Социальное партнерство – «симфония властей»?

Рубрика • Новое•

С 10 по 14 октября в Санкт-Петербурге проводилась Первая Всероссийская выставка «Православная Русь», участвовать в которой были приглашены все епархии Русской Православной Церкви и около трех тысяч светских организаций, включая ведущие архитектурные, строительные и реставрационные организации, типографии, издательства, производственно-художественные предприятия. Побывал там и представитель нашей редакции, рассказ которого публикуем.

“Зимний стадион”, где проводились выставки “Православная Русь”

Еще в апреле сего года один из организаторов выставки, ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии прот. В. Стойков, писал в письме в мэрию С.-Петербурга, что «идея выставки заключается в объединении усилий Церкви и светских организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности в деле духовного и нравственного воспитания россиян».

…Под выставку были отданы обширные площади Михайловского манежа («Зимнего стадиона»). Сразу же поразил размах и разнообразие экспозиций. Многие из посетителей сравнивали увиденное со знаменитой Нижегородской выставкой-ярмаркой. Впору было заблудиться: «Софрино», «Коневец», «Царское дело», «Братство св. Александра Невского», «Славия» – множество других названий участников вплоть до непонятных аббревиатур: «ЦРС ЭТОЛ», «НИИКИ О.Э.П.» и т.д. Представлены проекты церквей, некоторые из которых осуществляются: на проекте храмового комплекса в Купчино стоит дата закладки «22.10.94 г.». Тут же богато украшенные священнические ризы, строительные плиты разных пород известняка из Нововоскресенского Иерусалимского монастыря, изразцы, позолоченные престолы, подсвечники, расписанные по глазури пасхальные яйца, митры, железные кружева оград, запоров, фонарных подставок, всюду иконы различных мастерских… Отовсюду доносятся отголоски монастырских хоров – свою продукцию предлагают «ПСП-студии», видео- и аудиокассеты. В гуле голосов под крышей манежа слышится немецкая и английская речь, среди участников выставки представители Благотворительного фонда Ксении Блаженной (США) и иконописец Ангела Хайзер (ФРГ). Образа ее кисти выполнены в русской православной традиции, но все-таки видится в ликах Казанской Божией Матери, св. Серафима Саровского что-то новое, привнесенное. Необычна ее картина с изображением Христа: Господь, сияющий лучами, как бы распахивает ворота концентрационного лагеря, где за «колючкой» теснятся изможденные заключенные в полосатых робах. Архиепископ Дюссельдорфский делится впечатлением через переводчика: «Выставка очень содержательная, показывает полноту православной жизни. Я расскажу об этом дома, накануне визита Патриарха Алексия в Германию, который будет в ноябре».

И все же не все были представлены здесь. К сожалению, только 15 епархий Русской Церкви нашли возможность выставить свою продукцию, хотя и это впечатляло. У стенда Воронежской епархии толпились посетители: удивительно, сколь много успела издать эта небольшая и сравнительно небогатая епархия! Среди книг ее не только серьезная духовная литература, но и роскошно изданный альбом рисунков воронежских школьников. Север представлял, кажется, один только Соловецкий монастырь. Рядом со стендом ростовской финифти он выглядел скромно: несколько календарей и открыток с видами. Да и что может показать возрождающаяся обитель?

Контрастов было много. У входа в блистающий золотом сектор «Софрино», потупившись, стоял юноша с копилкой и табличкой на груди: «На восстановление Тихвинского Богородично-Успенского монастыря». Несколько часов он стоял недвижимо и, можно догадаться, читал беззвучно Иисусову молитву. Еще контраст: иконы из какого-то монастыря (не продаются, привезли лишь показать святыни), а в соседнем секторе – стопки обыкновенных ученических тетрадок «в клеточку», но с цветными иконами Богородицы и  Николы Угодника на обложках. В розницу не купить – только оптом (издательство «Роман-газета»). И не понять: куда их девать, тетрадки эти, когда школьник их испишет. Выбрасывать? Вместе с иконами на обложках?

Выставка бурлит, тут и там люди сбились в группы, что-то обсуждают. Хожу между экспонатами, удивляюсь, негодую, восхищаюсь. Да, православная жизнь разворачивается, появляется новое, невиданное, что-то из этого приживется, что-то отвергается – и еще многие контрасты нас будут удивлять в будущем. Но, главное, открываются новые возможности для православия в России. А чем все это обернется – зависит от нас самих.

Вот несколько фрагментов из выступлений на открытии выставки и на пресс-конференции.

Епископ Феофан (ОВЦС Московской Патриархии): «То, что мы видим здесь, показывает потенциальные возможности Церкви в обновлении нашего общества». Э.Н. Порецкина (С.-Петербургская мэрия): «Выставка должна стать традиционной. Без общих усилий науки, культуры, представителей РПЦ достичь желанных целей невозможно». А.Х. Микитаев (председатель комиссии по гражданской политике при Президенте РФ): «Российское государство заинтересовано в сотрудничестве с Церковью. Наша страна многонациональна, и скрепляющим базисом ее является единое православие». С.Ю. Глазьев (Госдума, председатель комитета по экономике): «Русская Православная Церковь – единственный институт, который сохранил единую структуру на всей территории бывшего Советского Союза. И в нашей федерации она – гарант стабильности. Эта выставка – вера в наше будущее, вера в нашу державу, что мы не растворимся и дальше будем двигаться вперед – все вместе, и государство, и Русская Православная Церковь, и деловые круги, и все наше общество».

На следующий день в рамках выставки проводилась научная конференция «Церковь. Общество. Хозяйство», организованная Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата. Слушатели едва поместились в огромном актовом зале С.-Петербургской духовной академии. К сожалению, журналисты (кроме вашего слуги) уже не присутствовали, хотя доклады были интересны. С.Ю. Глазьев представил новый законопроект, разработанный в его комитете: «О социальном партнерстве между государством и религиозными организациями». Три дня назад накануне он был передан на рецензию Патриарху Алексию II и в ближайшее время поступит на обсуждение в парламент.

«В проекте отмечается, что Церковь по Конституции отделена от государства, – пояснил автор, – но в то же время признается значение Церкви в жизни общества. В нынешних условиях роль Православной Церкви не просто возрастает, но она становится опорой духовного и экономического благополучия страны. Церковь могла бы помочь возродить высокие принципы русского предпринимательства. Хищнический бизнес ничего не дает стране, а только разрушает. Также в сферах воспитания подрастающего поколения, культуры, здравоохранения, попечительства, социальной защиты, благотворительности работа Церкви как никогда нужна, поскольку государство фактически здесь самоустраняется.

Свято место пусто не бывает – и вакуум воспитания заполняется оглупляющей масс-культурой. Чем это грозит? От уровня нравственности зависит интеллектуальный уровень и, скажем так, любовь к труду. Если Церковь не вмешивается, то новое поколение русских, вступив в XXI век, окажется неспособным овладеть новыми технологиями, и наша страна окажется на задворках цивилизации. Для такой работы Церкви необходимо правовое оформление, и наш законопроект этому отвечает.

Помимо перечисленных сфер, в проекте разработаны принципы сотрудничества государства и Церкви в армии и МВД, с государственным телевидением и радиовещанием. В новом законе мы создаем прецедент, вводя норму конфессионального преемства имущественных прав, незаконно отобранных. Исключена дискриминация церковных организаций по сравнению с государственными. Все знают, что Церковь, сама по себе не коммерческая, вынуждена выживать в тех же условиях, что и коммерческие предприятия, ориентированные на получение прибыли. Поэтому мы подготовили еще два закона, которые идут в связке: по хозяйственной деятельности Церкви и льготному налогообложению».

О принципах «социального партнерства» рассказал помощник Глазьева О.И. Глаголев. За основу взято понятие «симфонии властей», при котором Церковь и государство сотрудничают, не подменяя и не подчиняя друг друга.

«Понятие это, к сожалению, давно забыто у нас. Мы почему-то думаем, что Церковь до революции была всегда неотделима от государства. Но это не так. Только в синодальный период, когда было ликвидировано патриаршество, Церковь стала частью государства, фактически подчинившись ему. До XIV же века Московская Патриархия существовала самостоятельно, лишь духовно окормляя и направляя государство, – и это отражено в старых «Кормчих книгах», сводах церковного и государственного права. Эта симфония властей была сломана Петром Первым, причем сознательно и весьма искусно. К сожалению, это отразилось и на канонических правилах нашей Церкви. Когда митр. Филарет Дроздов составлял Книгу правил св. апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, он взял за основу «Русскую Кормчую Книгу», но опустил в ней постановления о симфонии властей. Такое время было. В 1917 году Патриаршество было восстановлено, но Церковь вновь попала под пресс государства. Сейчас же ничто, кажется, не мешает ей восстановить изначальные отношения с государством – на принципах «симфонии». Это необычное для нас понятие мы ввели в справку к законопроекту».

На вопрос, какова вероятность, что закон примут и вообще успеют рассмотреть до перевыборов в парламент, О.И. Глаголев ответил: «Рассмотреть, конечно, успеют, но реакция может быть непредсказуемой. В Думе мало людей, которых волнуют эти вопросы. Ранее за другой закон, о восстановлении Церкви в имущественных правах, также нами подготовленный, не проголосовало больше половины. У меня есть поименный список голосовавших, но до сих пор Дума не разрешает его публиковать. Скажу лишь, что против выступили «Выбор России» и коммунисты, ЛДПР же вообще саботировала, не голосовала. В этом году парламент попросил нас подготовить новый проект… Время идет, взгляды меняются. Терпением и упорством, думаю, мы добьемся понимания насущной необходимости этого закона, если не с нынешними депутатами, то с новоизбранными».

В ответных выступлениях именитые ученые, преподаватели вузов, священники отметили, что Церковь и православная общественность должны быть готовы к «социальному партнерству». Декан экономического факультета Московского православного университета Э.В. Афанасьев предостерег от безоглядного участия в коммерческой деятельности, которая сейчас зачастую криминальна. Он привел пример, когда церковный приход, сам того не зная, оказался замешан в «финансовую пирамиду» и был нанесен моральный урон Церкви. Повсеместно священники экономически не образованы, хотя неизбежно связаны с хозяйством. Профессор экономики предложил два выхода: нанимать специалистов «управляющих» или же самим пройти спецкурс. В семинариях предложено ввести дисциплины: «основы рыночной экономики» и «основы бухгалтерского учета и экономики прихода», «курс компьютерной грамоты и делопроизводства».

Профессор заметил: «Отечественная экономическая теория, которая бы соответствовала православным традициям хозяйствования, отсутствует. Поэтому на уровне Духовных академий я бы предложил ввести предмет «основы макроэкономики» и важнейшие обзорные лекции, чтобы выпускники ее, священники и иерархи, смогли принять участие в формировании экономической политики страны – на нравственных православных принципах».

Председатель Совета православного центра социальной защиты «Омофор» А.А. Воронов объяснил, почему экономический успех зависит от нравственности хозяйственников:

«Успехи Советской России, о которых мы знаем, стали возможны не столько из-за жестких репрессивных мер, а вопреки им – благодаря тому нравственному потенциалу, что остался от дореволюционной, православной России. Теперь он истощился. К тому же в мире произошло тотальное изменение информационной ситуации. Если раньше информация передавалась от поколения к поколению, просеивалась через живую традицию и поэтому несла энергию созидания, то сейчас человек тонет в информационном потоке, дезориентируется, получает разрушительные установки. Может ли такая личность выполнять семейные, общественно-экономические, государственные задачи? Будущее страшно предугадывать, ведь еще никогда в нашей истории традиция – жизненно важный канал передачи знания и энергии поколений – не была прервана на столь долгое время. Наша конференция должна поставить вопрос о создании научно-религиозного центра, который бы занялся этой проблематикой и более скорой разработкой социальной концепции православия».

Предложение было одобрено. Преподаватель православного лицея Г.В. Гусев:

«Все мы платим налог на образование, и потому вправе требовать у нашего государства, чтобы это образование наших детей отвечало нашей совести и взглядам. Хотя бы факультативно, но в каждой школе, в городской и сельской, должны быть введены православные дисциплины. Вопрос: откуда взять столько православных учителей? Да, Церковь не сможет обеспечить все школы, поэтому в государственных пединститутах должны быть введены кафедры православной педагогики, в которой бы преподавали и принимали экзамены священники.

До революции будущий учитель мог окончить университет, получить ученую степень, но в гимназию преподавать его не допускали. Если он хотел стать педагогом, то должен был три года отучиться в Учительской семинарии. Кстати, сейчас в Москве воссоздается одна из учительских семинарий, которая просуществовала там до 1922 года и была закрыта коммунистами. Действовать она будет на государственной основе».

Преподаватель Духовной академии о. Александр подчеркнул, что существующие в Церкви структуры должны перестроиться в новых условиях: «Решением последнего Архиерейского Собора при епархиях созданы специальные отделы образования, но они еще слабы, там по два-три человека. Для сравнения: до революции были епархиальные училищные советы, в которых участвовали инспекторы школ, советники, попечители. Председатели советов назначались напрямую Священным Синодом, вот каково значение их было. В уездах действовали отделения училищных советов. Этот опыт надо возобновлять, правда, не весь, ведь были тогда и свои неудачи. Достаточно вспомнить «Общество православного просвещения», созданное митрополитом Исидором, которое агитировало среди рабочих. В итоге религиозное воспитание смешивалось с политикой, авторитет церкви подрывался. Сотрудничая с государством, нам надо это учесть…»

Было еще много интересных докладов, где речь шла о взаимодействии Церкви и государства. Между прочим, отмечалось, что такое сотрудничество может омирщить Церковь, как это случилось на Западе. И зависит от нас, чтобы, действительно была «симфония властей», а не «религия на службе у государства».

Выставка же продолжалась. У крыльца Зимнего стадиона – ряд подержанных «Москвичей» и «Жигулей». Батюшки сельского вида – видно, приехали с дальних приходов – ходят меж стендов, прицениваются, тут же заключают деловые соглашения. Нашел и я что искал – нужную мне книгу, которую нигде не достать. Полезная выставка! И с радостным настроением отправился обратно, в свою Коми республику, где живут по старинке и ни о каком «социальном партнерстве» еще слыхом не слыхивали.

Михаил СИЗОВ

г. С-Петербург – г. Сыктывкар

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий