Заветный праздник
Рубрика • Традиции •
– Собранный вами, Валерий, материал, который мы публикуем ниже, нашим читателям отчасти знаком. В № 93 газеты за 1993 год была опубликована заметка нашего корреспондента Анатолия Сакова «Живая вода», в которой он рассказал о своей поездке в Усть-Кулом на Петрово заговенье, о старинном празднике у источника в этот день. Вы рассказываете еще об одном празднике, называемом не совсем обычно – Крест лун.
– Так же в этих местах называется праздник Покрова Богородицы и Рождество Божией Матери. Думаю, это связано с тем, что в разных диалектах коми языка икону, образ называют именно так – крест.
Раньше это был храмовый праздник всего села: священник совершал богослужение, ходил по селу, затем все село крестным ходом отправлялось на источник. В годы советской власти центральная часть праздника, которая была связана с храмом, по известным причинам ушла (кстати, в Усть-Куломе по сей день нет священника) и праздник превратился, по сути, в заветный, т.е. передаваемый из поколения поколение. И приобрел характерные для заветных праздников черты: стал праздником исключительно женским, потерял массовость, стал тайным. Агафья Егоровна, наставница, крайне неохотно и скупо рассказывала о нем и наотрез отказалась дать переписать духовные песни, исполняемые во время его.
Утром 8 сентября я был на богослужении в не восстановленном еще Петропавловском храме. Перед службой наставница жгла можжевельник в коше, кадила, потом женщины пели, была трапеза – все это очень напоминало поминки, какой-то традиционный народный праздник. Интересно, что крестятся двоеперстием, хотя называют себя православными.
Во многих местах на Севере России ситуация такая же. Храмовые праздники умерли, заветные – остались. И сегодня, когда эти праздники возвращаются в храм (а в них, конечно, появилось немало такого, что не соответствует Уставу и канонам Церкви), нужно очень бережное к ним отношение. А некоторые священники, настаивая на безусловной каноничности обрядов праздника, к сожалению, фактически уничтожают их народный характер да и сам праздник – примеры тому есть, например в Карелии. А это не только обеднение православия, но и трагедия культуры. Так получилось, что эти заветные православные праздники и обряды вобрали в себя, по сути, всю традиционную культуру народа.
КРЕСТ ЛУН
В селе Усть-Кулом на реке Вычегде издавна отмечается праздник Сретения Владимирской иконы Богородицы (8 сентября н.с.), который местные жители называют Крест лун. В прошлом в этот день после утренней службы в храме совершался крестный ход по селу и его окрестностям, где устраивался молебен у двадцати двух обетных крестов. По традиции крестный ход завершался в местечке Нюр Курья (в трех километрах от села) у часовни, поставленной на роднике, который называют Источником явления Божьей Матери.
Есть несколько народных преданий о происхождении традиции проведения этого праздника у вычегодских коми. Одно из преданий было зафиксировано в 1993 году со слов старожила села Усть-Кулом Марии Никитьевны Сидоровой (1913 года рождения):
«Говорят, в местечке Нюр Курья один мужчина видел явление образа Пресвятой Богородицы. Богоматерь спустилась с ночного неба на белом камне, похожем на челпан (круглый хлеб). Эту икону мужчина поутру принес в житник. Но образ сам вышел из житника, и на следующее утро его вновь нашли у источника. Так повторилось три раза. Ночью одной женщине было видение во сне: “Пресвятая Богородица просила, чтобы ее образ вернули на источник и поставили в храм. Тогда и решили построить деревянную часовню для образа прямо на источнике, а на месте явления Божьей Матери – рядом со священным камнем – установили большой деревянный крест».
Марья Никитьевна вспоминает: «…Красную крышу часовни венчал деревянный крест, а внутри храма был построен колодец». На Крест лун к часовне приходили крестным ходом с иконами: впереди несли самую большую церковную икону – Спасителя, а за ней иконы поменьше и домашние образа. В часовне проходила служба, в ходе которой священник освящал воду в часовенном колодце. Освященной водой девушки мыли иконы. В надежде на исцеление в водах Источника явления Божьей Матери купались больные и старики, женщины умывали своих детей. Целительную воду набирали в берестяные туеса и уносили домой, где хранили под образами в красном углу в течение всего года.
По поверьям, искупавшись обнаженным в источнике до полудня 8 сентября (нового стиля), можно избавиться от шевы. Считается, что «можно даже услышать, как шева будет выходить с диким криком из тела больного человека, окунувшегося в воды источника». По некоторым наблюдениям, и в наши дни страдающие шевой люди тайно на восходе солнца посещают целебный источник на Крест лун и в Покров Пресвятой Богородицы (отметим, “лун” по-коми значит “день”).
В прошлом на Крест лун у обетного креста, рядом со священным камнем, устанавливали иконы и также проводили молебен. У подножия креста устраивали трапезу, угощали нищих. Еще совсем недавно на Крест лун здесь было много народа.
Часовня на Источнике явления Божьей Матери стояла вплоть до конца 30-х годов XX века. Обетный крест у священного камня несколько раз обновляли, меняя место его расположения. В последний раз крест ставил Елесь Вась (Нестеров Василий Алексеевич, 1928 года рождения) в конце 40-х годов. Рассказывают, что однажды он пошел на охоту и заночевал в лесной избушке, оставив у входа ведро с углями. От сильного ветра начался пожар, и Елесь Вась вовремя проснулся от лая собаки. Сам охотник решил, что спас его от огня образ Пресвятой Богородицы, который он всегда носил с собой («через всю войну пронес и жив остался»). После этого случая Елесь Вась и дал обет поставить новый крест около священного источника.
Эти святыни сегодня посещаются женщинами не только на Крест лун, но и в будничные дни. По поверьям, священный белый камень, покоящийся у обетного креста, может помочь больным женщинам избавиться от бесплодия, а девушкам найти успокоение от страданий в неразделенной любви. Считается, что можно избавиться от болезней и страданий, если поставить «вежа из» себе на голову и обойти крест три раза по солнцу, читая при этом молитву во славу Пресвятой Богородицы, а затем умыться в водах источника.
На Крест лун и на Покров можно наблюдать, как до утренней службы в церкви Петра и Павла многие пожилые женщины, нередко вместе с маленькими детьми, направляются к священному источнику с посудой в руках, чтобы принести в дом целительной, «от всех болезней» воды. Со священной водой женщины приходят в церковь на службу, которую проводит на коми языке Агафья Егоровна Кипрушева (1917 года рождения) – глава православной общины и инициатор восстановления храма Петра и Павла в селе Усть-Кулом. Здесь же, в стенах храма, устраивается после 12 часов праздничная трапеза.
А.Е. Кипрушева вспоминает: «В 28 лет сильно заболела и решила в первый раз сходить ко кресту… С тех пор борюсь с болезнями и все жива благодаря Источнику явления Божьей Матери».
В. ШАРАПОВ, научный сотрудник КНЦ
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий