Обретение святыни

Рубрика • Православная жизнь•

 

Кылтовский монасытрь Из архива М Игнатова

21 СЕНТЯБРЯ, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в возрождающемся Кылтовском Крестовоздвиженском женском монастыре произошло обретение главной святыни обители – Животворящего Креста Господня. Этот большой деревянный крест был поставлен в XVIII веке в глухих лесах на берегу речки Кылтовки пустынником Василием Алексеевичем Пестеревым.

По преданию, старец утонул в Выми в 1830-40 годах. А через некоторое время нашли охотники недалеко от его пустыни еще один маленький крест, который отнесли в церковь села Серегово. Каково же было всеобщее удивление, когда крест этот исчез из ризницы храма и обнаружился вновь на прежнем месте в лесу. Почитаемые святыни с момента основания монастыря бережно хранились в церкви Стефана Пермского, выстроенной на месте часовни, возле алтаря за правым клиросом.

В 1918 году советская власть закрыла монастырь. Когда вооруженные красноармейцы ворвались в покои игуменьи Филареты и начали сдирать со стен святые иконы, то боголюбивая старица потеряла сознание и через месяц умерла. Новой настоятельницей более чем у 200 насельниц стала матушка Ермогена, спасавшаяся в Крестовоздвиженском монастыре с момента его основания. Благодаря ее умелому руководству обителью, монастырская жизнь в этих стенах продолжалась до 1924 г., несмотря на всевозможные преследования. Затем на территории монастыря советские власти основали детскую колонию, а оставшихся матушек, в том числе и игуменью Ермогену, попросили покинуть стены монастыря в семидневный срок. Оставляя монастырь, матушки самые ценные святыни спрятали, закопав в обширных подвальных помещениях и в укромных окрестностях монастыря, известных только им одним.

Настоятельница вместе с восемью монахинями поселилась недалеко от монастыря, в Половниках, деревне, стоящей на другом берегу Выми, напротив впадения в нее речки Кылтовки. Здесь, в уединении, практически не выходя из скита, они продолжали свой молитвенный подвиг, доживая до глубокой старости и мирно отходя к Богу.

О благочестивой жизни и силе молитвы игуменьи Ермогены, пережившей вместе с матушкой Анной остальных монахинь, местные жители рассказывают легенды. Так, в 1949 году в весенний ледоход напротив домика, где жили монахини, образовался ледовый затор. Вымь в этом месте имеет ширину свыше ста метров. Нагромождения льдин вздыбились выше домов, стоящих на высоком берегу реки. Перегороженная плотиной вода быстро прибывала и подходила уже к самым домам, готовая всей силой необузданной стихии смыть их. Тогда из своей избушки вышла матушка Ермогена и перекрестила образовавшуюся плотину. На глазах у жителей произошло чудо: льдины раздвинулись и в образовавшуюся расселину с ревом хлынула вода, расчищая ледовый завал.

В 1965 году житель деревни прибуксировал на лодке по Выми большой деревянный крест, который плыл по реке Кылтовке. Игуменья, увидев поднятый из воды крест, сказала: «За мной прислали. Умру скоро, а крест этот поставьте на мою могилу». И действительно, умерла вскоре игуменья, дожив до 95 лет. По ее завещанию огромный крест водрузили на ее могиле.

***

Обо всех этих фактах из истории Кылтовского монастыря я узнал из публикаций в газете «Эском» (по рассказам местных жителей), из архивов. О последнем факте сообщалось в статье Анатолия Сакова « О чем скорбеть, о чем крушиться», напечатанной в газете в 1992 году. В ней автор задается вопросом: «Не из разоренного ли монастыря приплыл крест?» В самом деле, в наше время подвижники благочестия перевелись, кроме монастыря в 1965 году других населенных пунктов на Кылтовке не было. Если в то время и делались какие-то кресты, то только на похороны, а в монастырской тюрьме хоронили вообще без крестов, в братских могилах. Возможно, река вымыла спрятанную святыню, а может, добились успеха очередные кладоискатели, которые, найдя святыню, содрали с нее драгоценности, а крест пустили по реке…

Кылтовский монастырь из архива Е Соколовой

Вскоре с матушкой Стефанидой, игуменьей Кылтовского монастыря, мы были в Половниках. Старожил деревни проводил нас на кладбище. Мое внимание сразу же привлек необычный массивный деревянный крест, находящийся на окраине небольшого кладбища, рядом с высокими соснами. Только потом, когда мы подошли ближе, я прочитал скромную надпись на табличке: «Ермогена Дьячкова. 1870-1965 гг. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ».

Тщательно исследовав крест, мы обнаружили, что округлые оконечности его были опилены для того, чтобы над крестом соорудить домик-крышу, какие делаются уже на кладбищенских крестах. По всему кресту мы обнаружили маленькие гвоздики, которыми в ХIХ веке укреплялись при украшении святыни полотно с распятием, золотой глазет, а также золотые и серебряные украшения. Наш проводник сообщил нам, что раньше крест был большой, только потом его сделали вровень с другими крестами.

Как удалось выяснить у очевидцев, крест дважды падал, подгнивая в основании. Оба раза основание подпиливали, а крест вновь ставили на прежнее место. Местные жители очень уважали матушку Ермогену, хотя многие из них и не знали о ее прошлом. В благодарность ей они поставили на ее могилке красивую металлическую оградку и установили новый металлический крест, который привязали проволокой к деревянному. Кроме того, с обратной стороны деревянного креста вкопали массивный столб, который подпирал и надежно защищал святыню.

Молитва паломников у монастырской святыни

Отец Максим вместе с матушкой Стефанидой и старшей монахиней матушкой Ниной начали служить панихиду, а мы в это время стояли рядом и молились. Все мы пережили минуты благоговейного трепета перед святыней. Священник и монахини на коленях припали к святыне и целовали ее подножие. «Что же это? – все еще не веря в реальность происходящего, заключил о. Максим. – Мы можем теперь считать, что святыня обретена». И в раздумье добавил: «Сейчас надо как можно скорей перенести крест в монастырь. А поскольку теперь мы о святыне знаем, то враг рода человеческого будет всячески стараться мешать на пути ее обретения, пока она не будет в безопасности».

***

То, насколько предупреждение было верным, мы все вскоре почувствовали на себе. Враг человеческий стал чинить всяческие препятствия на пути обретения святыни. Все, кто так или иначе оказывал помощь в поисках креста, за те четыре дня, пока крест не был перенесен в монастырь, подвергались смертельной опасности. Борьба демонических и светлых сил, о которых ранее мы только читали, стала явна для нас воочию. Так, у легковой машины, на которой мы ехали обратно домой (вместе с м. Стефанидой и м. Еленой) дважды пришлось менять колеса, которые каким-то образом прокалывались. Водитель, изучая целые шины, недоумевал о странностях происходящего. Хорошо, что он оказался запасливым и, кроме запасного колеса, имел еще и запасную камеру. Напасти обрушились и на о. Максима, который вначале перевозил крест в княжпогостскую церковь. Но все-таки вера и решительные действия людей оказались сильнее.

Когда крест очистили, то оказалось, что он сделан из лиственницы. Местные жители кладут лиственницу в основание при постройке домов: дерево не гниет, а, наоборот, набирая влагу, становится со временем прочным как железо.

Чудо обретения святыни произошло на Рождество Пресвятой Богородицы, за неделю до престольного праздника Кылтовского монастыря – Воздвижения Креста Господня. Только одно это совпадение, которое произошло совершенно случайно, говорит о благоволении над обителью небесных сил, о помощи Самой Пресвятой Богородицы.

Здесь спасались и окончили свой земной путь великие подвижники веры Христовой, среди которых и пустынножитель Василий Пестерев, и дочь основателя монастыря купца Афанасия Булычева Анастасия Белявская, и обе игумении монастыря, прославившиеся еще при жизни своим благочестием и чудесами, творимыми силой молитвы ради спасения людей.

Их небесным заступничеством были сохранены главная монастырская святыня и большой каменный собор. Окончил здесь свой мученический земной путь и митрополит Одесский и Херсонский Анатолий, сосланный во время сталинских репрессий на Соловки, а затем переведенный по своему желанию в Кылтово.

В праздник Рождества Богородицы о. Питирим отслужил в обители торжественную литургию. После службы все обитатели и паломники Кылтовского монастыря отправились крестным ходом навстречу святыни. Несли иконы, венки, зажженные свечи, цветы, постоянно во время крестного хода пелись тропари.

Встреча святыни, привезенной на легковой машине, произошла на мосту через Кылтовку. Когда крест, завернутый в полотнище, освободили от веревок и открыли, всех охватил благоговейный трепет, многие плакали. У меня тоже слезы сами покатились по щекам.

С крестным ходом и пением величальной Господу святыню препроводили в храм Зосимы и Савватия Соловецких и установили на Голгофу, которую этой же ночью после всенощной соорудили специально для креста. Голгофа расположена возле клироса, с правой стороны от временного алтаря. Ни игумен Питирим, ни матушка Стефанида, определяя это место, не знали, что раньше святыня находилась в храме именно здесь, возле правого клироса. Как и много лет назад, с этого дня она снова заняла свое почетное место.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий