Сольфеджио в деревне

София Егорова

Друзья, летом некоторые из вас наверняка бывали в детских лагерях. Лагеря бывают разными: трудовыми, спортивными, военно-патриотическими. А есть, оказывается, и хоровые – об этом мы узнали из письма Софии Егоровой, которая учится в школе духовного пения при домовом храме МГУ. Девушка прислала нам свои дневниковые заметки, которые, надеемся, покажутся интересными и вам, наши юные читатели.

1 августа. Мы приехали в хоровой лагерь в деревню Красново, что в Ярославской области. Разместились в домиках. Для начала вместе приготовили обед. Борщ удался на славу!

После обеда – свободное время. Можно прогуляться по деревне. Здесь растут красивые яблоки. Но пока кислые. К Преображению созреют.

2 августа. Около шести утра нас разбудили петухи своим кукареканьем. После утреннего правила и завтрака два часа мы занимались хоровым пением. А после этого ходили на источник преподобного Иринарха Затворника. Окунались даже! Особенно это нравилось детям. После обеда – тихий час. Я читала книжку про пони. В свободное время кто-то на качелях качался, петухов смотрел. Я очень люблю котов, поэтому играла с местными кошками.

«Очень люблю котов!»

С 16 до 18 часов мы разучивали красивую песню «Извествуют есть один, есть один Мариин Сын», пели упражнения по сольфеджио, повторяли песнопения литургии. В лагере мы занимались пением каждый день – по два часа утром и вечером.

Я просилась на послушания – мне разрешили помочь по садоводству, а ещё я старательно мыла полы и посуду.

Наша однокурсница Лена и педагог из Мурома Ольга Анатольевна очень вкусно нам готовили. Спасибо нашим добрым трапезницам.

3 августа. Поездка в Борисоглебский монастырь. Он расположен на дороге из Ростова в Углич.

В монастыре нам рассказали, что место для постройки Борисоглебского монастыря выбирал сам преподобный Сергий Радонежский, когда в начале 1363 года пришёл на богомолье в Ростов. Местные иноки Феодор и Павел, испросив разрешения Ростовского князя Константина Васильевича и епископа Игнатия на устройство общежительного монастыря, умоляли Сергия благословить их начинание. «Преподобный же Сергие сътвори по прошению их… и много походив по пустыни сеи …прииде на место, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм…».

А 6 августа, совсем скоро, будет престольный праздник Борисоглебского монастыря!

4 августа. Ходили читать вечернее правило в ближайший храм Богоявления Господня. Купались в источнике около села.

А ещё мы занимались ткачеством. Я нарезала ткань разных цветов. Мы мастерили сумочки, коврики, разные поделки – получились очень красивые работы.

5 августа. Ездили в Спасо-Яковлевский мужской монастырь, основанный в XIV веке. Это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого.

Монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по нему было одно удовольствие.

Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговорённую к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию, преподобный Иаков расстелил плащ на воде, встал на него, как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский храм и стал там жить. Естественно, жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели, и многие начали приходить, чтобы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковлевский монастырь.

Когда мы зашли в святой источник, я умылась и отведала воды – она показалась мне солёной, как в море. Когда мы зашли внутрь храма, я обратила внимание на то, что посередине стоял пюпитр с нотами и дисками.

Поскольку я училась на садовника, то сразу заметила, как хорош ландшафтный дизайн в монастыре! Прекрасные розы, великолепные гортензии, пышные пионы, милые бархатцы – всё благоухало!

Потом мы поехали в музей-заповедник «Ростовский кремль».

В звоннице Ростовского кремля 15 колоколов. Самый большой колокол – «Сысой» – отлит в XVII веке. Весит он 2000 пудов, то есть 32 тонны.

Когда мы поднимались на колокольню, я считала ступеньки – их оказалось около сорока. (А вот на звонницу Троице-Сергиевой лавры, по моим подсчётам, ведут около ста ступенек.) С колокольни открывается великолепный вид на весь город – рай Божий на земле! Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля – самая нарядная в ансамбле. В ней воплотилось всё мастерство архитекторов того времени.

А в магазине сувениров мы видели глиняные поделки, которые напомнили мне, как я сама мастерила из глины.

Когда мы вернулись в лагерь, то стали заниматься пением – продолжили разучивать красивую колядку «Извествуют». После занятий нас пригласили в баню! Потом мы поужинали и пошли на вечернюю молитву.

6 августа. Мы ходили на источник возле села. Дети уговорили меня перебороть себя и окунуться. Я так и сделала! Затем снова – занятия пением и сольфеджио.

Жаль, что мне пришлось уехать в пятницу и я не смогла остаться на субботнюю литургию.

Пребывание в хоровом лагере для всех нас было очень хорошей певческой практикой. Спасибо нашему педагогу Сергею Юрьевичу! Школа духовного пения – это наша дружная клиросная семья.

Хорошо было бы съездить в такой лагерь в следующем году!