Подворье

Рубрика • Православная жизнь •

В предыдущем выпуске газеты мы рассказывали о двух монастырских подворьях, открывшихся в с. Холмогоры Архангельской области (от Антониево-Сийской обители) и в г. Сыктывкаре (от Крестовоздвиженского Кылтовского монастыря). Подворий теперь много создаётся повсеместно. Что же это такое, подворье, и в чём его главное назначение? – в этом решил разобраться наш корреспондент.


«Подворье – местность в городе, принадлежит монастырю, который находится вне города, даже за границей. При подворье находится церковь со штатом священно- и церковнослужителей из монашествующих того же монастыря. Главная цель подворья – собирать в пользу подворья пожертвования и доходы».

Полный православный богословский энциклопедический словарь

Подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в Архангельске найти не так просто, хотя и расположено оно в самом центре города. По названному адресу вхожу под арку и попадаю действительно на большой двор: стоят машины, какие-то ящики, снуют люди… Всё это, как выяснилось, никакого отношения к монастырскому подворью не имело, хотя и адресом я не ошибся. Просто в этом огромном дворе, со всех сторон окружённом старинными домами и когда-то принадлежавшем Соловкам, монастырскому подворью принадлежит теперь лишь несколько окон, да и то лишь с недавних пор. По сей день здесь какие-то милицейские конторы, склады… По крутой лестнице поднимаюсь на второй этаж – навстречу пробегает девочка в платочке, а у одной из дверей стоит, видимо не решаясь войти, какой-то блаженный. Точно, это здесь.

Никольское подворье в Архангельске

В нескольких небольших комнатах за этой дверью располагаются сегодня кельи насельников, домовая церковь, кухня, трапезная…

Иеромонах Елеазар, настоятель подворья, растолковывает мне функции подворья:

– Здесь, в Архангельске, мы представляем Соловецкий монастырь в административных и финансовых органах, ведь хотя церковно он является ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху (он является настоятелем монастыря), но административно Соловки находятся на территории Архангельской области. Через нас проходят и паломники на Соловки, главным образом зимой, когда добираются на острова самолётом. Летом паломники отсюда отправляются морскими судами, другая их часть добирается катерами через г. Кемь в Карелии – там у нас с недавних пор также открыто подворье. Раньше, кстати, в Архангельске было даже два Соловецких подворья – одно занималось паломниками, а через другое шли грузы и оборудование для обширного монастырского хозяйства.

– Монахи, живущие на подворье, относятся к братии Соловецкого монастыря?

– Да, мы насельники Соловецкой обители. Я нахожусь в послушании наместника Соловецкого монастыря, но, кроме того, все мы находимся в духовной (не административной) связи с правящим в Архангельске архиереем.

– Что же здесь, на подворье, главное? Вон в богословском словаре сказано…

– Главное здесь, как и в любом монастыре, – церковь и жизнь в церкви. Ведь без церкви монастырь – это просто общежитие холостых мужиков. Поэтому сейчас мы, устроив в одном из переданных нам помещений домовую церковь, начинаем восстанавливать на подворье храм Зосимы, Савватия и Германа Соловецких…

Тут разговор наш прерывает зашедший по какому-то срочному делу посетитель, и отец Елеазар, оставив меня с документами об истории подворья, удаляется. Листаю папку.

Храм, о котором только что упомянул о. Елеазар, имеет, как выясняется, довольно любопытную историю. Храма издревле на подворье не было, как, по-видимому, и множества паломников. Но уже в 1818 году настоятель Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря обращается к властям за разрешением возвести на подворье храм. Местное, архангельское духовенство против: «Нет никакой нужды к построению церкви в самом близком расстоянии от собора Архангельской и Воскресенской церквей…» Дело, как водится, в опасениях, что доходы уже существующих храмов упадут. История со строительством на подворье церкви глохнет на несколько десятилетий, и только при епископе Архангельском и Холмогорском Нафанаиле (Соборове) в счастливую для России пору правления Государя Александра III вопрос этот получает своё разрешение.

Здание Никольского подворья в 1980-х

«При значительном протяжении Архангельска и многочисленности в нём церквей, новый храм – дар милости Господа, для живущего ж на Соловецком подворье братства и огромном числе богомольцев на нём в летнее время составляет необходимейшую потребность».

Итак, к 1899 году часовня, имевшаяся на подворье, перестраивается в церковь, на следующий год была освящена… Но на этом злоключения не кончаются: далее следуют многие листы прошений и жалоб братии подворья: то епархиальное правление устанавливает непомерные денежные сборы с монастырской церкви, то вдруг издаёт циркуляр, по которому предписывает свечи (основной в ту пору источник доходов храмов) для храма Зосимы, Савватия и Германа покупать в епархии, а не привозить с собственного свечного заводика на Соловках…

Освящение храма подворья в 1994 году. В центре иеромонах Елеазар (Кондратьев)

Прочитаешь, вздохнёшь, перевернёшь лист… Вот так проходят столетия, а на этой суетливой стезе ничего не меняется. Только, слава Богу, церковно-административная жизнь идёт своим чередом, а жизнь духа – своим, и они почти не пересекаются. Оттого-то для любого монаха, любого подвижника канцелярское служение – одно из самых тяжких. Но послушание есть послушание. И не потому ли с таким ударением о монашеском и храмовом служении на подворье говорил настоятель, что это – воистину от-ДУШИ-на среди дел служения административно-хозяйственного?

Сегодня на Архангельском подворье подвизается до пяти человек, есть трудники. При мне какая-то матушка на кухне готовила трапезу для братии и гостей. Постоянно совершаются здесь богослужения; изначально предназначенные для монашествующих, теперь они посещаются и мирянами, находящими утешение в долгих уставных монастырских службах. Образовался вокруг подворья своеобразный приход. Во время литургии в домовом храме уже не умещаются все – стоят на лестничной площадке, на лестнице. Здесь совершаются все церковные таинства, за исключением браковенчания, совершается здесь и постриг в монахи. «Многие приходят сюда за духовным наставлением и поддержкой, так что, – разводит руками о. Елеазар, – пришлось даже установить приём по записи».

Прощаюсь. Слава Богу, теперь, ежели собрался в паломничество на Соловки, есть куда обратиться в случае каких-то затруднений. Вспоминается, сколько в прошлом пришлось мне обегать инстанций, чтобы заполучить пропуск в погранзону, которая существовала на Соловках. Соловецкого подворья тогда в Архангельске не было. Теперь есть. Может быть, конечно, иногородним его не просто будет сыскать. Тогда прямо с вокзала звоните по телефону подворья в Архангельске 43-34-53 – подскажут, как добраться.

И. ВЛАДИМИРОВ (Игорь Иванов)

Памятка Соловецкому паломнику

Паломничество – это приобщение к тысячелетней духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатлённой в многочисленных монастырях Святой Руси. Хотя сегодня монастыри наши часто находятся в бедственном состоянии, они – живые свечи, теплящиеся пред Богом молитвой за весь мир. Нужно приложить определённые усилия, чтобы понять и почувствовать это.

Соловки, 1991 год

 

  1. Паломничество – не развлекательное путешествие, не вид активного отдыха, не способ развеяться, «культурно» провести время. Если паломничество совершается в покаянном чувстве, с желанием приобщиться древним святыням, то всё путешествие, с первых шагов и до возвращения, становится деланием, приобщающим такого человека к совершенно особой, «иной» (отсюда – «иночество») жизни, той жизни, которой тысячу лет жила Святая Русь.
  1. Главная цель и внутреннее содержание паломничества – молитва и приобщение святыням монастыря. Поэтому желательно, чтобы паломники за время пребывания в обители поговели и причастились Святых Христовых Тайн, а священноначалие монастыря помогло им в посещении скитов и святых мест Соловков.
  1. Паломнические группы не должны по количеству превышать десять человек, должны иметь определённого старшего группы, несущего ответственность за всю группу.
  1. Получивший благословение совершить паломничество на Соловки, прибывая в обитель, вступает в полное послушание священноначалия монастыря. Не допускаются какие-либо поступки или действия, являющиеся самочинными, на всё нужно испросить благословение у начальствующих из братии.
  1. Одежда паломника должна быть достаточно прилична для посещения богослужения и достаточно скромна, чтобы паломник мог посильно трудиться в ней для обители, а также должна соответствовать полу. Женщины в храмах и на территории обители должны покрывать голову.
  1. Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь есть прежде всего подвиг молитв, поэтому не следует мешать инокам в этом делании. Должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.
  1. Не нужно пытаться из праздного любопытства выяснять, как живут монахи, чем они питаются, каково убранство их келий, а тем паче входить без благословения в помещение, где оные расположены, стуча в двери и отыскивая кого-либо из братии. Это может смутить иноков, нарушить их молитвенное уединение.
  1. Посещение монастырских церковных служб, отличающихся строгой уставностью и благоговением их совершения, является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением, а пренебрежение оными, кроме благословной причины, может сделать предпринятый подвиг потерявшим всякий смысл и надобность.
  1. Для любого паломника посильный труд на благо обители есть прекрасная возможность вложить свою лепту в благородное дело возрождения древней святыни православия – Соловецкой обители, всегда славившейся трудолюбием её насельников и паломников.
  1. В случаях, когда паломники недолжным образом ведут себя, нарушая церковное благочиние и монастырские правила, священноначалие обители оставляет за собой право прервать паломничество и требовать от таковых покинуть Соловки, дабы не умножать смущение братии и тех, кто приехал на эту святую землю, ища пользы для души.

Милосердный Господь по молитвам преподобных Зосимы, Савватия, Германа и прочих Соловецких чудотворцев, всех новомучеников Российских, во множестве на островах сих пострадавших, да сотворит паломничество на Соловки спасительным деланием на благо духовного возрастания в вере и благочестии, во укрепление в подвиге твёрдого исповедания Святого Православия!

Мощи соловецких преподобных. Фото 1991 года.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий