Иллюзия покоя

Рубрика • Лечебница •

Уважаемая газета «Вера»!

В экстрасенсов и колдунов многие верят, доверяют им. Я – не доверяю. Но в печати встречаются своего рода «лечебные настрои», и хочется знать: как к ним нужно правильно относиться верующему православному человеку? Например, к «целебным настроям» доктора Г.Н. Сытина из Всероссийского центра психологической поддержки человека?

В.Е.,

г. Сыктывкар


Из «настроя» Г. Сытина.

«Приятное спокойствие вливается в мою душу. Приятное спокойствие наполняет все мое тело. Я весь насквозь наполняюсь приятным-приятным, очень приятным здоровым спокойствием. В мою голову, во все мое тело вливается новая здоровая, новорожденная жизнь. Во все мои нервы вливается новорожденное, прочное здоровое спокойствие. Я весь насквозь наполняюсь приятным, очень приятным новорожденным здоровым – прочным спокойствием…»


Просвещенная Европа, смело выйдя из-под спасительной защиты христианства, отвергнув могучие силы Священного Предания, цементировавшего духовно-нравственную жизнь Запада с XI века (т.е. после разделения церквей на православную и католическую), в XX веке столкнулась с неожиданной лавиной душевных болезней, депрессий, самоубийств и начала искать способы оградить душу человека в бушующем мире, дать стимул к нормальной жизнедеятельности. Гордый человек современной эпохи стал удивительно уязвим для воздействия внешнего мира, легко впадает в малодушие и теряет смысл жизни.

Всемирно известный психотерапевт 3. Фрейд в начале своей профессиональной карьеры хорошо осознавал, что душа человека гибнет от нарушения нравственного закона, он задался целью научить пациента быть устойчивым против зла. Его ранние опыты пронизаны понятиями греха и добродетели. Но вместо церкви Фрейд предложил грешнику, разрушаемому страстью, клинику, вместо священника – врача, вместо исповеди – психоанализ, вместо таинств церкви – всецелое доверие к врачу, психотерапию, химические лекарства, диеты, водные процедуры. Следствием такой подмены стало почти культовое поклонение психиатру и психотерапевту, страстная влюбленность и приверженность больных к врачам.

Одним из многоразличных способов сохранения в норме психики современного человека стала, наряду с психоанализом, аутогенная тренировка – самонастрой, самовнушение, самоуговаривание.

Причина такой духовной всеобщей неустойчивости проста: в XIX веке диавол сыграл одну из самых удачных своих шуток с человечеством, заставив поверить людей в то, что его нет. Нет дьявола – значит, нет и рая, а следовательно, и Бога. Легковерное человечество приняло отсутствие мистической жизни за аксиому. Однако демоническое воздействие на жизнь человека приятно и незамечаемо лишь в первой стадии. Человечество, разуверившись в аде, чувствовало удивительный покой жизни, стабильность душевных и физических сил. Однако демоны, воздействуя на людей через их собственные делания и доводя их до исступления, т.е. до страстного состояния, начинают показывать свое лицо в разрушении души, болезни, распаде бытия.

Красивый, лощеный, комфортный, исполненный всяческого изобилия западный мир стал страдать расстройством сознания, массовыми психозами и неврозами. Бесы есть духи, и борьбу они ведут в сферах умственных. Мистический мир хлынул в сознание человека, раздвоил и ослабил его.

Древняя война дьявола с человеком проявилась в полной силе, но люди остались без двухтысячелетнего опыта ведения духовной брани. На этом фоне и появляются новые методы борьбы за сохранность сознания. Падшие ангелы через помыслы потемняют в глазах человека картину мира, делают невыносимой самую жизнь среди других людей. Окружающим со стороны хорошо видно, что ближний воспринимает действительность как бы через кривые очки, у него теряется понятие нормы, вообще добра, положительного значения бытия.

Как помочь такому больному? Только на мысленном же уровне. С помощью чужого здорового сознания удержать душу от саморазрушения. Так возникла аутогенная тренировка и психоанализ. Сразу оговоримся, что оба эти способа психокоррекции совершенно излишни для православного христианина и сколько-нибудь благотворное влияние они оказывают только на материалистически или язычески настроенных людей.

Аутотренинг ставит главной целью уверенность человека в своих собственных силах. Православному христианину известно, что «самость», самоуверенность, самодовольство есть проявление неправильной духовной жизни. Все упование наше должно возлагаться на Бога, в Его силе спасти нас. Мы должны быть непоколебимо уверены, к Нему взывать о помощи и поддержке. В христианах, как отмечают священники, аутогенная тренировка воспитывает трудноискореняемое упрямство, самочинство, ненадеяние на Бога. Тексты самонастроя Г.Н. Сытина (Москва, Всероссийский центр психологической поддержки человека) представляют из себя описание внутреннего состояния здорового человека. Тексты эти, с подачи Сытина, необходимо читать, представляя подробно, как все описываемое происходит с тобой в действительности – успокаивается сердце, нормализуется давление, появляется стойкость, веселье и т.д. Таким образом, данные настрои действуют как внушение. Отцы Православной Церкви всегда считали внушаемость способностью нездоровой. Психика христианина должна быть прочно замкнута для всякого рода фантазирования и мечтательности, сознание – предельно просто, восприятие мира без всяких прикрас, без усложнений. Внушение есть сила чужого сознания, усваиваемая нами как нечто собственное. Мы и сами себе можем внушить нечто. Это нечто называется мнением. То есть мы принимаем некое высказывание за истину, не задумываясь над его духовным значением и реальным воплощением. Такая доверчивость мнению уже граничит с состоянием прелести, прельщенности от злых духов.

Не счесть книг, выпущенных Сытиным

Наше понятие о мире искажено, мир кажется черным, наша духовная пустота разрушает физиологию организма, мы начинаем мучиться неврозами, дистонией, затем серьезными болезнями различных органов. Вместо возвращения к нормальному пониманию действительности, вместо смирения, анализа всей своей жизни с точки зрения греха и добродетели, вместо налаживания правильной духовной жизни нам предлагается еще одна иллюзия – мы сеем в себе с помощью аутотренинга и «настроев» иллюзию здоровья, покоя, нормы. Мы научаемся быть равнодушными (т.е. спокойными). Эта иллюзия на время, действительно, помогает нам. Но никакой «настрой» не изменит настоящей беды: не склеит разрушившейся семьи, не выручит из беды детей, не воскресит умерших родственников. Мы станем мнимо спокойны в самозамкнувшемся эгоизме, а, следовательно, люди станут еще более далекими по отношению к нам, чем были. Настрой не даст нам ни любви к ближним, ни сострадания. Нас учат избавляться от самого чувства беспокойства, а корень его, причину мы так и оставляем без вмешательства.

Православный христианин не имеет права быть равнодушным к жизни. Он обязан участвовать в ней деятельной силой молитвы и любви к ближним. Есть только один вид спокойствия у христиан – это возложение всех своих попечений на волю Божию. Но и это спокойствие не значит, что мы можем не сострадать чужому горю, не плакать о своих грехах, не переживать о судьбах своих близких. Все святые имели при отменно ровном кротком нраве и спокойном поведении дар слез, т.е. их сердце всегда болело о всех людских несчастьях и болезнях, все они несли на себе великую меру страдания за себя и весь человеческий род. Без этого страдания невозможно наше спасение.

Только один вид спокойствия мы должны в себе деятельно воспитывать: спокойное отношение к поношению, оскорблениям, унижениям, всякого рода лишениям и утратам. То есть мы должны воспитывать в себе смирение. Тогда мы действительно будем ровны в поведении, окружающим нас людям не будет тягостно наше общество, да и люди станут в нашем восприятии добрее и лучше.

Православный христианин должен всячески блюсти свой внутренний мир от каких бы то ни было вмешательств и воздействий извне, если они не учат его покаянию, терпению, милосердию и любви. Даже священнослужителям нельзя воздействовать на паству внушением (об этом не раз проповедовал о.Сампсон (Сиверс)), не разрешается подавлять сознание, подчинять своей воле и разуму. И преподобный Иоанн Лествичник, и авва Дорофей, и преподобные Оптинские старцы и отцы Троице-Сергиевой лавры учат нас не поддаваться чужеродным личностным влияниям и воздействиям, мы не должны поддаваться не только единичному, но и коллективному воздействию, если его требования противоречат заповедям. Есть и еще одно золотое правило, которому учат правоверных все святые отцы, начиная с ветхозаветного царя Соломона и пророка Иисуса Сираха и кончая схимонахом Сампсоном: не открывать жизнь своей души, своего сердца никому, кроме духовника и одного-двух доверенных лиц, ни на кого не перекладывать груз своих забот, оберегать молчанием и «спрятанностью» свою жизнь, если мы хотим, чтобы зависть бесовская и немощь человеческая не доставляла нам излишних скорбей, памятуя правило: тот, кто открылся черному человеку, стал зависим от него.

Елена ЧУЧКАЛОВА

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий