николая:

«… В XIV веке к зырянам, жителям севера, которых считали тогда диким народом, пришел св. Стефан, отдавший всю жизнь делу проповеди православия среди язычников-зырян. И сила Духа Святаго через его проповедь покорила и этот край. Лет двадцать пять назад мне пришлось посетить этот край, и я видел, как простой, бесхитростный, честный, миролюбивый и трудолюбивый зырянский народ хранит до сих пор заветы святителя Стефана, которого он считает своим просветителем. С любовью православные зыряне выполняют все посты и церковные обряды, и с великим благоговением произносят они имя святителя Стефана».

В последнее время паства Коми республики входила в состав Архангельской и Мурманской епархии, с епископской кафедрой в г. Архангельске. Но, наконец, постановлением Архиерейского Собора от 6 октября 1995 года древняя епархия на Коми земле была вновь восстановлена. Она получила новое название – Сыктывкарская и Воркутинская, с епископской кафедрой в г. Сыктывкаре.

Дай Бог нашему новому епископу почувствовать, узнать душу зырянина, как знал ее теперь уже наш небесный покровитель святитель Стефан, который был родным отцом для коми народа.

«Прибыв в епископию свою, – повествует Житие, – Стефан по-прежнему заведенных порядков держался, и дело обычное исполнял («…Писал книги, с русского языка переводя на пермский, а также многократно с греческого переводя на пермский… И днями многими непразднен был, трудясь своими руками либо распоряжаясь и устраивая все то, что надобно для церкви или на потребу себе и находящимся с ним»), и слово Божие проповедовал с усердием, и беспрепятственно учил оставшихся ему некрещеных, разыскивая их там и сям, язычников в христианство обращал и крестил. Всех же крещеных своих учил в вере пребывать и впредь поспевать, как сказал апостол: забывая старое и простираясь вперед (Послание к Филиппийцам 3,13). И грамоте пермской учил их, и книги писал им, и церкви святые ставил им, иконами украшал и книгами наполнял, и монастыри приготовлял, и в монахи постригал, и игуменов им назначал, и священников, попов и дьяконов сам поставлял, и церковных чтецов и помощников дьякона приготовлял. И попы его на языке пермской служили обедню, заутреню и вечерню, пели на пермском языке. И конархи его по пермским книгам службу отправляли, и чтецы читали по-пермски, и певцы пели по-пермски».

Стефан Пермский Прение с памом

Думается, всякий здравомыслящий согласится, что со времен святителя Стефана работы на ниве Христовой не только не убавилось, но прибавилось. Неслучайно здесь приведен такой большой отрывок из Жития. Это готовый ответ, как и в каком направлении должна идти сегодня духовная работа. Ибо только такое служение, такая ревность и такая любовь может возгреть, возжечь и подвигнуть суровый Коми край и его народ к новому подвигу во имя спасения своей бессмертной души.

Священник АНДРЕЙ Паршуков

С точки зрения руководителя

Чтобы понять, чего может ожидать от создания епархии любой – не только я – руководитель, достаточно взглянуть, что творится вокруг. Разгул преступности, растущее неверие людей ни во что. Такое свойственное нашему человеку чувство локтя теряется на глазах, на смену приходят жестокость, зависть, даже месть, чего не было вообще никогда. Кинотеатры и театры пусты, телевидение только содействует росту насилия в обществе…

Всему этому, я надеюсь, сможет стать противовесом церковность. Конечно, с организацией самостоятельной епархии все проблемы в духовной жизни общества не разрешатся, но, по крайней мере, государственные служащие будут знать, что есть центр, с которым можно организовать сотрудничество, и не где-то в Архангельске или Москве, а рядом: можно встретиться и обсудить. Причем вопросы совершенно конкретные: например, в организации городских праздников – ведь если традиционно, по-русски, то без участия Церкви многие из них не мыслились.

Или вот мы взялись за строительство собора. Но какие требования к нему со стороны церковных властей? Никто этого не мог нам сказать внятно: сначала благочинный говорил одно, потом епископ Архангельский – другое. Теперь, надеюсь, будет иначе. С созданием епархии легче будет решать вопросы и с охраной, и с восстановлением полуразрушенных храмов, которых в окрестностях города немало.

Сегодня человек чувствует себя в обществе потерянным. Возьмем проблему роста самоубийств. Я сравниваю их статистику в прошлые годы и теперь. Если раньше это были, главным образом, пожилые люди, то в сегодняшней картотеке – молодежь 25-30 лет. Детей бросают прямо на улицах – это ведь тоже свидетельство того, что люди потеряли нравственные ориентиры. Через крещение Церковь вводит всякого человека в систему каких-то проверенных веками ценностей, как бы прикрепляет его к ним.

Обо всем этом я говорю и тем людям (а их достаточно), которые нас обвиняют в трате денег на поддержку отделения от государства Церкви. Надеюсь, что через конкретное сотрудничество с епархией сможем лучше объяснить людям, чего хочет власть от них, и через Церковь же мы будем лучше знать, чего хочет от властей народ.

А.А. ПАРНАЧЕВ, зам. главы администрации г. Сыктывкара

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий