Подворье
Рубрика • Православная жизнь •
В предыдущем выпуске газеты мы рассказывали о двух монастырских подворьях, открывшихся в с. Холмогоры Архангельской области (от Антониево-Сийской обители) и в г. Сыктывкаре (от Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря). Подворий теперь много создаётся повсеместно. Что же это такое, подворье, и в чём его главное назначение? – в этом решил разобраться наш корреспондент.
«Подворье – местность в городе, принадлежит монастырю, который находится вне города, даже за границей. При подворье находится церковь со штатом священно- и церковнослужителей из монашествующих того же монастыря. Главная цель подворья – собирать в пользу подворья пожертвования и доходы».
Полный православный богословский энциклопедический словарь
Подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в Архангельске найти не так просто, хотя и расположено оно в самом центре города. По названному адресу вхожу под арку и попадаю действительно на большой двор: стоят машины, какие-то ящики, снуют люди… Всё это, как выяснилось, никакого отношения к монастырскому подворью не имело, хотя и адресом я не ошибся. Просто в этом огромном дворе, со всех сторон окружённом старинными домами и когда-то принадлежавшем Соловкам, монастырскому подворью принадлежит теперь лишь несколько окон, да и то лишь с недавних пор. По сей день здесь какие-то милицейские конторы, склады… По крутой лестнице поднимаюсь на второй этаж – навстречу пробегает девочка в платочке, а у одной из дверей стоит, видимо не решаясь войти, какой-то блаженный. Точно, это здесь.
В нескольких небольших комнатах за этой дверью располагаются сегодня кельи насельников, домовая церковь, кухня, трапезная…
Иеромонах Елеазар, настоятель подворья, растолковывает мне функции подворья:
– Здесь, в Архангельске, мы представляем Соловецкий монастырь в административных и финансовых органах, ведь хотя церковно он является ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху (он является настоятелем монастыря), но административно Соловки находятся на территории Архангельской области. Через нас проходят и паломники на Соловки, главным образом зимой, когда добираются на острова самолётом. Летом паломники отсюда отправляются морскими судами, другая их часть добирается катерами через г. Кемь в Карелии – там у нас с недавних пор также открыто подворье. Раньше, кстати, в Архангельске было даже два Соловецких подворья – одно занималось паломниками, а через другое шли грузы и оборудование для обширного монастырского хозяйства.
– Монахи, живущие на подворье, относятся к братии Соловецкого монастыря?
– Да, мы насельники Соловецкой обители. Я нахожусь в послушании наместника Соловецкого монастыря, но, кроме того, все мы находимся в духовной (не административной) связи с правящим в Архангельске архиереем.
– Что же здесь, на подворье, главное? Вон в богословском словаре сказано…
– Главное здесь, как и в любом монастыре, – церковь и жизнь в церкви. Ведь без церкви монастырь – это просто общежитие холостых мужиков. Поэтому сейчас мы, устроив в одном из переданных нам помещений домовую церковь, начинаем восстанавливать на подворье храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких…
Тут разговор наш прерывает зашедший по какому-то срочному делу посетитель, и отец Елеазар, оставив меня с документами об истории подворья, удаляется. Листаю папку.
Храм, о котором только что упомянул о. Елеазар, имеет, как выясняется, довольно любопытную историю. Храма издревле на подворье не было, как, по-видимому, и множества паломников. Но уже в 1818 году настоятель Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря обращается к властям за разрешением возвести на подворье храм. Местное, архангельское духовенство против: «Нет никакой нужды к построению церкви в самом близком расстоянии от собора Архангельской и Воскресенской церквей…» Дело, как водится, в опасениях, что доходы уже существующих храмов упадут. История со строительством на подворье церкви глохнет на несколько десятилетий, и только при епископе Архангельском и Холмогорском Нафанаиле (Соборове) в счастливую для России пору правления Государя Александра III вопрос этот получает своё разрешение.
«При значительном протяжении Архангельска и многочисленности в нём церквей, новый храм – дар милости Господа, для живущего ж на Соловецком подворье братства и огромном числе богомольцев на нём в летнее время составляет необходимейшую потребность».
Итак, к 1899 году часовня, имевшаяся на подворье, перестраивается в церковь, на следующий год была освящена… Но на этом злоключения не кончаются: далее следуют многие листы прошений и жалоб братии подворья: то епархиальное правление устанавливает непомерные денежные сборы с монастырской церкви, то вдруг издаёт циркуляр, по которому предписывает свечи (основной в ту пору источник доходов храмов) для храма Зосимы, Савватия и Германа покупать в епархии, а не привозить с собственного свечного заводика на Соловках…
Прочитаешь, вздохнёшь, перевернёшь лист… Вот так проходят столетия, а на этой суетливой стезе ничего не меняется. Только, слава Богу, церковно-административная жизнь идёт своим чередом, а жизнь духа – своим, и они почти не пересекаются. Оттого-то для любого монаха, любого подвижника канцелярское служение – одно из самых тяжких. Но послушание есть послушание. И не потому ли с таким ударением о монашеском и храмовом служении на подворье говорил настоятель, что это – воистину от-ДУШИ-на среди дел служения административно-хозяйственного?
Сегодня на Архангельском подворье подвизается до пяти человек, есть трудники. При мне какая-то матушка на кухне готовила трапезу для братии и гостей. Постоянно совершаются здесь богослужения; изначально предназначенные для монашествующих, теперь они посещаются и мирянами, находящими утешение в долгих уставных монастырских службах. Образовался вокруг подворья своеобразный приход. Во время литургии в домовом храме уже не умещаются все – стоят на лестничной площадке, на лестнице. Здесь совершаются все церковные таинства, за исключением браковенчания, совершается здесь и постриг в монахи. «Многие приходят сюда за духовным наставлением и поддержкой, так что, – разводит руками о. Елеазар, – пришлось даже установить приём по записи».
Прощаюсь. Слава Богу, теперь, ежели собрался в паломничество на Соловки, есть куда обратиться в случае каких-то затруднений. Вспоминается, сколько в прошлом пришлось мне обегать инстанций, чтобы заполучить пропуск в погранзону, которая существовала на Соловках. Соловецкого подворья тогда в Архангельске не было. Теперь есть. Может быть, конечно, иногородним его не просто будет сыскать. Тогда прямо с вокзала звоните по телефону подворья в Архангельске 43-34-53 – подскажут, как добраться.
И. ВЛАДИМИРОВ (Игорь Иванов)
Памятка Соловецкому паломнику
Паломничество – это приобщение к тысячелетней духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатлённой в многочисленных монастырях Святой Руси. Хотя сегодня монастыри наши часто находятся в бедственном состоянии, они – живые свечи, теплящиеся пред Богом молитвой за весь мир. Нужно приложить определённые усилия, чтобы понять и почувствовать это.
- Паломничество – не развлекательное путешествие, не вид активного отдыха, не способ развеяться, «культурно» провести время. Если паломничество совершается в покаянном чувстве, с желанием приобщиться древним святыням, то всё путешествие, с первых шагов и до возвращения, становится деланием, приобщающим такого человека к совершенно особой, «иной» (отсюда – «иночество») жизни, той жизни, которой тысячу лет жила Святая Русь.
- Главная цель и внутреннее содержание паломничества – молитва и приобщение святыням монастыря. Поэтому желательно, чтобы паломники за время пребывания в обители поговели и причастились Святых Христовых Тайн, а священноначалие монастыря помогло им в посещении скитов и святых мест Соловков.
- Паломнические группы не должны по количеству превышать десять человек, должны иметь определённого старшего группы, несущего ответственность за всю группу.
- Получивший благословение совершить паломничество на Соловки, прибывая в обитель, вступает в полное послушание священноначалия монастыря. Не допускаются какие-либо поступки или действия, являющиеся самочинными, на всё нужно испросить благословение у начальствующих из братии.
- Одежда паломника должна быть достаточно прилична для посещения богослужения и достаточно скромна, чтобы паломник мог посильно трудиться в ней для обители, а также должна соответствовать полу. Женщины в храмах и на территории обители должны покрывать голову.
- Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь есть прежде всего подвиг молитв, поэтому не следует мешать инокам в этом делании. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.
- Не нужно пытаться из праздного любопытства выяснять, как живут монахи, чем они питаются, каково убранство их келий, а тем паче входить без благословения в помещение, где оные расположены, стуча в двери и отыскивая кого-либо из братии. Это может смутить иноков, нарушить их молитвенное уединение.
- Посещение монастырских церковных служб, отличающихся строгой уставностью и благоговением их совершения, является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением, а пренебрежение оными, кроме благословной причины, может сделать предпринятый подвиг потерявшим всякий смысл и надобность.
- Для любого паломника посильный труд на благо обители есть прекрасная возможность вложить свою лепту в благородное дело возрождения древней святыни православия – Соловецкой обители, всегда славившейся трудолюбием её насельников и паломников.
- В случаях, когда паломники недолжным образом ведут себя, нарушая церковное благочиние и монастырские правила, священноначалие обители оставляет за собой право прервать паломничество и требовать от таковых покинуть Соловки, дабы не умножать смущение братии и тех, кто приехал на эту святую землю, ища пользы для души.
Милосердный Господь по молитвам преподобных Зосимы, Савватия, Германа и прочих Соловецких чудотворцев, всех новомучеников Российских, во множестве на островах сих пострадавших, да сотворит паломничество на Соловки спасительным деланием на благо духовного возрастания в вере и благочестии, во укрепление в подвиге твёрдого исповедания Святого Православия!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий